Бытие в философии 19 века

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (27.8.1770, Штутгарт – 14.11.1831, Берлин), нем. философ, создатель системы «абсолютного идеализма».

Критика Гегелем старой метафизики: «Эта метафизика сделалась догматизмом, так как должна была принимать, что из двух противоположных утверждений…, одно должно быть истинным, другое – ложным». Другая ошибка догматической метафизики в определении первой ее части Онтологии, как «учения об абстрактных определениях сущности. Для этих определений в их многообразии… не существовало принципа; их должны были поэтому эмпирически и случайным образом перечислять… При этом могла идти речь лишь о соответствующей словоупотреблению правильности анализа.., а не об истинности и необходимости таких определений».

Гегель критикует и все прочие части догматической метафизики – психологию, космологию, теологию, за их пристрастие к абстрактным построениям разума, не связанным друг с другом логичным и единым принципом: «Вместо того чтобы достигнуть конкретного тождества, эта метафизика застревала в абстрактном».

Похвалив Канта за его критику возможностей чистого (независимого от опыта) разума в метафизическом познании, Гегель заметил, что Кант сам догматически остановился на противоречиях (или антиномиях) в познании бесконечного, остановился «на непознаваемости вещей в себе, а не проник до познания истинного и положительного значения антиномий». Именно в древнем троичном принципе Гегель нашел способ примирения всех антиномий и основу для классификации философского знания. По этому объективному троичному принципу существуют и Идея, и Природа, и Дух. Гегель разделяет философию на три части: Логику – науку об идее в себе и для себя; Философию природы – науку об идее в ее инобытии; Философию духа, как идеи, возвращающейся в самое себя из своего инобытия .

Метафизикой Гегель называет науку логики: «Логика совпадает с метафизикой – наукой о вещах, постигаемых в мыслях, за которыми признается, что они выражают существенное в вещах». Логику же делит на учение о бытии; учение о сущности; учение о понятии и идее. Это не просто три части одной науки, это три этапа, каждый из которых делится еще на три. Первый этап – Бытие. Сначала «чистое бытие» или абсолютное «ничто» через становление переходит в «наличное бытие» и становится «нечто». Затем «нечто» через обособление становится «обособленным нечто» или «для-себя-бытием».

Второй этап – Сущность. «Отличие сущности от непосредственного бытия составляет рефлексия, ее видимость в себе самой, и эта рефлексия есть отличительное определение самой сущности». Затем эта «сущность, как основа для существования» переходит в «явление» или проявляется, поскольку «сущность должна являться». И, наконец, сущность переходит в действительность, и становиться проявленной сущностью. Но «сущность как бытие.., есть отношение с самим собой, лишь будучи отношением с другим», а «действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего», и «существование есть непосредственное единство рефлексии в-самое-себя и рефлексии-в-другое». Таким образом, «сущность» есть результат обрастания «обособленного нечто» причинно-следственными связями, в том числе и с самим собой.

Третий этап – понятие. Проявленная сущность возвращается к себе и становится понятием или идеей, то есть жизнью. «Понятие есть принцип всякой жизни и есть, следовательно, всецело конкретное». Понятие также проходит три стадии: субъективное понятие; объективное понятие; идея, как единство субъекта и объекта. «Формы понятия суть живой дух действительного» и «в природе ступени понятия соответствует органическая жизнь».

Итак, в Логике Гегеля чистое бытие (ничто) путем последовательного становления, проявления, обособления и возврата к себе становится идеей объекта. Затем идея переходит в инобытие, то есть в Природу (Философия природы): «природа есть идея в форме инобытия» (т.2). Из Природы идея возвращается в себя, став духом, в том числе и духом человека (Философия духа), а «всякая деятельность духа есть только постижение им самого себя» (т.3).

Но зачем все это? Для чего Абсолютное Ничто проходит такой сложный путь? «Если бог всецело довлеет себе, ни в чем не имеет нужды, то как он приходит к тому, чтобы решиться сотворить нечто совершенно неподобное ему? Отвечаем: божественная идея именно и состоит в том, что она решается положить из себя это иное и снова вобрать его в себя, чтобы стать субъективностью и духом» (т.2). Становится духом с одной целью – познать самого себя. В этом и заключается основная идея философии Георга Гегеля.

В делении Науки логики, Философии природы и Философии духа Гегель применяет один и тот же единый принцип деления, одну последовательность:

1 этап — общий абстрактный принцип этой области познания;

2 этап — специфическая форма и материя для этой области;

3 этап – реальный индивидуальный объект, оформленный в этой области.

Для Гегеля, как и для Аристотеля: «вещь распадается на материю и форму». Получается, что вся система Гегеля сверху донизу пронизана метафизикой и онтологией. «Метафизика есть не что иное, как совокупность всеобщих определений мышления, как бы та алмазная сеть, в которую мы вводим любой материал и только этим делаем его понятным» (т.2). То есть сама система философских наук, а, следовательно, всех прочих областей познания есть предмет метафизики и онтологии. Для каждой области познания необходимо существует своя частная метафизика и своя частная онтология.

Но основные принципы и основные причины в каждой области невозможно познать без знания первых принципов и первых причин, следовательно, каждая частная метафизика, каждая частная онтология питаются от первой метафизики и от первой онтологии. Если область, изучающую переход от ничто в нечто, а затем в сущность и в идею, Гегель назвал Логикой, то мы можем смело приравнять ее к Онтологии, правда с условием, что она изучает не только первые принципы всего, но и первые причины всего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *