Философия Средних веков и эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения — философская мысль западноевропейского общества XV-XVII вв. Общая характеристика эпохи заключается в возрождении античной светской культуры. Человек оказывается в центре изучения философии (антропоцентризм, «антропос» — человек). Он принимает на себя функции творца (подобен Богу),является высшим судьей всего разумного.

В гуманизме личность отстаивала самые общие права своей духовной и физической природы, в протестантизме– свою внутреннюю духовную свободу. Гуманизм — культурное движение, распространение античной культуры, главная идея — центром и главной ценностью общества является человек.

Протестантизм — новое направление в христианской вере, возникает в эпоху Возрождения в Европе как протест против сложившейся традиции главенства католической церкви, за возвращение к истокам христианства.

Лидер движения – религиозный деятель и философ Мартин Лютер. Два выдающихся философа эпохи Возрождения – Николай Кузанский и Джордано Бруно. Основная идея в понимании ими природы и Вселенной – пантеизм («Бог во всем»). Природа бесконечна и одушевлена, мировая душа и форма находятся внутри материи, противоположности совпадают – окружность и центр, необходимость и свобода, уничтожение и возникновение.

Масштабные социокультурные перемены эпохи связаны с ослаблением традиционного влияния католической церкви, зарождениемсекулярного мировосприятия (свободного от религиозного мировоззрения), а значит — с новым пониманием государства (Н. Макиавелли) и новым пониманием развития общества и его будущего (социалисты-утописты Т. Мор и Т. Кампанелла).

Философ и моралист Э. Роттердамский возрождает сократовскую этику: добродетель – это знание — как преодолеть противоположность, таким образом, для достижения мудрости надо преодолеть глупость. Свобода воли дана человеку для соблюдения меры: ясность духа, простота, миролюбие, воздержанность, образование, здравый смысл должны противостоять фанатизму, невежеству, лицемерию.

Средневековая философия

Время существования –V-XV вв. н.э. – философия западноевропейского феодального общества. До XII в. античное философское наследие оставалось неизвестным ученым Западной Европы. Религия стала господствующей формой всей средневековой культуры. Средневековая философия была монотеистичной и теоцентричной. «Теос» в пер. с лат. «Бог». Главная реальность, определяющая все сущее, — Бог — сверхприродное начало. Первый этап средневековой философии называется патристика и связан с учениями отцов церкви от слова «патер» — «отец».

Выдающимся мыслителем является Августин Блаженный. По его словам, Бог – это высшее бытие, высшая сущность, высшая форма, высшее благо, а сотворенный мир самостоятельной сущностью не обладает. Человек соединяет в себе смертное материальное тело и разумную бессмертную душу. Субъективно он обладает свободой воли, а объективно все его поступки определяются промыслом Божьим. В XII-XIII вв. складывается второй этап средневековой философии – схоластика (от слова «школа»). В этот период были созданы законченные системы логики, онтологии в теологии и философии. В центре внимания философов-схоластов стояли проблемы соотношения веры и знания, религии и разума. Великим философом и теологом этого периода является Фома Аквинский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *