Аудит готовой продукции и её продажи

Цель аудита готовой продукции и её реализации – установление полноты оприходования готовой продукции, правильности исчисления выручки от реализации и себестоимости проданной продукции.

Источниками информации для проверки учёта выпуска готовой продукции и её реализации служат: карточки складского учёта готовой продукции, ведомости учёта остатков готовой продукции на складе, ведомости учёта движения готовой продукции на складе, ведомости выпуска готовой продукции, акты приёма выполненных работ, приёмо – сдаточные накладные, договоры купли – продажи , поставки, счета – фактуры, книга продаж, накладные на отпуск готовой продукции, доверенности покупателей, платёжные поручения, платёжные требования, учётные регистры ( ведомости, журналы – ордера, машинограммы) по счетам 20, 23, 40, 43, 45, 50, 51, 60, 62, 90, 99 и др., Главная книга, бухгалтерская отчётность.

Для проверки объёма производства продукции используются данные первичных документов (приёмо – сдаточные накладные, акты приёма выполненных работ, ведомости выпуска готовой продукции) и производственных отчётов, актов инвентаризации незавершённого производства, регистров аналитического и синтетического учёта. Показатели фактического выхода и сдачи на склад готовой продукции по фактической себестоимости, учтённые по дебету счета 43, сравнивают с оборотами по кредиту счетов 20, 23. Себестоимость выполненных работ и оказанных услуг проверяется путём сопоставления кредитовых оборотов по счетам 20, 23 и дебетовых оборотов по счету 90.

Аудитор должен выяснить, как оценивается готовая продукция.

Готовая продукция может оцениваться: по фактической производственной себестоимости и по учётным ценам ( в качестве учётных цен может использоваться плановая (нормативная) себестоимость. Выбранный вариант оценки готовой продукции должен быть записан в учётной политике предприятия, а в рабочем плане счетов

счета для её учёта – счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция».

Фактическое движение готовой продукции проверяется по данным отчётов о движении материальных ценностей на складах. Выясняется организация складского учёта готовой продукции, правильность и своевременность оформления первичных документов и отражения их данных на счетах бухгалтерского учёта.

Проверяя правильность определения выручки от реализации продукции, аудитор должен выяснить применяемый предприятием метод её исчисления для целей налогообложения:

1) по мере отгрузки продукции и предъявления покупателям расчётных документов (метод начисления),

2) по мере оплаты покупателями расчётных документов за отгруженную продукцию (кассовый метод).

Выбранный вариант определения выручки для целей налогообложения должен быть зафиксирован в учётной политике предприятия и должен распространяться также на реализацию основных средств и прочих активов, отражаемую на счете 91.

Аудитор должен удостовериться по данным учётных регистров по счетам 50, 51, 62, 68, 90, 91 и др. в правильности отражения в учёте выручки от реализации продукции в соответствии с принятой учётной политикой. При изучении операций по реализации продукции аудитор должен проверить наличие договоров на поставку продукции и правильность их оформления, правильность оформления счетов – фактур и исчисления НДС по проданной продукции, своевременность записей их в книге продаж, соблюдение сроков оплаты покупателями за продукцию и т.д.

Правильность определения себестоимости реализованной продукции аудитор выясняет путем пересчёта показателей «Расчёта фактической себестоимости отгруженной (реализованной) продукции». Отгрузка по фактической себестоимости определяется как сумма отгрузки по учётным ценам и отклонений. Сумма отклонений рассчитывается исходя из уровня среднего процента отклонений, который определяется как отношение суммы отклонения фактической себестоимости от учётной цены к сумме остатка готовой продукции на начало периода и ее выпуск за период по учетной цене. Отклонения со знаком «плюс» (перерасход) отражаются на счетах 43 или 40 и 90 обычной записью, а со знаком «минус» (экономия) – сторнировочной.

Расходы, связанные со сбытом продукции (расходы на тару и упаковку, по доставке продукции на станцию отправления, погрузке в вагоны, автомобили, комиссионные сборы, расходы на рекламу и т.д.) учитывают на счете 44 «Расходы на продажу». Аудитор путём сверки данных первичных расчётно – платёжных документов и учётных регистров по счету 44 должен выяснить организацию аналитического учёта этих расходов, проверить правильность их распределения между видами реализованной продукции. Распределение должно производиться пропорционально стоимости

реализованной продукции по фактической себестоимости или учетным ценам.

Аудит реализации готовой продукции завершается проверкой правильности исчисления финансового результата от продажи продукции.

Прибыль от продажи продукции – это превышение выручки от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов над затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

Прибыль или убыток от продаж выявляется на счете 90»Продажи». Необходимо, чтобы аналитический учёт по счету 90 был организован по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказанных услуг.

Контрольные вопросы:

1. Назовите первичные документы, необходимые для проверки наличия готовой продукции на складах.

2. Назовите документы, необходимые для проверки реализации продукции.

3. Как осуществляется аудит системы учета готовой продукции?

4. Как осуществляется аудит оценки готовой продукции?

5. В чем состоят особенности аудита выручки от реализации?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *