Виды предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность по природе своей весьма разнообразна, однако большинство ученых сходятся во мнении, что наиболее полно классифицировать предпринимательскую деятельность можно в соответствии с основными фазами производственного цикла (производство – обмен — распределение – потребление), выделяют следующие виды

  • производственная,
  • коммерческая,
  • финансовая,
  • консультативная.

Каждый вид деятельности имеет свои характерные особенности и относительно самостоятелен. В то же время они взаимно дополняют друг друга, и в конечном итоге эффективность деятельности предпринимателя определяется рациональным их сочетанием.

Производственное предпринимательство

К производственному предпринимательству относится деятельность, при осуществлении которой предприниматель непосредственно занят производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, которые как товар подлежат последующей реализации конечным потребителям или посредникам. При этом функции производства являются для предпринимателя основными, тогда как другие функции воспроизводства играют вспомогательную, но также достаточно важную роль.

Учет всех факторов производства осуществляется в бизнес-плане предпринимателя. При этом, если предприниматель планирует заниматься только производственной деятельностью, он должен наладить связи с субъектами других видов предпринима­тельской деятельности (коммерческой и финансовой).

Для осуществления производства предприниматель использует как собственные средства производства и рабочую силу, так и привлеченные (наемных работников; средства, взятые в аренду; лизинг и др.). Он заключает договоры с наемными работниками и соответствующими коммерческими организациями.

Осуществление производственной предпринимательской деятельности, как правило, связано с большими денежными затра­тами, тем более в сельском хозяйстве, в котором основная масса выручки поступает в летне-осенний период, а денежные затраты осуществляются в течение всего календарного года. Следовате­льно, необходимо привлечение в отдельные периоды заемных средств банка и других кредитных учреждений.

Конечной стадией производственного предпринимательства являются реализация покупателю товарной продукции (работ, услуг) и получение денежной выручки.

Коммерческое предпринимательство

Коммерческое предпринимательство распространяется на фазы обмена, распределения и потребления товара, то есть определяющую роль в нем играют товарно-денежные и торгово-обменные операции. Основу этого вида предпринимательской деятельности составляют операции и сделки по купле-продаже товаров. Приобретаемые материальные ресурсы предприниматель покупает в виде готового товара, который затем реализует потребителю.

В бизнес-плане такого предпринимателя прорабатываются прежде всего вопросы, связанные с маркетинговой деятельностью, и осуществляется расчет затрат и результатов различного вида коммерческих сделок. Основными затратами в данном слу­чае кроме затрат на покупку товара для последующей продажи являются: наем работников для выполнения различных коммер­ческих операций, приобретение или аренда складов, баз, торго­вых точек, необходимых для хранения и реализации товара, по­лучение и оплата различного вида услуг, рекламная деятельность, налоги и др.

Финансовое предпринимательство

Финансовое предпринимательство — особый вид предпринимательства, в котором объектом сделки являются специфические товары — деньги, валюта, ценные бумаги.

Предприниматель может выступать как в роли продавца, так и в роли покупателя финансовых ценностей (активов). Например, если предприниматель имеет свободные деньги, валюту, ценные бумаги, он может их продать или предоставить в долг за определенную плату и под определенный процент. В роли таких предпринимателей выступают банки и другие кредитные учреж­дения.

Сельскохозяйственные предприниматели могут приобретать ценные бумаги с целью получения определенного дохода — дивидендов (процентов) и прибыли от реализации бумаг на финан­совом рынке по более высокой курсовой цене.

Специфическим видом финансового предпринимательства являются выпуск и продажа ценных бумаг самим предпринимате­лем. Например, сельскохозяйственные акционерные общества могут выпускать различные виды и типы акций, облигаций и других видов ценных бумаг, предусмотренных действующим за­конодательством. Полученные в результате продажи ценных бумаг средства направляются на развитие основного производст­ва, то есть производственное предпринимательство.

Консультативное предпринимательство

Консультативное предпринимательство (консалтинг) — предпринимательская деятельность, сущность которой составляет консультирование производителей, продавцов, покупателей по обширному кругу юридических и экономических вопросов (финансы, создание и регистрация фирм, внешнеэкономические связи, исследование и прогнозирование товаров, ценных бумаг, инноваций), а также подготовка документов, необходимых при создании новых организаций и фирм.12 Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (FEACO — ФЕАКО) констатирует: «Консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации».

Консультативное предпринимательство

Консультативное предпринимательство осуществляется в различных формах: в виде разовых платных устных советов, в виде фундаментальных письменных проектов и т.п.

Разновидности консультативного предпринимательства:

  1. Аудит — проверка финансовой отчетности фирм, её экспертная оценка.
  2. Бухгалтерское обслуживание:

— осуществление или восстановление бухгалтерского учета внешними по отношению к клиенту бухгалтерскими фирмами;

— консультативные услуги по организации и совершенствованию бухгалтерского учета.

  1. Юридический консалтинг:

— правовые услуги, юридические советы;

— экспертные заключения о соответствии действия или документа юридическим нормам.

  1. Обеспечение информационными технологиями — разработка и консультирование по использованию компьютерных программ, созданию баз данных, компьютерных сетей.
  2. Инжиниринг — услуги по инженерной подготовке и обеспечению процесса производства, строительства и эксплуатации различных объектов.
  3. Инвестиционное обслуживание — финансовые услуги и консультирование.
  4. Рекрутмент — услуги по подбору и оценке кадров.
  5. Реклама — консультирование и проведение мероприятий по созданию положительного образа (имиджа) товара или фирмы.
  6. Деловая информация — услуги по предоставлению экономической, технической, социальной, юридической и прочей информации.
  7. Лоббирование — воздействие на государственные органы для создания оптимальных условий осуществления деятельности фирмы.

11. Образовательный тренинг — активное образовательное повышение квалификации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *