Функции морали

Свойства морали определяют и ее функции. Функции является конкретным проявлением свойств. Мораль значимым общечеловеческая ценность, уникальное собрание и обобщение человеческой мудрости, определяет гуманные и перспективные пути жизнедеятельности и духовного совершенствования человека.

Ее роль можно сравнить с компасом, который помогает человеку ориентироваться в жизненных бурях, решении различных социальных проблем, духовном поиске. Вопрос функций морали в общественной жизни активно обсуждается в этической литературе, где философы, социологи, психологи выделяют основные и тесно взаимосвязанные функции: регулятивную, воспитательную, познавательную (отбивную) и мировоззренческую.

Некоторые выделяет и такие функции морали, как оценочно-императивную, ценностно-ориентировочной, мотивационную, коммуникативную, прогностическую, идеологическую и т.д.. Все эти функции имеют относительно важное самостоятельное значение в механизме моральной регуляции. Ведущая функция морали — регулятивная, что позволяет некоторым определять мораль как особый способ регуляции общественных отношений, что, безусловно, имеет основания.

Конечно отмечают, что моральное регулирование поведения, в отличие от правового, не подкрепляется организационной силой общественных учреждений. Хотя разница не безусловная, а относительная (в истории нередко случалось, что нормы морали подкреплялись силой социальных институтов, в том числе государства; в стародавньоиндийський государству, например, существовала даже должность министра морали, в некоторых странах существовал орган государства и церкви — полиция нравов , однако, все это позволяет наметить лишь первый, приближенный раздел между моралью и правом.

Вместе с тем надо иметь в виду, что мораль внутренне взаемоперехрещуеться с правовым регулированием: ведь преступление (скажем, кража, фальсификация или насилие) осуждает не только закон, но и общественное возмущение. Правовое регулирование происходит на основе законов общества, которые адресуются определенным лицам, коллективам, организациям, тогда как в морали адресат не определен четко, ее требования обращены ко всем людям.

Правовые нормы осуществляются специальными институтами (органами власти, судом, прокуратурой) . Мораль же опирается прежде всего на убеждения, традиции, обычаи, на силу общественного и индивидуального сознания и самосознания. Здесь необходимо указать на то, что существуют сферы, в которых характер реализации моральных принципов имеет специфические моменты. Это сфера военной деятельности.

В военно -нормативных актах (военная присяга, воинские уставы и др.) юридически закрепленные даже простые нормы морали: соблюдение вежливости и такта, регулирующих взаимодействия между военнослужащими. В условиях гражданской жизни такие нормы, как правило, выходят за пределы правового регулирования. К сожалению, приходится констатировать, что сведена к минимуму функция морали как самостоятельной регуляции поведения людей на индивидуальном и на институциональном уровнях.

Это произошло не в результате каких-то случайных обстоятельств, а вследствие насильственного воздействия пирамиды тоталитарной власти, что требует преобразования общества в некоторое однородное образование, беспрепятственно пересматривается сверху. Ведь могут быть и такие социальные образования, центры активности, которые являются самостоятельными, имеют свои симпатии (а может и антипатии), которые не контролируются сверху. Административная система допустить не могла и вынуждена избавляться инакомыслящих, воспроизводила и сохраняла такой порядок, где каждый винтик знал свое место.

Недаром поэт ликовал: «Гвозди бы делать из этих людей. Не было бы в мире лучших гвоздей! ». Мораль — единственный регулятор, имеет универсальность, охватывает все сферы деятельности человека. Если общество не регулируется сознанием самих индивидов, неизменно превращается в механический агрегат, лишен самоорганизующейся воспроизводящей силы. Видно, правы здесь те, кто замечает, что обязанность не может быть делегирован даже в надежные руки. Речь идет не просто о недостатке вежливости, милосердия, доброты, а об угрозе существования общества, о хаосе, беспорядок, преступность, распад органической социальной целостности.

Воспитательная функция. Мораль не только регулирует взаимоотношения между людьми, но и участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Нравственные взгляды на цели и смысле жизни, понимание человеком своего достоинства и ответственности перед обществом выступают как составная часть мировоззрения человека, что, безусловно, является результатом нравственного воспитания и саморегуляции.

Историческая легенда гласит, что древний римский диктатор Гай Юлий Цезарь (I в. До н.э.) специально держал человека, которая, как только император просыпался, громко заявляла: «Цезарь! Ты не великий! ». Воспитательная цель такой утренней этической дутые — посеять у правителя сомнение и критичность к своим мыслям и поступкам. Всегда люди критически оценивают себя? Насколько люди объективные? Или переоцениваем или наоборот недооцениваем себя? Ответы на вопросы — попытка самовоспитания.

Нравственный опыт человечества создает история нравов древних народов, суть современных теорий, концепции морали, оценка их, поиск личного смысла т.д., достоянием каждого нового поколения. Через воспитательную функцию осуществляется передача нравственного опыта от поколения к поколению, формирование определенного типа личности. Эта функция морали может реализоваться только через целостную систему воспитания (нельзя, например, воспитать чувство стыда у человека, является иждивенцем т.п.).

В процессе воспитания следует учитывать чувственный и теоретический уровни морального сознания и выбирать в связи с этим соответствующие средства воспитания. Негативную роль в нравственном воспитании молодежи играют современные передачи в средствах массовой информации, которые развращают и угнетают неокрепшую психику детей и подростков показом разного рода жестокости, неоправданно привлекают их внимание к сексуальным проблемам, сознательно отвлекают от сложных социальных проблем, с которыми сталкивается молодежь.

На защиту морали от насаждения распущенности, жестокости, лицемерия и других негативных установок лица должны активно выступать общество и государство. Познавательная функция морали. Познавательная функция морали сопряжена с тем, что мораль, как и любая другая форма общественного сознания, имеет свою специфику. Моральное сознание, в отличие от других форм сознания, отделяет из общей совокупности всех социальных связей специфичность отображения — взаимоотношений между человеком и обществом, проявляются в их непосредственном общении. Отображение фиксируются в специфические для морали формы: нормативные и ценностные мнения, взгляды на Добро и Зло.

Особенность морального отражения определяется как сочетание информационного, нормативного и ценностного отражения. В сочетании признаков заложена способность морального сознания программировать, из чего следует единство познавательной, регулятивной и воспитательной функций морали. Спецификой морального отражения и то, что между объектом отражения и нравственным сознанием отсутствует прямой, однозначная связь вследствие ценностного и нормативного подхода к действительности.

Люди дают разную моральную интерпретацию одним и тем же объективным фактам. Объяснение нужно искать в признании опосредованной зависимости нравственного сознания от общественного бытия. Если нормы поведения характеризуют общественную, и индивидуальную нравственное сознание, то моральные взгляды принадлежат преимущественно к индивидуальному. Нравственное познание не способно проникать во всю глубину существенных связей и законов общественного развития, хотя является достаточно чувствительным барометром происходящих в обществе.

В моральном познании выделяются обыденный и научный уровне, органично взаимосвязаны в сознании людей. Повседневный характерна большая склонность к односторонним и субъективных оценок действительности, этажность, бессистемность. Мировоззренческая функция определяет мораль как часть обобщенных и определенными субординированным взглядами личности, социальной общности, общества в целом на содержание и характер нравственных отношений. Мораль всегда существует не как отдельные положения, принципы и распоряжения, а как определенная и целостная система, обладающая теоретическим определением и собственными способами воздействия на общественные процессы. Реализуя

основные свойства императивности, нормативности и оценочности мораль помогает в решении задач общественной жизни, формировании общественного идеала. Через мировоззренческую функцию морали обеспечивается становления личности с твердыми моральными установками и убеждениями. В реализации такой функции морали большое значение принадлежит понятиям: В развитии общественной жизни, постоянно ускоряется и усложняется, мировоззренческая функция морали является важным фактором нравственной ориентации личности, обновление духовных установок, формирования новых идеалов, понимание задач, вновь и вновь возникают, и нахождение необходимых средств их решения.

В единстве с другими функциями функция мировоззрения выступает как нормативный код, задает определенный алгоритм поведения, в условиях современной кризисной ситуации чрезвычайно важна для стабилизации духовной жизни отдельной личности, и всего общества. Поэтому теперь возрастает роль и значение всех функций морали, проявляющихся в их единстве и взаемодоповнености. Итак, основная регулирующая роль морали оказывается сквозь призму ее функций, но не только.

Регулирования человеческих отношений осуществляется также и в результате усвоения содержания нравственных общечеловеческих ценностей, что является для личности как внутренний саморегулятора, мотив ее жизнедеятельности. Происхождение морали, ее суть, что проявляется в регулировании поступков, в отношениях людей, в действии и даже бездеятельности, свидетельствуют о ее глубокую социальность, что не исключает, а всегда предполагает личную, собственную, «мою» оценку. Слова мораль, идеал, духовность стали паролем, человеческой святыней.

Как никогда остро почувствовали значимость общечеловеческих, нравственных ценностей, их незводимисть ко всем остальным, в том числе и к классовым, политико — идеологических. Моральной оценке с позиций человечества подлежат и хозяйственные успехи, и социальная стабильность, социальных общностей общества и строительство Вооруженных Сил, и психологическое самочувствие народа. Становления демократического государства, переход к качественно новой политической и экономической модели создают в стране совершенно новую ситуацию, одна из важных примет которой — переход от жесткой нормативности к большей свободы индивидуального выбора, возрастание роли человеческого, личностного начала как движущей силы общественного развития.

Это изменение характера морали, ее места и роли в жизни человека и общества не будет, вероятно, проходить автоматически и безболезненно. Моральные процессы, происходящие является определенным вызовом в их становлении, требующих от человека мобилизации новых духовных ресурсов, решимости изменить себя и условия жизни. Поэтому каждый человек моральная только тогда, когда осуждает и судит прежде всего себя, а не других. Гнев приобретает моральное качество, становится действительно праведным тогда, когда гнев направлен не куда и не на кого, а на самих себя, что вызывает переоценку ценностей, недовольство собой, стремление к самосовершенствованию, к организации жизни и деятельности на гуманистических, нравственных началах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *