Гносеология — философия познания

Современную цивилизацию часто называют «информационным обществом» имея в виду, что сегодня развитие общества и человека определяется не столько техникой, сколько знаниями (Э. Тоффлер). Поэтому сформулированный И.Кантом вопрос «Что я могу знать?» является предметом пристального внимания. Раздел философии, который исследует познавательное отношение человека к миру: условия, виды и формы познания − называют гносеологией (с гр. учение о познании).

Гносеологическая проблематика до 19 ст. не выделялась в качестве области философских исследований. Только в 19 веке она становится ключевой проблемой. По мнению ряда философов, гносеология приобретает решающее воздействие на рубеже 19 — 20 века. Ее основы заложили философы Нового времени — Френсис Бэкон, Рене Декарт, И. Кант. Современная философия сформировала эпистемологию как отрасль философии, касавшейся характера и объема знания, и также упоминается она и как «теория знания».

Главные вопросы гносеологии:

1. Познание присуще лишь человеку, или животным тоже?

2. Что побуждает людей к познанию?

3.Способны ли мы познать мир, то есть, можем ли адекватно воспроизвести в сознании действительность?

4. Какова структура познавательного процесса?

5. Что такое истина и каковы ее свойства и критерии?

6. Как связана Истина с Добром и Красотой?

Познание − вид, процесс духовно-практической деятельности человека, целью которого является получение знания, в том числе и нового.

Познание возникает одновременно с развитием навыков к труду и общению

Этот процесс носит социально-исторический характер, но к этому пришли не сразу. Вне социальной среды и деятельности нет Человека. Первоначальное понимание:

Античность до 19 века. Человек – существо природное и в нем заложены знания и способности к познанию. Это ошибочно, но имеет рациональное зерно: действительно природой даны органы чувств и мозг человека, способные на уровне психики отражать бытие. Сами знания непонятно откуда возникшие, но формируют Человека. Пример: Робинзон и Маугли.

19 век. Появление Наук об обществе привело к формированию идеи, что мыслит не Бог, а Человек. Декарт «Я мыслю, значит я существую».

Относительно познаваемости мира, философские ответы «балансируют» между крайними точками зрения: оптимизмом и пессимизмом.

Пессимисты, их называют греч. сл. «агностики» — мир познаваем в границах познания И.Кант (вещь в себе), «релятивисты» (с лат. относительный) (Пиррон, Дж. Беркли, Д.Юм, постмодернисты) — отрицают возможность познания человеком мира. У каждого своя истина и кому-то сладкое кажется горьким. Они резонно ставят под сомнение самоуверенность людей, обвиняя их в догматизме (гр. неизменное мнение) – принятию без достаточных оснований тезиса о познаваемости мира, отрицание многообразия и изменчивости.

Особой остроты противоборство догматизма и релятивизм достигло в ХХв. в связи с появлением теории относительности (привязанность свойств объектов к системе отсчета) и с осознанием субъектом ограниченности свободы социокультурными нормами. Но применительно к догматизму, если все в мире неизменно, то неизменно и изменение всего. Ограниченность релятивизма в том, что если все относительно, то относителен и сам принцип «все в мире относительно». Более осторожен был И. Кант, утверждавший, что мир доступен познающему, но лишь в виде феноменов- субъективных конструкций. Средина – умеренный скептицизм или оптимизм.

Оптимисты – верят в познавательные возможности человека. Мир познаваем, но есть мир познанный, так и мир не познанный Мир развивается и познание есть процесс от незнания к знанию. Как идеалисты, так и материалисты, (Гегель и Маркс) исходят из установки о совпадении мыслей с реальностью.

Познание – это социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру, где человек выступает в качестве субъекта, а мир – в качестве объекта познания. Это определение Маркса. То есть познание – это мышление о мышлении.

Положения и принципы теории познания

1 положение. Теория познания – это теория о закономерностях правильного отражения в сознании человека внешнего мира и его законов, это высшая форма отражения действительности. Сам процесс отражения осуществляется в практической деятельности человека и способности человеческого мозга отображать в идеальной форме и до определенной меры полностью и точно существующие объекты, их качество, связи и существующие отношения. Такими идеальными формами являются понятия, суждения и умозаключение.

2 положение. Теория познания исходит из того, что источником отражения является природный материальный мир. Ни одно познание невозможно без воздействия предмета объективного мира на наше сознание. Только в результате воздействия внешних условий, реальных предметов на сознание человека могут возникнуть в нашей голове образы этих предметов в виде восприятий, представлений, понятий.

3 положение. Какие бы мысли не возникали в голове человека, они являются только образами материальных предметов, их свойств, связей и отношений, то есть имеют объективное содержание. Поэтому процесс познания должен быть органично связан с предметами материального мира с их движением и развитием,

Отсюда, познание – это сложный диалектико-противоречивый процесс постоянного отражения в сознании, в системе идеальных образов сущности вещей, процессов, явлений, включающий пути и цели процесса создания понятий.

Принцип гносеологии: познание возникает благодаря активной деятельности человека — практики. Практика — это материально-чувственно — предметная целеполагающая деятельность человека.

Структура познания

До Декарта и Канта признавалось, что активен О (объект), а S (субъект) — пассивно воспринимает мир, отсюда тождество О и S.

Со времен И. Канта вопрос о познаваемости философы рассматривают в контексте отличия субъекта и объекта. Они стороны познавательной деятельности.

Субъект познания – тот, кто познает – активное начало в познавательном процессе, а объект — то, на что направлено познание, часть объективной реальности, в терминологии И.Канта «вещь в себе».

Результат познания – это знание (истина) – «вещь для нас». Знание, которое познано человеком. Знание – результат познания, выраженное в идеальной форме. По И.Канту, формула познавательного процесса выглядит так: S – О = З (И).

S и О познания – главные элементы в структуре познавательного процесса. Формой связи отношения субъекта и объекта является Образ, субъективный по восприятию, но объективный по содержанию.

Современная философия открыла еще один важный элемент познания — «посредника» между Субъектом познания и Объектом познания – это знаки (язык).

В результате схема приобрела следующий вид:

Р. С (реальный субъект) – З (знаки) – Р. О = И (истина, знание).

Свойства субъекта познания — S:

— S — Субъект познания материален, и идеален. Телесность предполагает реальное взаимодействие с действительностью, а духовность, идеальность позволяет выражать мир сжато-целостно.

— S — Субъект познания активен (И.Кант), а не «чистая доска, на которую реальность наносит письмена (Дж.Локк).

— S — С.п историчен и социален: для того чтобы стать субъектом познания, человек должен подняться до уровня современной ему науки (Г.Гегель);

— S — С.п индивидуален: знание определяется его индивидуально-психологическими, способностями (современная философия).

Способности Субъекта познания. Главные способности субъекта познания – это чувства, мышление, интуиция ,- и «вспомогательные» – память, воля.

Кратко о некоторых из них:

Основные формы чувственности: ощущения, восприятия и представления.

Ощущение − элементарная форма чувственности, фиксирующих одно свойство, сторону объекта. Пять органов чувств, зрение, осязание, слух, вкус, обоняние вызывают многообразные ощущения за счет комбинаций. Например, вибрационные – единство слуха и осязания и др.

Восприятие и представление дают целостный образ объекта: восприятие – в настоящем времени, а представление − образ ранее воспринятого (воспоминание) или созданного воображением явления.

Представления возникают благодаря ощущениям и восприятиям, а так же участию памяти – способности субъекта воспроизводить ранее полученную или выработанную информацию.

Воображение, соответствующее ранее имевшимся у субъекта ощущениям и восприятиям называют репродуктивным. Продуктивное (творческое) воображение приводит к созданию новых образов. Чувственность человека исторична. Так, др. греки различали 7 цветов, народы Севера видят более 20 оттенков снега…Австр. зоолог К.Лоренц показал, что трехмерное пространственное видение предметов – результат длительной эволюции человека.

Основными формами мышления являются: суждения, умозаключения и понятия. Рассматривая познание как реальный, а не логически оформленный процесс, элементарной формой мысли следует признать суждение — мысль, которая выражает к-либо отношение между сущностями – сходное и отличное. (между объектами, свойствами…). В суждении что-либо утверждается или отрицается об объекте. Связь двух и более суждений, на основе которой выводится новая мысль, называется умозаключением. Цепь умозаключений, в свою очередь, образует понятие.

Смешанной, чувственно-рациональной формой познания являются платоновские эйдосы (идеи-образы), в них объект зрим чувственно-мысленно (в пьесе, например).

— Интуиция — непосредственное, минуя логические ступени, мгновенно полученное знание. Интуиция бывает интеллектуальной, чувственной или эйдетической. Интуиция играет важную роль в творчестве – в познании нового.

Механизм взаимодействия чувственных и мысленных способностей, т.е. получения и передачи информации органами чувств в мозг для ее последующей обработки до конца не изучен, оставляя последнее слово за физиологией ВНД и психологией.

Объектом познания может быть любой предмет, явление как материального, действительного, так и идеального, виртуального мира (мысли, чувства людей).

Новый импульс пониманию Объекта ознания. придает принцип системности. Основатель теории систем, канадско-американский биолог австр. пр-я Л.фон Берталанфи (1901-1972) полагал, что «системой» можно обозначить широкий класс явлений, как естественного и искусственного происхождения, физических и концептуальных. Под системой понимают целостность определенным образом связанных элементов. Элемент- далее неразложимая единица системы. Объект как система обладает: структурой (упорядоченностью), свойствами, функциями, целью, самоорганизацией (сложные объекты).

С. и О. соотносительны (коррелятивны) — без субъекта нет объекта, и без объекта нет субъекта. С одной стороны, по Гете: «Великий человек замечает великое»; а с другой, верна и пословица: «Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты».

Роль языка в познании двойственна:

1) знания об объекте зависят от выбранного естественного или искусственного языка;

2) язык имеет предметные значения, презентанты.

Уровни – ступени познания

От способностей С. п. следует отличать уровни, ступени процесса познания: эмпирический и теоретический. Они отличаются не только по источникам получения информации(чувства-мысли), но и по функциям. Теория позволяет субъекту проникнуть вглубь вещей, тогда как эмпирия, расширяет поле для теории. Во-вторых, обе ступени важны и необходимо дополняют друг друга. Доказательством могут служить исследования российско-американского социолога П.Сорокина. (1889-1968). Он установил, что наименьшее число научных открытий и изобретений пришлось на период с V по IХ столетия н.э. – примерно по четыре за столетие. В ХV в. их уже 200, в ХVII – 691, в ХIХ – 8527, а вХХв. – знания растут экспоненциально. Причиной упадка науки в средние века был запрет римско-католической церковью опытно-практической деятельности, рассматриваемой как святотатство, покушение на божьи творения.

Завершая рассмотрение механизма познания, отметим, что Г.Гегель уточнил общую схему познания –S – О = З, представив ее трехступенчато:

1-ая ступень – это чувственно-конкретное познание,

2–ая ступень — абстрактное мышление (изучению отдельных свойств),

3-я ступень — конкретное в мысли — целостное воспроизведение объекта в понятии.

Итак, познание есть способ бытия человека в мире, сложный психофизиологический процесс, в котором задействуются все способности субъекта.

2 вопрос. Проблема истины в философии.

Важной проблемой гносеологии, целью познания является вопрос об истине: ее содержании, форме, свойствах и критериях. Современная философия выделяет три концепции истины:

классическую (корреспондентскую, соответствия, адекватности),

когерентную (с лат. сплетенность, правильность),

прагматическую (полезность).

В классической концепции, известной со времен Платона и Аристотеля, истина трактуется как соответствие мыслей, действительности. Платон: «…тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе —лжет…». Но античные философы соответствие понимали наивно-буквально: слова и мысли – копии неких реальных идей и вещей.

Польско-американский логик Альфред Тарский (1902-1983) усовершенствовал классическую модель, дополнив ее семантическим аспектом: Поскольку факты всегда высказываются, интерпретируются, он предложил провести вначале разделение между высказыванием об объекте и самим объектом, выраженном в этом высказывании. «Высказывание «снег бел» когда действительно бел», содержит в правой части само высказывание, а в левой – его имя. Высказывание «снег бел» вовсе не похоже на белый снег. Прежде, чем сравнить высказывание с объектом необходимо расшифровать смысл условного имени, для чего обратиться к метаязыку. Метаязыком и для дальтоника и недальтоника является научное знание о том, что белизна снега означает, что они в равной степени отображают все лучи видимого человеческим глазом участка спектра света.

Основателями когерентной концепции истины считаются Г.Лейбниц и И.Кант. Смысл ее – это непротиворечивость и последовательность мыслей, т.е. соответствие знания правилам логики. Речь идет о соответствии высказываний не фактам, а друг другу. Когда утверждают, что высказывание «дважды два равно четырем» истинно, то речь идет не о фактах, а о согласованности результата с правилами арифметики. Лейбниц мечтал о том, чтобы люди вместо бесконечных препирательств просто сказалибы: «Давайте посчитаем все за и против», т.е. математически определим, кто прав?

Прагматическая концепция истины, содержанием которой является полезность зхнаний, сложилась в конце ХIХ столетия. Прагматики, амер ф-фы Ч.Пирс, У.Джемс, Дж.Дьюи, Р.Рорти понимают истину как полезность. Так, У.Джеймс отмечал, что «слова «соответствие действительности» означают только то, что мы в своих взаимоотношениях с действительностью можем лучше, чем прежде (при несоответствии) влиять на нее». Полезность чего-либо, в данном случае познания, еще называют ценностью. Поэтому третий подход также называют ценностным. Правда, прагматизма в том, что знание, — не «зеркальное отражение»

свойств субъекта или объекта, а результат активного воздействия С. на О. взятости/данности. Этот вывод подтверждает естественный язык. Действительно, когда мы говорим «явление», «признак», то, что имеем в виду – предметы или то, что они нам «явились» и мы их «признали»? Когерентная и прагматическая концепции истины дополняют классическое понимание истины, учитывают активность субъекта, практическую ориентированность знания, требование точности высказываний.

— Свойства истины. Результат познания, знание, обладает многими свойствами. Философия выделяет наиболее общие. Конкретизируя, наполняя смыслами представления классической философии об универсальных свойствах истинны — всеобщности и чувственной достоверности, в контексте трех обозначенных концепций истины можно ввыдеить три ее особенности:

1) процессуальность

2) конкретность

3) объективность.

1. Процессуальность истины означает, что объект нельзя познать полностью, абсолютно, ибо он потенциально бесконечен, богат возможностями-свойствами. Познание – это движение по шкале к идеалу — к «Истине с большой буквы» — от незнания (Абсолютного Заблуждения) к знанию (Абсолютнеой Истине). Идеал А.и. побуждает к новым исследованиям, мобилизует способности, волю и желания.

Если любое знание в данной точке относительно, есть «истина с маленькой буквы», то как отличить относительную истину от относительного заблуждения? Это можно сделать, рассмотрев другие свойства истины – конкретность, объективность, а так же проблему критериев истины.

2. Конкретность истины означает, что в знании необходимо учитывать условия получения знания – как со стороны С.п. (приборы, например) так и О.п. (место, время, в которых пребывает О.п.…) Влияние средств познания на О.п. двойственно: а)по принадлежности свойств объекту объект не зависит от субъекта (ведь одни и те же свойства фиксируются разными средствами наблюдения); б)по характеру и виду проявления объект зависит от выбранных субъектом средств. Но это означает, что содержание знания синтетично — истина включает момент субъективности: психические, социальные моменты (мотивы, цели), физич. х-ки (физиологические, телесные свойства и физич. св-ва приборов).

3. Под объективностью (с лат.-«перед» нами, т.е.«предметность») истины следует понимать не соответствие знания объекту, ибо оно определяется понятием «истина» (зачем удваивать определения), и не «независимость знаний от субъекта (Сп.-необходимый элемент позн.акта). Объективность — это, напротив, сближение С.п. с объектом, выражающая интегрированность человека в бытие мира. Объективность есть многосторонние знания об объекте с одновременным признанием их недостаточности, открытости для критики и получения новых знаний об нем. Объективность не прерогатива науки и соотносителна с различными концепциями истины.

Трем концепциям истины (и проверкой ее объективности) соответствуют критерии (мерки): практический – чувственная удостоверенность и полезность; логический — последовательность и непротиворечивость; эстетический — ясность, красота. Ни один из критериев не является абсолютным, но можно все же выделить наиболее

эффективный из них практику – многократно-повторенный опыт. Именно практика, в конечном счете, обеспечивает уверенность в знании, является надежным ориентиром в процессе познания. Поскольку критерии служат эталонами отделения истины от заблуждения, их можно условно назвать четвертым свойством истинности. Итак, истина субъективно-объективна, прерывно-непрерывное движение от менее к более полному знанию.

− Философская методология – учение о всеобщих принципах(предписаниях) познания. Наряду с философскими предписаниями позитивизма – объяснением фактами и логикой, определенных философским позитивизмом, современная философия (неокантианство, феноменология, герменевтика) открыли еще один метод – понимание. В узком смысле слова – это знание субъективной стороны смысла вещей и явлений, которое достигается, в основном, интуитивно. Понимание в широком смысле слова представляет собой ясное, всестороннее знание объективных повторяющихся свойств, на чем настаивает позитивизм и чем заняты естественные науки, и учет их субъективной стороны –уникальности и неповторимости. Понимание требует мобилизации мыслей, чувств, всех психических способностей: интуиции, воображения, внимания, памяти. Т.о понимание — способ существования человека в мире, его самореализации.

Относительно проблемы лекции кратко отметим, что гносеология сплетена, связана с эстетикой и этикой, т.е. Истина — с Красотой и Добром. Связь по критериям дополним следующим: благодаря театру, сопереживая вместе с актерами жизнь героев, например, мы лучше понимаем смысл и пьесы, и жизни. Мы больше доверяем информации, исходящей от морально чистых людей, нежели от лиц, запятнавшим себя неблаговидными поступками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *