Место философии в духовной культуре и ее значение

Философия – есть явление духовной жизни общества и его духовной культуры. Духовная культура представляет собой проявление человеческого духа или души и души народа. Это культура человеческой мысли, многогранных человеческих чувств. Духовная культура выражается в науке, искусстве, морали, религии, в каждодневном духовном общении между людьми. Наука есть главным образом проявление рационального мышления, хотя в ней проявляются чувства и интуиция.

В искусстве также проявляется логическое мышление, но в нем намного больше интуиции и чувств, чем в науке. Нередко – это проявление человеческой души, которой трудно выразить логически и вообще в словах. (в музыке, живописи, скульптуре). Проявлением духовной культуры выступает и мораль, как система нравственных чувств и убеждений, моральных ценностей, в качестве которых выступают представления людей о добре, справедливости, долге, совести, чести, смысле жизни. Все это проявление духовной культуры людей и их духовности, включая религиозную духовность и религиозную культуру.

Философия – же занимает особое место в системе духовной культуры. Она воспроизводит мир в его единстве и целостности и выступает как ядро мировоззрения личности. То или иное философское мировоззрение:

а) в немалой степени направляет поиск ученого

б) лежит в основе творческой ориентации художника

в) воздействует на формирование моральных ценностей больших масс людей.

Формируя у людей определенное миропонимание, философия направляет их духовную деятельность и тем самым направляет развитие всех элементов духовной культуры, в том числе науки, искусства, морали, религии, всех видов духовного общения между людьми.

Конкретно роль философии в духовной жизни общества заключаются в следующих функциях:

Во-первых, мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок. Философия выступает как методологическая основа мировоззрения, т.е. это система взглядов и знаний, дающая целостное понимание мира и места человека в нем. При этом она опирается на науку, и сама оказывает на нее активное влияние. Естественно, что чем более научный, философичный характер носит мировоззрение, тем сильнее и увереннее чувствует себя человек, тем богаче его взаимоотношения с миром, тем легче ему ориентироваться в нем, правильно понимать и оценивать события.

Во-вторых, философия выполняет гносеологическую функцию. Она изучает сущность познавательного процесса, его общий механизм, возможности и границы познания. Важнейшей проблемой познания является вопрос об отношении знания и реальности, тесно связанные с ним вопросы об истине, путях, формах и способах ее достижения, взаимосвязи рационального и иррационального, познания и понимания, знания и веры и т.д. Философия помогает в решении этих проблем, определяет общую логику познавательного отношения человека к действительности.

В-третьих, философия выполняет идеологическую функцию. Она исследует духовные ценности и их соотношение с миром реальности. Что именно человек или общество понимает под духовными ценностями, как они формируются, изменяются, от чего зависят системы ценностей, какое влияние они оказывают на поведение человека, на отношения в обществе – эти вопросы по-разному решают разные философские теории. Их задавали люди с тех пор, как только почувствовали себя существами разумными, но именно философский анализ этих проблем сыграл огромную роль в том, что общечеловеческие ценности, а не классовые, клановые или национальные все чаще приобретают первостепенное значение не только в сознании людей, но и во политике государств.

В-четвертых, философия выступает как методология научного познания мира, убедительно доказывая, что существует необходимость взаимообмена между философией и специальными науками, философией и другими видами общественной практики. Часто именно философское осмысление дает основу, открывает способ познания неведомого. Не случайно английский философ Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, который освещает путнику дорогу в тумане. Многие современные научные концепции были выдвинуты впервые философией: концепция атомизма, идеи детерминизма, рефлексии, развития.

Для современной науки очень важными являются вопросы разработки логического аппарата, типов и способов построения научной теории, соотношения эмпирического и теоретического уровней познания, которыми занимается современная философия. Философский анализ необходим и для того, чтобы осмыслить новые принципиальные научные факты и выводы из них, чтобы выработать правильную научную стратегию в разработке отдельных научных направлений. Во всех случаях философия выступает как метод исследования, то есть основной способ, научное основание изучение.

В-пятых, практически-деятельная функция философии заключается в том, что она превращается в орудие активного преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого человека. Она играет важную роль в определении целей жизнедеятельности, достижение которых – важнейшее условие существования, функционирования и развития человека.

Философия выполняет еще целый ряд функций. Онтологическую – она является учением о бытии, его формах и способах. Коммуникативная функция проявляется в том, что через философское размышление происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог. Гуманистическая функция философии актуализируется в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеке, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн, значительных социальных конфликтов.

Специалисты в конкретных областях науки нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его «устройства», общих закономерностях и т.д., однако сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальные категории, принципы, различные методы познания. Но сами ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. В этом случае общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии.

Философское мировоззрение выполняет в этом случае несколько познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

Роль философии в развитии духовной культуры – основополагающая. По словам немецкого философа Гегеля, «философия – это эпоха, схваченная мыслью. Вся эпоха». Другими словами, философия отражает в себе всю эпоху и влияет на ее духовное содержание. Само слово философия означает «любовь к мудрости». Философы как на Востоке, так и на Западе не редко выступали в роли мудрецов. «Быть философом – значит быть мудрым», — говорил древнегреческий философ и математик Пифагор.

Человеческая мудрость — это не только знания. Мудрость – это способность глубоко видеть суть проблемы и принимать соответствующее решение на основе знаний, опыта и интуиции. Философия касается всех сторон духовной деятельности человека. Она учит мыслить и постигать человеческую духовность во всех ее проявлениях этим определяется ее роль в духовном развитии человека и в его духовной культуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *