МОРАЛЬ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Моральные нормыявляются результатом многовекового опыта человеческого общества, которое всегда стремилось к тому, чтобы каждый человек и общество в целом могли гармонично сосуществовать. Само слово «мораль» восходит к культуре ранней Античности и происходит от латинского «mores», что значит «нравы». Термин «нравственность», имеющийся в некоторых европейских языках и в русском, можно рассматривать как прямой перевод этого латинского слова, а потому синоним «морали».

Нравы – это массовое, реально практикуемое людьми поведение (образ жизни определенной общности), оценивающееся с точки зрения добра и зла («добрые нравы» и «преступные нравы»). Другое исходное смысловое значение латинского слова «mos» — закон, правило, предписание – высвечивает аспект морали как области нормативной регуляции поведения людей (должное поведение).

Человечество постоянно преследовало, как одну из важнейших целей, гармонию в совместном проживании людей. Нормы морали возникли как результат усилий человека разграничить добро и зло, определить, что же такое добродетель. Мораль играет важнейшую роль в жизни человека и общества.

Функции морали

  1. Оценочная. Оценка реальности производится через призму понятий морального сознания: добро, зло, справедливость, долг, совесть, честность, ответственность и др. Реально существующее сопоставляется с моральным эталоном – с должным. Моральные оценки имеют универсальный характер и распространяются на большую часть поступков человека. Чего нельзя сказать о правовых оценках или политических. Моральные оценки опираются на моральные убеждения оценивающего индивида и авторитет общественного мнения, то есть существующие социальные стереотипы.
  2. Познавательная. Эта функция связана с оценочной. В процессе оценки с моральной точки зрения тех или иных поступков индивид получает представление о нравственном содержании внутреннего мира других людей и своего собственного, о соответствии между официальной идеологией государства, моралью общества и индивидуальной моралью.
  3. Мировоззренческая. Моральные нормы в их взаимодействии с жизненной практикой являются одним из важнейших элементов картины мира, формирующейся в сознании человека. Мир в нашем представлении может быть устроен справедливо или нет, быть воплощением добра или зла, или ареной их борьбы и пр.
  4. Воспитательная. Воспитание, как формирование нравственного базиса личности, – естественная и необходимая часть всего процесса воспитания.
  5. Регулятивная. Мораль регулирует практически все сферы жизни людей (в отличие, например, от права и политики), предъявляя человеку максимальные требования и осуществляясь через авторитет общественного мнения и внутренние механизмы морального самоконтроля (совесть).

Нормы морали отличаются от правовых тем, что они не зафиксированы в государственных и международных регламентирующих документах. Нарушение моральных стандартов влечет за собой не такие наказания, как нарушение правовых норм; чаще всего нарушение моральных устоев наказывается общественным порицанием, которое проявляется в различных формах: в виде критических замечаний, осуждения, порицания, отказа в общении. Главное отличие морали как социального регулятора – сознательный выбор человеком ориентиров должного поведения в обществе, в соответствие с чем он и старается поступать в различных жизненных ситуациях. Общество через механизм моральной регуляции воздействует на человека не непосредственно, напрямую (открыто принуждая к выполнению норм), а через формирование общих представлений о добре и зле, благе и справедливости и т.д. – о подлинной человеческой жизни.

Основные категории морали

Основными категориями морали являются добро и зло, долг, стыд, совесть, вина, свобода и ответственность, любовь, смысл жизни и т.п. Рассмотрим некоторые из них.

Свобода и ответственность

Эти категории морали находятся в неразрывной связи друг с другом. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за содеянное перед собой и перед людьми.

Вести себя ответственно – значит быть способным активно действовать на своем месте, поступать согласно логике событий, осознавая последствия своих действий для себя и для других. Это значит предвидеть последствия каждого своего шага и стремиться предотвратить возможный негативный ход событий. Ответственность невозможно реализовать, если не понимать или игнорировать потребности других людей и не уметь прогнозировать их поведение и реакции. Весьма затруднительно также проявлять ответственность, если смутно представлять собственные цели и возможности.

Говоря об ответственности за других, мы имеем в виду уважительное отношение к личности другого человека, стремление помочь, поддержать, в ситуациях, когда это необходимо. Мы ответственно ведем себя по отношению к другим, когда способствуем их развитию, их моральному и психологическому благополучию. Равнодушие к другому, как и попытка насильно навязать собственные представления о наилучшем – это всегда безответственное отношение к нему. То же касается и отношения к самому себе.

Долг

С понятиями свободы и ответственности связаны этические категории, выражающие реальные феномены моральной жизни. Важнейшая из них — долг.

Долг — это необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться воле более значимой, чем моя собственная. Долг только тогда становится собственно нравственным феноменом, когда следование его требованиям является добровольным. Нравственный долг — это наше сознательное и свободное подчинение моральному повелению. Следуя долгу, мы всей душой признаем приоритет более высокого начала, нежели наши собственные потребности, желания и планы.

Совесть

Совесть особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, проверяя, выполняется ли долг. Это своего рода внутренний контролер, сверяющий реальное поведение человека с его нравственными установками и реагирующий на появление диссонанса. Эти реакции проявляются через эмоциональную сферу переживанием недовольства собой, чувством вины. Совестливый человек – это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования.

Часто с совестью путают стыд. Но следует помнить, что стыд – это переживание своего несоответствия моральным требованиям других, а совесть обличает человека перед лицом его собственных идеалов. Через переживание стыда на человека воздействует общество, его окружение. Стыд, в отличие от вины, не более чем форма общественного воздействия.

Вина и раскаяние

Вина это переживание несоответствия моральным нормам и невыполнения своего долга перед лицом собственного внутреннего «я» или перед Богом. Мы чувствуем вину без всякой оглядки на мнения других. Вина возникает в ситуации, когда человек чувствует личную ответственность за происходящее и считает, что именно он сам является причиной чужих страданий или нарушения долга. Вина тяготит его, парализует волю, вызывает самоуничижительные мысли. Не удивительно, что люди частенько пытаются избавиться от чувства вины, стараясь психологически переложить ее на других.

Правда, честность и справедливость

Среди высших нравственных ценностей важное значение имеют правда и справедливость.

Правда — это соответствие наших представлений объективному положению дел.Правдивость — это освещение событий или высказывание своих взглядов без подмены, недомолвок и искажений. Она делает индивидов доступными друг другу, облегчает сосуществование индивидов. Правда тесно связана с достоинством человека: тот, кто уважает себя самого, стремится избежать всякого притворства и нечестности, стыдится быть уличенным во лжи, не хочет вводить в заблуждение других людей, ибо уважает их и ценит, а не только из страха разоблачения. Тот же, кто охотно лжет, — не ценит и не уважает других; он ставит их в глупое положение, мешает им правильно сориентироваться, сбивает их с толку. Однако при этом он теряет и собственное достоинство.

Дело в том, что нет на свете ничего тайного, что не стало бы явным. Практически любой обман рано или поздно бывает разоблачен, а единожды солгавший потом вызывает у окружающих устойчивое недоверие. Лжеца не уважают, его презирают или опасаются, от общения с ним стараются уклониться. Ему не приходится рассчитывать на искренность окружающих.

Вот почему обвинение во лжи считается глубоким оскорблением, посягательством на нашу честь. Для честного человека подобные подозрения оскорбительны и обидны. Впрочем, обидно и досадно бывает и уличенному лжецу. Обманщики часто как бы скрывают от самих себя собственный порок, называя его не ложью, а умом, ловкостью, сообразительностью, хитростью. Разоблачение демонстрирует им степень их собственного падения, указывает на резкое расхождение с общепринятыми нормами нравственности.

Впрочем, вопрос о необходимости правды не так прост. А всегда ли уместна правда? А всегда ли говорящий правду совершает безусловно благое дело? Всякую ли правду надо говорить в глаза человеку? Надо ли громко объявлять инвалиду, что он — инвалид, твердить старику, что дни его сочтены, а некрасивой женщине, что она некрасива? Эта правда становится разрушительной для людей. Более того, следует задуматься, всегда ли то, что мы считаем правдивым – соответствующим реальности, является таковым? Не есть ли наше желание «резать правду» в глаза не более чем потребностью утвердиться за счет других, поднять собственную пошатнувшуюся самооценку, унизив достоинство другого человека? Таким образом, оказывается важным не только то, что мы делаем (в данном случае говорим правду), но и то, для чего мы это делаем. Если цели и/или результаты безнравственны, то и использование благих средств (правды в данном случае) не становится нравственным поступком.

Честность

Первый смысл слова «честность» — «правдивость» — тот, кто не лжет, не обманывает, говорит правду, является правдивым. Однако в русском языке честность имеет и ряд других, не менее значимых смыслов.

Прежде всего, честный – это не вор, то есть, это человек, который никогда не присвоит чужого, будь то вещь или идея. Честность, понятая в этом смысле, является важнейшим условием всякого человеческого взаимодействия, это практическая добродетель, без которой невозможно даже элементарное совместное действие.

Честность означает также верность. Честный человек — не предатель, он не проявит коварства, не нарушит данного слова, не обманет надежд и ожиданий, если они ему известны, а сделает именно то и именно так, как об этом было условлено. Честность как верность выражается в совместном преодолении трудностей: при возникновении проблем у партнера (не важно деловое это партнерство или личное) верный дружбе или договоренностям сделает все, чтобы помочь ему. Честностью мы также называем последовательное выполнение взятого на себя долга.

Честность как деловое, практическое качество выражается в необходимой открытостинаших мыслей, чувств и намерений для других людей.

Наконец, честность нередко выступает как справедливость – это положительное духовно-нравственное качество личности и деятельности, характеризующее человека, живущего по принципу соответствия морали и закона. Справедливость включает в себя представление о должном порядке взаимоотношений между людьми, о соответствии прав и обязанностей личности, о воздаянии каждому по заслугам и др. При честном поведении каждому, кто участвует в совместном начинании, достанется та доля вознаграждения или наказания, которую он заслужил, и это считается справедливым. Справедливость исключает субъективизм, произвол, фаворитизм, сговор. Она входит в сознание людей и служит критерием оценки всего, что происходит вокруг них.

Современное общество и мораль

Характерной особенностью современного обществаявляется обретение им новых измерений материальной и духовной культуры, которые определяют моральные параметры и нового типа человека, формирующегося в этом обществе. В процессе становления информационного общества происходят социокультурные изменения, которые являются в определенной степени опасными для духовного и физического здоровья человека.

Процесс подъема на новую, более высокую стадию социального и технологического развития всегда неизбежно сопровождается качественным изменением общей культурно-ценностной иерархии, определяющей образ жизни и картину мира людей, основные приоритеты их духовных ориентаций, формы общения, творчества, трансляции знания и т.д. И в этом нет никакой исторической трагедии – на смену одной культуры приходит другая, обеспечивая выживание и развитие человечества. Однако современный этап развития общества и свойственные ему социокультурные новации дают основания говорить не просто об изменении типа культуры и человека, но о приближающейся «антропологической катастрофе». Возможно данный термин звучит слишком пафосно, но он уже вошел в научный лексикон, и не без оснований.

Укажем некоторые негативные для человека следствия в развитии современного общества и его культуры. Прежде всего, главным отличием современного общества является проникновение науки и техники (и, следовательно, свойственный им тип рационального мышления) во все сферы жизни. С этим связана рационализация всей жизни человека. Современный человек живет в мире, где духовное и моральное (нравственное) повсеместно подменяется рациональным, социально целесообразным, практичным и т.д. Это не могло не сказаться на типе самого человека, его духовном мире.

Возникает новый тип человека – «человек рациональный», для которого нет и не может быть рационально необоснованных норм добра, милосердия, самопожертвования и т.д., тем более если они противоречат безудержному практицизму и другим ценностям потребительского общества. Порою такой человек отрицает саму постановку проблем духовного бытия личности. На первый план в его жизни выходят эгоистические интересы индивида как биосоциального существа или экономические интересы общества, которые опять же обеспечивают его (индивида) материальное благополучие. Таким образом, атрофия морального и духовного начала в человеке дополняется гипертрофированием его биосоциальных ориентаций.

Однако, результаты использования разума преимущественно как средства приспособления человека к современным условиям своего существования, максимального удовлетворения своих материальных потребностей за счет господства общества над природой все очевиднее превращаются в свою противоположность. Подтверждением этому являются современные экологические проблемы, которые постепенно сливаются в одну глобальную проблемы выживания человечества.

В опасности оказалась не только природная среда обитания человека и сам человек как биологическое существо, но и сама человеческая духовная сущность, в том числе связанная с моралью. Решение колоссальных по своей сложности глобальных проблем современности невозможно без глубинного внутреннего преобразования человека, формирования специальной экологической морали. Введение еще в ХХ веке понятия «ноосфера» в научный оборот уже было актом осознания человечеством своей ответственности за продолжение эволюции природы, за сохранение жизни на Земле.

Ситуация осложняется возрастанием роли массовой культуры в современном обществе. Массовая культура как культурный продукт, профессионально создаваемый для потребления его большими массами людей с помощью необходимых для этого технических средств, явление очень неоднозначное в своем влиянии на современную жизнь и человека. Массовая культура – средство манипулирования сознанием масс. С ее помощью сегодня как никогда раньше можно эффективно выдавать узкогрупповые интересы за общечеловеческие (явление не новое в истории и более связанное с идеологией) и формировать стандартные вкусы, цели, ценностные ориентации общества потребления.

С развитием Интернета мифологизирующая роль массовой культуры еще более возрастает. Создается угроза диктата со стороны тех, кто управляет процессом создания коммерческого культурного продукта и распространения его через всемирную информационную сеть. Они сегодня имеют возможность создавать свою технологическую культурно-эстетическую реальность, которая их устраивает, а не отвечает интересам общества и моральной личности. Не случайно сегодня материальные потребности все чаще возводятся в ранг моральных ценностей, подаются как символ цивилизации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *