ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Изучая тему человек и общество, мы ответим на вопрос что такое «Общество», сколько смыслов у слова «Общество», можно ли отделить общество от природы?

Понятие «Общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество. Данная глава раскрывает понятие «Общество» во всех смыслах. Попробуем разобраться в этом более обстоятельно.

Понятие общества

Общество – сложное и многозначное понятие

А. В широком смысле слова

  • Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мате­риального мира, которая включа­ет в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей

Б. В узком смысле слова

  • Круг людей, объединенных общно­стью цели, интересов, происхож­дения (например, общество ну­мизматов, дворянское собрание)
  • Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (на­пример, современное российское об­щество, французское общество)
  • Исторический этап в развитии человечества (например, феодаль­ное общество, капиталистическое общество)
  • Человечество в целом

Функции общества

  • Производство материаль­ных благ и услуг
  • Распределение продуктов труда (деятельности)
  • Регламентация и управление деятельностью и поведением
  • Воспроизводство и социализация человека
  • Духовное производство и регулирование активности людей.

Общественные отношения

многообразные формы взаи­модействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)

Общество – совокупность общественных отношений. Сущность общества – в отношениях между людьми.

  • Материальные отношения – возникают и складывают­ся непосредственно в ходе практической деятельнос­ти человека вне его созна­ния и независимо от него. Это:
    • Производствен­ные отношения
    • Экологические отношения
    • Отношения по детопроизводству
    • Духовные (идеальные) отношения — формируются, предвари­тельно «проходя через со­знание» людей, определя­ются их духовными ценностями. Это:
      • Моральные отношения
      • Политические отношения
      • Правовые отношения
      • Художественные отношения
      • Философские отношения
      • Религиозные отношения

 

Общество как динамическая само­развивающаяся система.

Система – комплекс элементов и связей между ними.

Составные части системыПонятие системыОбщество как система
ЭлементНеразложимый далее ком­понент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.· Отдельные индивиды

· Социальные общности

Элемен­ты могут иметь сложное строение как подсис­темы (бо­лее сложные, чем элементы, но менее сложные, чем са­ма система)Основные подсистемы (сферы) общества:

· Экономическая

· Политическая

· Социальная

· Духовная

Связи между элементами ее подсистемамиОбщественные отношения (см. предыдущий пункт)

 

Свойства системы
ЦелостностьСистема – больше, чем сумма элементов и в ней есть свойства, выходя­щие за пределы отдель­ных эле­ментовОбщество – это больше, чем толпа.
Функционирование- развитиеСистема может быть функционирующей (неизменной) или развивающейсяСаморазвивающаяся система:

· саморегуляция,

· самострук­турирование

· самовоспроизведение

· саморазвитие

Открытость-закрытостьСистема может быть закрытой (сохранение энгергии внутри системы) и открытой (обмен энергией со средой)Открытая система

Общество как сложноорганизованная, саморазви­вающаяся система характеризуется следующими специ­фическими чертами:

1.Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.

2.Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной де­ятельностью вместе с другими людьми.

3.Обществу присуща самодостаточность, т. е. спо­собность своей активной совместной деятельностью со­здавать и воспроизводить необходимые условия собст­венного существования.

4.Общество отличает исключительная динамич­ность, незавершенность и альтернативность разви­тия. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

5.Общество выделяет особый статус субъектов, оп­ределяющих его развитие.

  1. Обществу присущанепредсказуемость, нелиней­ность развития.

Человек- как результат биологической и социокультурной эволюции

Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение)
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
? Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

? Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
? Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
? Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

  1. Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования
  2. Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Основные отличия человека от животного:

  • Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.
  • Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

— моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

— обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

— выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

  • Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
  • Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.
  • Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

 

Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *