Античная философия. Жизнь и учение Сократа

Благороднейшим представителем Древней Греции был Сократ (469–399 гг. до н.э.). Он родился в Афинах в простой семье: отец Софрониск – ремесленник-ваятель, мать Финарета – повивальная бабка. Любой человек в мире слышал это имя. В имеющихся энциклопедиях мы читаем краткую справку: Сократ, древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – так называемого сократического метода. Был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд цикуты). Излагал свое учение устно; главный источник сведений о нем – сочинения его учеников Ксенофонта и Платона.

Цель философии – самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Сократ – античный философ, учитель Платона, воплощенный идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества. С именем Сократа связано первое фундаментальное деление истории античной философии на до- и послесократовскую. Это деление отражало интерес ранних философов 6–5 вв. («досократики») к
натурфилософии, а последующего поколения софистов 5 века к этико-политическим темам,главная из которых воспитание добродетельного человека и гражданина.

Учение Сократа было устным. Все свободноевремя он проводил в беседах с приезжими софистами и местными гражданами, политиками и обывателями, друзьями и незнакомыми на темы, ставшие традиционными для софистской практики: чтоесть добро и зло, что прекрасно, а что безобразно,
что такое добродетель и порок, можно ли научиться быть хорошим и как приобретается знание.

Для Сократа суть человека – душа, она источник его совершенства и счастья, делает его лучшим; богатства, красота, почести, успехи – это внешние блага. Поэтому в людях надо пробуждать внутреннее стремление к духовному совершенству, к мудрости или добродетели путем самоанализа, самоиспытания. Эта приобретаемая божественная мудрость служит для человека основой его единства с самим собой или внутренней гармонии.

Интересны его рассуждения о сущности добродетели и путях ее приобретения. Обличая запутанность взглядов софистов по этому вопросу, Сократ считал нужным уяснить, что такое добродетель. В ходе бесед он обращается не к отдельным, эмпирическим видам или моментам добродетели, а стремится найти признаки, присущие всем видам добродетели. Так как добродетели и разные их виды – суть предметы переживания глубин души, то их уяснение невозможно без самоуглубления, без самопознания.

На этом пути человеку открываются общие свойства добродетели: мудрость, рассудительность, мужество, справедливость и святость. Добродетель есть некоторое знание, знание о «лучшем», о совершеннейшей жизни. Если искать общее название для всех ее видов, то это – мудрость. Ксенофонт говорил, что «справедливость и всякую другую добродетель Сократ почитал мудростью,
и кто, …не имеет мудрости, тот не умеет совершить ничего доброго и похвального».

Итак, правильное поведение и истинное знание не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознаннои по внутреннему убеждению. Если человек ведет себя хорошо, потому что, например, «все» так делают, то, если «все» станут вести себя плохо, у него не будет причин быть добродетельным. По Сократу, не только истинно моральное (благо) всегда сознательно, но и сознательное – всегда хорошо, а бессознательное – плохо. Если кто-то поступает плохо, значит, он еще не знает того, как следует поступать (зло – всегда ошибка суждения), и после того, как его душа будет очищена от ложных предрассудков, в ней проявится природная любовь к добру.

В применении своих этических принципов к государственной жизни Сократ был вполне последователен. Он настаивал на необходимости знанияи требовал, чтобы правителями были люди знания, т. е. высказал требование, которое Платон развилв своем идеальном государстве. Сократ смотрелна государство, как на порядок, обоснованный божественным планом, не являющийся продуктомэгоистического произвола. Испытывал особое уважение к работе и физическому труду.Из сократовского положения о единстве знания идобродетели вытекали два существенных вывода:

– никто не зол по доброй воле, а лишь по незнанию; знающий, не может поступать дурно;

– всякий может стать добрым, приобретя знание, развивши свой интеллект (диалог Платона«Протагор»).

Таким образом, Сократ пробуждал в людях внутреннее стремление к мудрости или добродетели путем самопознания, самоуглубления. Девизом «самопознания» определялся метод учительства Сократа – диалог. Он ничего не давал слушателям от себя в готовом виде, а побуждал их все находить в себе. Призвание свое Сократ видел в исследовании себя и других людей.

Сократ первый указал, что образование должно исходить и строиться на познании человека или его души. Истинное образование к мудрости, которое может усовершенствовать человека, должно исходить изнутри человека, иметь своей основой самопереработку имеющихся в душе впечатлений и знаний. Истинно образующее обучение то, которое возбуждает к самодеятельному размышлению. Воспитывающее к мудрости обучение должно помогать обучаемому – самому формировать свои знания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *