Философия Возрождения и Нового времени

Культурологическая характеристика Ренессанса и Нового времени

Эпоха Возрождения или Ренессанс (XIV — XVI вв.) — период перехода от средневековья к Новому времени (XVII — XIX вв.). Несмотря на некоторые раз-личия в духовной жизни, социальной практике и ценностных ориентирах Воз-рождения и Нового времени их объединяет несколько типологических черт. В первую очередь это — антропоцентризм. Проблема человека выдвигается на передний план духовной жизни, а земной, эмпирический человек со своими ин-тересами и потребностями, чаяниями и творческими дарами стал восприни-маться как величайшая ценность мироздания. Культ человека в эпоху Возрож-дения проявился как апология человека-творца. В нашем сознании Ренессанс ассоциируется с мощным культурным взлетом Западной Европы, с именами ве-ликих художников и поэтов: Ф.Петрарки, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля, В.Шекспира и т.д. Одна из основных тем этой эпохи в философии и искусстве — тема человеческого достоинства, культ одухотворенного человече-ского тела. В Новое время центральной фигурой духовной жизни становится ученый, постигающий законы природы и общественной жизни. В XVII веке за-кладываются основы современной науки, а в философии ведущее место зани-мает теория познания, ставившая задачу разработки универсальных методов научного познания. В европейском сознании зреет и укрепляется убеждение в безграничности познавательных возможностей человека. Культ человека логи-чески переходит в индивидуализм и идею самоутверждения отдельной лично-сти. В эпоху Возрождения и Новое время ценится творческая индивидуаль-ность мыслителя, художника, писателя, а не беспрекословное следование кано-нам и традициям, как это было характерно для средневековья.

Пространство самоутверждения человека безгранично расширяется. Не только художественное творчество, научное и философское познание, но и освоение новых земель, материков, хозяйственно-предпринимательская дея-тельность, банковское дело и торговля становятся сферой приложения способ-ностей, воли и труда человека, освобождающегося от вековых пут традицион-ного общества. С эпохи Возрождения берет начало процесс секуляризации, утраты религией доминирующего положения в обществе и культуре. Религия становится постепенно в один ряд с другими формами культуры: философией, наукой, искусством и т.д. Развитие науки в XVII в. подготовило почву для про-мышленной революции. На смену традиционного общества в Европе приходит индустриальная эпоха и капитализм. Если в предыдущие эпохи веками не из-менялся уклад жизни людей, то в Новое время на протяжении жизни одного поколения происходили существенные изменения в обществе, экономике, быте и культуре. Стало возможным движение истории. В человеческих сердцах рождалось упование на то, что в земной жизни можно обрести счастье и благо-получее, которое воплотилось в теориях прогресса, т.е. веры в счастливое бу-дущее человечества на земле.

Гуманизм Возрождения

Основным идейным и культурным движением Возрождения был гума-низм. Гуманистами ( от лат. слова «humanus» — человеческий, человечный), к которым можно отнести Ф.Петрарку, Л.Бруни, Л.Валлу, Л.Б.Альберти, М.Фичино, П.Помпонацци, Э.Роттердамского, Т.Мора и многих других мысли-телей и деятелей культуры итальянского и северного Возрождения, провозгла-шался комплекс идей, утверждающих свободу и достоинство человека. Идеоло-гия гуманизма культивировала определенный тип личности. Идеалом был че-ловек, сочетающий универсализм с приверженностью к определенному про-фессиональному творчеству. Гуманизм Возрождения амбивалентен. С одной стороны, идейно вдохновляя человека к свободному творчеству, он стал теоре-

тической и эстетической основой культурного подъема в Европе, духовно вскормил великих гениев Возрождения. С другой стороны, гуманисты, возвы-сив человека, провозгласив его самодостаточность, принизили значение Бога в индивидуальной и общественной жизни. Со временем гуманизм приобретал все более светские черты и все дальше отдалялся от христианской антропологии, для которой человек, во-первых, в своей сущности есть образ и подобие Божие, во-вторых, в действительности несет на себе печать падшести, результат грехо-падения прародителей человечества. Христианская антропология, таким обра-зом, указывала высший идеал совершенства и в то же время, отмечая падшесть человека, создавала стимулы к его совершенствованию и духовному преобра-жению. Светский гуманизм стал затушевывать онтологическую падшесть чело-века и в какой-то степени утратил высшие критерии его оценки. Со временем это привело к попустительскому отношению ко многим порокам людей. На фоне возросших амбиций человека, его горделивых претензий взять на себя за-дачи, считавшиеся ранее прерогативой Бога, это привело в ХХ веке к таким яв-лениям, которые обернулись трагедией человека и человечества (тоталитарные режимы, мировые войны, экологический кризис, наркомания, организованная преступность и т.п.). Не случайно Л.П. Карсавин, имея в виду роковой порок идеологии гуманизма, назвал Ренессанс эпохой Вырождения человечества.

Гносеология и индуктивный метод Фрэнсиса Бэкона

В XVII столетии меняется ориентация философии. Если в Средние века она была служанкой богословия, в эпоху Возрождения — союзницей искусства, то в Новое время философия занимается проблемами науки и научного позна-ния. Бурный рост науки того времени был связан с потребностями промыш-ленного производства. В развитии научного знания была заинтересована моло-дая, нарождающаяся буржуазия, которая пришла или стремилась к власти во многих странах Европы. Философия Нового времени сосредоточилась на про-блемах гносеологии и методологии познания. Родоначальниками современной науки явились Ф.Бэкон и Р.Декарт, поскольку они определили основные цели

научного познания, озаботились проблемой достоверности знания и предложи-ли свои методы получения такого знания.

Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — британский мыслитель, которому принадле-жит крылатая фраза: «Знание — сила». Однако не всякое знание — сила, а только достоверное, которое становится таковым, если не противоречит чувственному опыту и опирается на индуктивные суждения.

Ф.Бэкон — представитель эмпиризма в теории познания, поскольку он счита-ет, что объективное, истинное знание приобретается в чувственном опыте на основе научных экспериментов и индуктивных выводов. Суть индуктивного метода в познании, который разработал Ф.Бэкон, состоит в том, что общий вывод делается из единичных суждений (фактов). Индукция может быть пол-ной, когда возможно перечисление всех фактов («в этом городе все врачи — ан-гличане»), и неполной, когда вывод носит вероятностный характер, поскольку исключена возможность перебора всей совокупности фактов.

Индуктивный метод является наиболее надежным методом обнаруже-ния закономерностей исследуемых явлений. Индукция включает в себя:

· Выявление присутствия каких-то свойств или свойства у изучаемых явле-ний. В качестве примера можно привести поиск атрибутивных свойств у ме-таллов (ковкость, электропроводность, плавкость и т.д.);

· Обнаружение отсутствия этих свойств или свойства у других явлений;

· Определение степени интенсивности того или иного свойства у исследу-емых явлений. Например, степень ковкости у металлов разная.

Индуктивный метод включает в себя такие логические операции как анализ и синтез, аналогия и исключение.

Индуктивный метод, с точки зрения Ф.Бэкона, дает возможность обнаруже-ния простейших свойств явлений природы. Главная задача индуктивного мето-да – выявление формальной причины (формы) явлений, которую он по сути отождествляет с их сущностью.

Сущность вещей составлена из простейших свойств, или природ, число ко-торых конечно. Подобно тому, как алфавит имеет конечное число букв, из ко-

торых можно составить бесконечное число слов, так и в основе бесконечного числа явлений действительности, лежит конечное число этих природ, требую-щих своего постижения.

Благодаря индуктивному методу, используемому в экспериментальном ис-следовании, получается достоверное знание, критериями которого являются:

· Повторяемость эксперимента и его результата;

· Наличие аналогичных экспериментов и результатов у других исследовате-лей;

· Обладание прогностическими возможностями.

Применение индуктивного метода в научном познании, по мнению Ф.Бэкона, дает гарантию получения достоверного знания. Заблуждения и ошибки могут возникать под влиянием субъективных помех человеческого ра-зума, которые английский мыслитель называет «идолами познания»:

n «идолы пещеры» — это отклонения от истины, происходящие от неправиль-ного воспитания человека, от его индивидуальных особенностей, свойств ха-рактера и привычек;

n «идолы театра» — заблуждения, источник которых заключается в вере в ав-торитеты. Подобно тому, как зрители в театре ловят каждую реплику люби-мого актера, так и в познании возможно некритическое восприятие положе-ний, высказанных в свое время выдающимися учеными и мыслителями, ав-торитет которых был незыблем в веках;

n «идолы площади» — искажение познания вследствие бессознательного упо-требления слов и выражений языка, в которых заключены предрассудки предшествующих поколений. Например, выражение «солнце всходит и захо-дит» явно ошибочно с точки зрения современной науки, однако оно прочно остается в языке;

n «идолы рода» — ошибки, которые вытекают из самой природы человека. Лю-ди склонны проецировать свои качества на природу и приписывать ей такие свойства, которых у нее нет. Так, например, люди, обладая целепологанием, думают, что и у природы есть какие-то цели. Ф.Бэкон полагал, что у природы

нет целей, поэтому по отношению к ней вопросы типа: «для чего?» бессмыс-ленны. К природе надо вопрошать по принципу «почему?» и «как?»!!! Таким образом, Ф.Бэкон первым из европейских философов представил природу как объект, лишенный внутренних целей, к которому допустим сугубо ути-литарный подход. Не трудно догадаться, что эта теоретическая установка по отношению к природе, ставшая доминирующей в западном мышлении, санк-ционировала грубую эксплуатацию природы в «интересах» человека, но во вред ему.

Придавая важное значение индуктивному методу, Ф.Бэкон в то же время недооценивал в научном познании роли гипотез, полученных дедуктивным пу-тем. Этот недостаток попытался устранить французский мыслитель Рене Де-карт (1596 — 1650).

Рационализм и дедуктивный метод Рене Декарта

Р. Декарт так же, как и Ф.Бэкон, озабочен проблемой достоверности по-знания. Однако в отличие от своего британского коллеги он апеллировал к ра-зуму и самосознанию, а не к опыту и эксперименту. Чтобы получить достовер-ное знание, нужно отказаться от всех суждений, принятых на веру, по обычаю или примеру. Чувственный опыт не может служить безупречным источником истинного знания, так как внутренний и внешний опыт способны нас обманы-вать (например, ампутированная нога «болит», а ложка в стакане воды кажется сломанной).

Истинное познание начинается с радикального сомнения, которому необхо-димо подвергнуть все существующее. В итоге окажется, что усомниться можно во всем, кроме самого сомнения. Так Декарт формулирует свой знаменитый те-зис: «Я мыслю (сомневаюсь), следовательно, существую». Очевидность этой истины не подлежит сомнению. Достоверное знание с необходимостью может вытекать из такого рода очевидных и ясных для ума положений. Из формулы Декарта логически следует такая онтологическая картина: 1. Существует Я — неделимая субстанция, природа которой — мышление. Это — моя душа, которая делает меня тем, что я есть. Она отлична от тела. 2. Существует телесная суб-

станция, обладающая протяженностью. Она трехмерна и делима. По аналогии можно мыслить о мире в целом, в котором существуют две субстанции: мыс-лящая и протяженная. Наличие в мире двух качественно разнородных суб-станций обуславливает деление всего знания на два не сводимых друг к другу типа познания и знания: метафизику — философскую науку о мышлении и фи-зику — науку о природе. Именно Декарту европейцы «обязаны» теоретическим обоснованием необходимости разрыва человеческого познания и утратой це-лостности знания.

Формула Декарта имеет не только онтологическое значение, но и метафизи-ческое. Метафизика Декарта возникает из следующего рассуждения: сомнение есть признак несовершенства человека, ибо познание стремится к преодолению сомнения, т.е. к чему-то совершенному. Идея совершенствования, следователь-но, была вложена в меня тем, чья природа соединяет в себе все совершенства, т.е. Богом. Это, по Декарту, тоже достоверное доказательство. Все ясные и от-четливые идеи происходят от Бога. Таким образом, Декарт на основе сомнения приходит к ряду, по его мнению, абсолютно достоверных положений, отталки-ваясь от которых при помощи рационального дедуктивного метода можно получать безупречное знание. Суть этого метода изложена в его работе «Рас-суждения о методе» и сводится к следующим правилам:

1. Никогда не принимать за истину ничего, что не отвечает критериям ясности и очевидности.

2. Делить каждую рассматриваемую проблему на такое количество частей, ко-торое потребуется, чтобы ее лучше разрешить.

3. Мысли необходимо располагать в строгом порядке: познание начинать от простого и затем постепенно переходить к более сложным объектам.

4. Постоянно возвращаться мыслью назад, чтобы убедиться, что ничего не про-пущено в процессе познания.

Если следовать этим правилам, полагал Декарт, то любая истина может быть открыта. Рациональный метод в применении к природе содержит в себе пред-ставление о последней как сложной механической машине, которую можно

разобрать и заново собрать. Целое фактически делается равным совокупности частей. Познание природы равносильно «разборке» машины. Такое понимание природы было обусловлено тем, что в ХVII веке господствующей наукой была механика. Таким образом, по Декарту, природа есть мертвый объект познания. В этом плане он мало, чем отличался от Ф.Бэкона.

Резюме по философии Возрождения и Нового времени.

1. Философия Возрождения и Нового времени зиждется на вере в человека. Ве-ра в человека первоначально не отменяет веру в Бога, но затем постепенно становится доминирующей. Религиозная жизнь все более интеллектуализи-руется. Вера в Бога, как живое религиозное чувство, в философии (у Бэкона, Декарта) подменяется мыслью о Боге. Чтобы верить, надо понимать. Таков тезис Р.Декарта, который создал предпосылки для отказа от идеи Бога. Французские философы-материалисты XVIII века (Гельвеций, Дидро, Ламет-ри, Гольбах и др.) уже объявляют религию плодом невежества людей и упо-вают на науку как решающий фактор просвещения людей, общественного прогресса и счастья. Так родилась идеология Просвещения.

2. Философию Нового времени отличает гносеологический оптимизм: вера в безграничные возможности человека в познании. Достоверные знания можно получить, по мнению мыслителей той эпохи, если удастся разработать без-упречные методы познания. Усилиями Бэкона и Декарта были разработаны индуктивный и дедуктивный методы. В теории познания наметился раскол на почве решения проблемы главного источника познания. Сенсуалисты и эмпирики считали чувственное познание и опыт основным источником до-стоверного знания. Рационалисты отдавали приоритет разуму. За полеми-кой сенсуалистов и рационалистов скрывалась серьезная гносеологическая проблема, которую в XVIII в. попытался разрешить И.Кант.

3. Методы познания, разработанные Бэконом и Декартом, при всей их значи-тельности страдали недиалектичностью, так как они не давали возможно-сти отразить в философских понятиях динамику и развитие мира. Поскольку

в XVII — XVIII вв. доминирующей наукой была механика, то и картина мира в философии этого периода была по преимуществу механистической. Фило-софии не доставало целостного, систематизированного видения мира. Оба эти недостатка попытались устранить представители немецкой классической философии, в особенности Гегель, создавший грандиозную философскую си-стему на основе диалектического метода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *