Философия и наука

Общее между философией и наукой заключаются в том, что они:

  1. Стремятся к выработке рационального знания;
  2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объек­тов и явлений.

Форма упрощенного понимания специфики философского знания – односторонний методологизм: сведение всего своеобразия философии к функции, не свойственной исключительно философии. Философия в качестве «всеобщей» науки лишается права на существование, но продолжает функционировать в качестве особой аналитической деятельности, регулятора научного познания, фактически – в качестве логики и методологии науки.

Такая философия отвечает только на вопрос «как познавать?», но не пытается узнать, каков источник познания, его место в человеческой жизни. Иначе, философия, будучи сведена только к учению о методе познания, к функции регулятора познания, функции «прояснения понятий», лишается своей специфики и становится не отличимой от специальных разработок методов научного познания.

Существует еще одна попытка сохранить за философией статус науки, одновременно закрепив за ней еще и социально-ориентирующие функции, – односторонне-социологический подход к философии. Односторонний социологизм – еще одна попытка лишить философское знание автономного существования. Сторонники такого подхода не останавливаются на выявлении социальных корней и социальной функции философской концепции, некоторые из них пытаются всю логику движения философской мысли вывести из социальной ангажированности мыслителя.

Взгляды основоположников философии марксизма можно характеризовать как умеренный социологизм, допускающий относительную автономность в движении философского знания. Социологический подход оправдан лишь в определенных пределах, ибо длительное существование определенной философской традиции в истории культуры определяется порой не социальной полезностью этой традиции, но способностью ответить на жизненные запросы отдельного человека, независимо от его социальной принадлежности.

Разное:

  1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разде­ляют их другие философы (нет парадигмы). Наука же в конечном счёте — плод коллективного труда. Не согласуются с представлениями о философии как строгой науке и вечные споры об ее предмете. Фактически каждый философ лишь добавляет к существующей разноголосице еще один вариант решения.
  2. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно ученому.
  3. В философии нет принципиальной соотносимости с опытом. Философские положения невозможно не только подтвердить на опыте (верифицировать), но даже опровергнуть («фальсифицировать»): утверждение о том, что в основе всего существующего лежит духовное начало или же нечто материальное, никак нельзя сопоставить с опытом.
  4. Нет системности. Невозможно выстроить философские учения хотя бы в какое-то подобие линейной последовательности, невозможно показать степень продвижения философии в решении своих проблем. Одновременное существование множества философских систем также ставит под сомнение возможность говорить о философии как о науке, подобной другим наукам. Тем самым рушатся претензии философии на право выдвигать общие принципы для построения специально-научных теорий, указывать наукам направления исследования, а порой даже и предвосхищать их выводы. Эти необоснованные претензии, долгое время присущие философии, можно назвать натурфилософским стилем мышления или односторонним онтологизмом.
  5. Философия равнодушна к отдельным фактам. Исходные положения философских концепций формулируются с помощью предельно общих понятий, поэтому их истинность нельзя доказать с помощью какой-то другой теории – более общей теории просто не существует.

Вывод: Философия для одного познается сквозь призму научного учения и является наукой, для другого — нечто глобальное, для третьего — то, на чем основывается его жизнь и таким образом это его мироощущение, мировосприятие, но никак не наука.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *