Мораль, её природа и сущность

Мораль, её природа и сущность. Для того, чтобы понять проблемы этики деловых отношений, нужно усвоить такие важные понятия как мораль, нравственность, этика.

Термин «этика» происходит от древнегреческого «этос» — обычай, нрав, характер, устойчивая природа какого-либо явления.

Термин «мораль» происходит от латинского «moral is», которое этимологически совпадает с «этосом» – означает обычай, характер, темперамент, моду, покрой одежды.

Термин «нравственность»  является синонимом «морали», происходит от слова «нрав» — это русский вариант латинского термина.

По мере развития культуры за разными словами начинают закрепляться разные смыслы.

Мораль (нравственность) – это некоторая общественная реальность, сфера общественной жизни, вид общественных отношений, т.е. нечто реально существующее.

Этика это философская наука, область знаний, теория, изучающая мораль.

В общекультурной лексике все три слова продолжают применяться как взаимозаменяемые.

Природа морали проистекает из общественного характера жизни человека. В обществе взаимодействует  огромное количество людей, и чтобы общество нормально функционировало, их действия должны быть согласованными, подчинены общественным законам, правилам.

Для этого возникает с начало нерасчленённая форма регуляции, а со временем из неё выделяются отдельные формы такие как право, обычаи, традиции, организационные уставы, инструкции и в том числе мораль.

В морали закреплялись конкретные нормы и добродетели, которые являлись наиболее продуктивными с точки зрения способов функционирования и целей данной сферы. Например, преодоление страха на войне – мужество, неприкосновенность частной собственности – не укради.

Эти формы тесно взаимосвязаны между собой, в тоже время каждая из них имеет свою специфику.

И так, что такое мораль. Нужно сразу сказать, что различные мыслители и школы дают на этот вопрос разные ответы. Чрезвычайная сложность и особая «тонкость» нравственной сферы предопределили тот факт, что в этике до сих пор отсутствует общезначимое определение морали, раскрывающее всю глубину, многозначность, всесторонность этого понятия.

Рассмотрим некоторые наиболее общие характеристики морали, её различные измерения.

Должное или идеальное измерение морали:

  • Это совокупность норм, которые выражают отношение людей друг к другу, к обществу в целом, которые оценивают человеческое поведение, общественные явления с точки зрения таких категорий как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.д.
  • Это форма общественного сознания, которая  создает некий идеальный порядок, выступает в качестве идеальной модели поведения и отношения, оказывающей воздействие на всех людей. 
  • Это форма самосознания,с помощью которой человек приходит к постижению своего бытия в качестве человека, постижению целей и смысла своей жизни.

Сущее или реальное измерение морали:

  •  Это  отношениямежду людьми, их поведение, поступки, мысли  и т.д. 
  • Это качества и склонности, характеристики самой личности, её души,  делающие её способной к нравственной жизни. Иначе говоря – это добродетели человека, такие как правдивость, честность, доброта.
  • Это моральное мышление.

Человеческое измерение морали:

  • Сознательность, разумность в человеке, способность сдерживать неразумное,
  • природное, животное, инстинктивное.

Мораль не присуща животным, так как у них нет разумного начала, они неразумные существа. Мораль это чисто человеческое явление, в котором сочетается разумное и неразумное начало. Разум сдерживает животные, неразумные страсти, хотения.

Мораль всегда выступает как умеренность, способность человека ограничить себя, наложить запрет на свои природные желания, противостоять разнузданной чувственности.

Не случайно с античности она понималась как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответствен за себя, за то, что он делает. Скажем способность обуздать свой гнев, страх, чревоугодие и т.д.

  • Целесообразность, стремление к высшему благу.

Разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель. Она есть высшая цель, самоцель, которая выступает для человека как высшее благо. Оно придает осмысленность человеческой деятельности в целом, выражает её общую позитивную направленность.

Человек в своей жизни исходит из предположения существования высшего блага. И для него свойственно стремиться к высшему благу, иметь абсолютную точку опоры. Человек — существо незавершенное и в своей незавершенности предоставленное самому себе. Человек не тождественен, не равен самому себе. Он находится постоянно в процессе становления, стремиться подняться над собой, иметь больше, чем он есть.

  • Следование доброй воле.

  Нацеленность разума на высшее благо обнаруживается в доброй воле. Все прочие блага без доброй воли могут быть использованы для порочных целей. Лишь она обладает абсолютной ценностью. Она чиста от соображений выгоды, удовольствия, житейского благоразумия и т.д.

Показатель доброй воли – способность к поступкам, не только не сулящим выгоды, но и сопряженных с потерями. Она есть бескорыстная воля. Она не имеет цены, бесценна.

 Добрая воля всегда вплетена в другие, вполне конкретные, эмпирически объяснимые и понятные мотивы. Добрая воля разграничивает то, что делается от чистого сердца и что он совершает с какой-то целью. Она ориентируется не на утилитарную пользу, а на умножение в мире добра, справедливости, благородства

Добрая воля полностью зависит от личности. Это мотив его поведения.

Общественное измерение морали:

  • Мораль задает пространство человеческих отношений,  создает поле, в котором и может разворачиваться человеческое бытие как человеческое.

Мораль  не может оставаться фактом самосознания.  Мораль  — это сфера поступка, сфера отношения между людьми. Мораль обнаруживаются только в отношении с другими людьми, и описывает качество этого отношения.

Люди вступают в отношения друг с другом, поскольку они что-то совместно делают. Если из их отношений вычесть это «что-то», то останется то, что делает возможным эти отношения – их общественная форма, сама потребность людей в общественной, совместной жизни, как единственно возможном условии их существования. Это и будет мораль. Она связывает людей до всех связей.

Она есть человечность, и характеризует человека с точки зрения его способности жить в обществе.

  • Мораль возможна  только при допущении свободы воли.

Она существует в форме закона, который устанавливается самой личностью, его свободной волей и не допускает исключений.

  Мораль выступает  в форме глубоко личностной, субъективной мотивации поведения, заключающейся  в свободном и добровольном принятии обязательств следовать требованиям морали, подкрепленном только личной убежденностью в их справедливости и человечности.

  • Имеет всеобщую форму, распространяется на всех людей.

Эти положения обозначают разные аспекты нравственности. Они взаимосвязаны так, что каждое из них предполагает остальные. 

Т.о. в определении понятия мораль должна найти отражение вся эта совокупность проявлений, плюс многозначность самого термина, плюс её духовная идеальная природа.

Мораль – это форма само регуляции, глубоко личностной мотивации, заключающаяся в сознательном (разумном),  свободном (не обремененном следами давления и принуждения), бескорыстном (не обремененной следами расчета и выгоды), следовании высшему благу (нравственным целям и мотивам) во всех ситуациях.

Особенности функционирования морали:

  • Она выступает как практическое,  деятельное сознание. В нем идеальное и реальное совпадают, образуя целостность. Идеальное здесь выступает как реальное начало сознательной жизни.
  • Специфический способ существования морали – долженствование. Она существует не как состояние, а как вектор сознательной жизни. Она предполагает непрерывность усилий по её осуществлению.
  • Она охватывает все многообразие человеческого бытия, не замыкаясь на какую-то особую сферу или аспект жизнедеятельности.
  • Она не может уместиться в каком-то содержательно конкретном, позитивном требовании. Её требования могут лишь фиксировать несовершенство человека, его удаленность до цели. Поэтому моральные требования, претендующие на абсолютность, могут быть только негативными. Они суть запреты.      
  • Она исходит из безусловной  ценности, святости человека. Личность как нравственное существо имеет само ценное значение и достойное уважение. Ничем не обусловленное уважительное отношение к человеку – исходное и основополагающее отношение, открывающее пространство собственно человеческого существования.

Безусловная обязательность требований морали обнаруживается  в требовании, утверждающем само ценность человеческой личности. И наиболее строгой и адекватной её формой является категорический запрет на насилие, главным образом на убийство человека. Насилие прямо противоположно морали.  Запрет на насилие – это первый и основной моральный запрет. Его известная формулировка «Не убий»

  • Мораль имеет конкретно-историческую природу. Разные люди,  в разных обществах, в разные времена по разному понимали высшее благо. Мораль приобретает качественно своеобразный вид в зависимости от того, какая идея признается высшей. Конкретные нормы и добродетели формируются в рамках той или иной
  • Человек сам задает себе закон поведения, но он одновременно является всеобщим, объективным и общезначимым.

Это противоречивое требование находит разрешение в так называемом золотом правиле, которое гласит: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Евангелие от Матфея: «И так во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

Евангелие от Луки: «И как

Основные функции морали

Для уяснения сущности морали важно выяснить её функции, роль которую она играет в обществе. Основными функциями морали являются следующие:

Мировоззренческаямораль не может быть сведена к набору норм. Она должна обосновывать эти нормы, указывать во имя чего они должны выполняться и тем самым выходить на высшие ценности, на  вопросы смысла жизни, место человека в мире, на представление о самом мире. От характера представлений о мире зависит представление, о смысле жизни, о счастье человека, понимании природы добра, зла, справедливости, чести и т.д. В моральном сознании формируется мировоззрение через призму понятий добро и зло, мир рассматривается добрым, или злым по отношению к человеку

Познавательнаячерез неё человек получает представление о внутреннем мире как своем, так и другого человека, кого он оценивает, о нравственном состоянии общества, о соответствии действия государства высшим общественным ценностям. Познание в морали осуществляется несколько иначе, чем в науке, где доминирует разум. Оно более образно, более размытое, в ней большая доля чувств, веры, интуиции.

Воспитательная общество заботится о формировании личности, будущего гражданина, главное в которой нравственность – это духовный стержень личности. По этому в центре воспитания должно стоять нравственное воспитание. Основные традиционные институты формирования нравственности церковь, школа, семья.

Оценочная – она оценивает поступки, общественные явления через призму добра и зла, справедливости, долга, совести, путем сопоставления сущего с должным. Моральная оценка носит универсальный характер, т.е. распространяется на все сферы жизни общества, на все действия людей. Она опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения.

             В реальной общественной жизни возникают трудности, которые вызывавют парадокс нравственной оценки.

Вопрос в том, кто может вершить нравственный суд, выносить моральные оценки?

  По аналогии с другими сферами общества напрашивается ответ – люди, выделяющиеся нравственными качествами. Но одно из нравственных качеств – скромность, заключающееся в осознании своего несовершенства. Чем более нравственен человек, тем более критично  он к себе относится,  и поэтому он не считает себя достойным кого-то судить.

  Те же, кто берется судить, учить в вопросах морали, обнаруживают самодовольство, которое чуждо морали и не дает им права судить.

  Получается,  те кто мог бы судить не хотят этого делать, а те кто хотел бы это делать не имеют на это право.

Разрешением этого противоречия является нравственное требование «Не судите».

Моральная оценка существует главным образом как самооценка. Моральный суд есть суд человека над самим собой.

  Нарушение правовых норм – это преступление, за которое ответ перед судом.

  Нарушение нравственных норм – это зло, грех, за которые ответ перед собой. Зло – это и есть нарушение нравственного закона, нравственное преступление.

Регулятивная является синтезирующей. Её основная задача – направление помыслов, регуляция действий. Она дает человеку наиболее важные глубинные ориентиры в его жизнедеятельности. Мораль регулирует все сферы жизни общества, жизнедеятельности человека, предъявляет к человеку максимальную требовательность следовать нравственным нормам, осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения, моральные убеждения, совесть.

Существует парадокс морального поведения, который точно выразил Овидий в своем изречении: «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь».

  Для человека свойственно стремиться к хорошему, быть хорошим.

Человек же зная, что есть добро, не следует ему, выбирает худшее. Можно ли говорить о том, что человек действительно видит и одобряет лучшее. Наверное, существует разница между тем, что человек на самом деле знает,  и тем, по поводу чего он думает, что он знает

Человеку свойственно думать о себе хорошо, лучше,  чем он есть на самом деле. Хотя было бы лучше, если бы люди относились к себе более критично.

Даже очень злые люди считают себя добрыми. При этом это не всегда обман и лицемерие, это может быть очень искренним заблуждением. Поэтому нельзя верить моральной самоаттестации  человека. Известное евангельское правило гласит: «По плодам их узнаете их». Человека нужно оценивать по его поступкам.

     В противном случае все люди были бы одинаково высоконравственными.

  Предположение о том, что человек хороший, и намерения у него исключительно добрые, а поступки – исключительно злымизаблуждение.

Важный вопрос – почему далеко не все руководствуются нормами морали, почему люди совершают так много безнравственных поступков (преступления, грубость, бестактность и т.д.)

  Причинами могут быть:

  • недостаточный уровень развития морального сознания
  • ошибочное общественное мнение
  • условия жизни, подавляющие моральные чувства.

Если положение человека в обществе стабильно, его интересы признаны и гарантированы, то ему легче принимать моральные ценности и следовать им. Но если человек ощущает себя обездоленным, обойденным, если он не находит в обществе защиты своих прав, если его интересы не соблюдаются, то ему труднее найти силы для соблюдения требований морали.

  Но это не может быть причиной оправдания аморального поведения. Мораль бескомпромиссна, человек в любой ситуации должен сохранять достоинство, жить по принципам человечности вопреки всем обстоятельствам.

 «Легко быть честным и добрым, когда у тебя самые глубокие и полные карманы, но и ценность такой легкости не велика, в то время как сохранить достоинство и благородство при незаслуженных бедствиях и несправедливости много труднее и ценнее».

Основные категории этики

Основными категориями нравственного сознания являются:

Нормы – требования, которые должны быть выполнены для достижения определенной цели. Они существуют в форме запретов, наставлений, поучений, правил, предписаний, заповедей и несут в себе требовательность и императивность.

«Не убий», «не кради», «почитай отца твоего и мать твою», «не лжесвидетельствуй», «не прелюбодействуй», «не лги», «будь честен», «уважай старших», «уважай других людей, помогай им», «исполняй обещания» и т.д.

Нравственные принципы – это наиболее общие положения, правила.          Отличаются от норм ием, что относятся не к отдельной стуации, а к самой направленности действия, жизненной ориентации, дают общую перспективу. Например, принципы коллективизма, гуманизма,  трудолюбия.

Моральные качества (добродетели) – свойства личности, делающие её способной к нравственной жизни.  Душевная щедрость, доброта, великодушие, отзывчивость, мужество, верность, трудолюбие, скромность и т.д. делают человека нравственной личностью. И наоборот злост, лень, эгоизм, тщеславие, нечестность, мелочность, жадность, мстительность, черствость и т.д. – безнравственной.

Нравственный идеал – воплащение идеи морально безупречного человека, сочетающего в себе все мыслимые добродетели, выступающего образцом поведения.

Он вырастает на несовершенстве жизни, в нем критическое отрицание несовершенной действительности, но в нем же и стремление к лучшему, он задает горизонты развития.

Добро – все положительно оцениваемое моральным сознанием при соотнесении с гуманистическими принципами, что способствует развитию в человеке и обществе человечности, взаимопонимания, согласия.

Это есть  *бескорыстное следование требованиям морали,  *принципам гуманизма, *объединению людей,  *духовной сплоченности и согласию.

Добро не приемлет утилитарной полезности. Нельзя нечто оценить как добро только на том основании, что оно соответствует общественной пользе.          (Доброжелательство, милосердие, взаимопомощь и сотрудничество, взаимопонимание и уважение, следование долгу и требованиям совести, честность и великодушие, вежливость и тактичность и т.д.).

Зло – это нарушение требований добра, пренебрежение моральными ценностями, долгом им следовать, что препятствует единению людей, гармонии общественных отношений. (Корыстолюбие, алчность, тщеславие, жадность, грубость, насилие, неуважение, равнодушие, безразличие и т.д.)- это есть проявление зла.

  Основное содержание нравственного развития общества – это прготивостояние добра и зла, их борьба. Противоположность добра и зла неустранимы, а их борьба бескомпромисна. Мы стоим либо на стороне добра либо на стороне зла.

Но добро и зло оно прежде всего внутри нас. Мы должны победить зло в себе.

Нравственный долг – это превращение нравственных требований или ценностей в личную задачу человека, это добровольно принимаемая на себя обязанность следовать нравственным ценностям, ставшая внутренней потребностью человека. Можно сказать, что это само принуждение.

Совестьэто способность человека формулировать моральные обязательства, требовать от себя, их выполнения, контролировать и критически оценивать  своё поведение, мысли, желания, осознавать и переживать своё несоответствие должному.

Совесть требует быть честным, когда никто не может проконтролировать тебя, когда тайное не станет явным, когда о возможной твоей нечестности не узнает никто.

Если внешние опоры нравственного поведения можно при случае обойти, то обмануть себя невозможно, вернее возможно, но путем отказа от своей совести, потери её.

Совесть неподкупна и бескомпромиссна в своих позициях. Она обязует человека целиком ориентироваться на идеалы добра, справедливости, чести, долга, гуманизма какими бы нелепыми они не казались в данный момент.

Она автономна, т.е. не зависит от мнения окружающих.  В ней оценки соотносятся с долгом.

 В отличие от стыда, который полностью ориентирован на мнение других лиц. Они могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм. И чем важнее и значимее для человека эти лица, тем переживание стыда сильнее.

Человек может испытывать стыд даже за случайные действия, действия которые кажутся ему правильными, но которые осуждаются другими. Мне стыдно потому, что они так про меня плохо думают, хотя я не сделал ничего плохого.

Субъективно совесть может восприниматься как внутренний, но чужой голос, голос другого «я». Поэтому некоторые придерживаются мнения, что это голос Бога. Другие считают, что это обобщенный и интериоризированный голос значимых других. 

Совесть – это голос той части души, которая не обременена заботами каждого дня; совесть говорит от имени вечности, обращаясь к достоинству личности.

 Совесть – это ответственность человека перед самим собой как носителем высших, универсальных ценностей.

Поступок по совести – это поступок из чувства долга. Совесть настаивает на исполнении долга.

Иногда можно слышать фразу «чистая совесть». В ней выражается амбиция человека на то, что им достигнуто совершенство, на внутреннюю цельность и гармоничность.

Состояние чистой, успокоившейся совести есть верный признак бессовестности, не отсутствия её, а склонность не обращать внимания на её голос. «Чистая совесть» — это выдумка дьявола. «…всякий, возвышающий сам себя, унижен, будет, а унижающий себя возвысится».

Уверенность в чистоте собственной совести – это либо лицемерие, знак нравственной неразвитости, слепоты,  — либо свидетельство успокоенности, а значит смерти души.

И, наоборот, в ощущении нечистоты собственной совести – надежда. В муках совести не только «презрение» к самому себе, неприятие себя как такового, но и тоска по просветлению и самоочищению, желание исправить ошибку, усилие к совершенству.

В осуждении себя состоит покаяние или раскаяние, как явно выраженное сожаление о содеянном и намерение (надежда) не совершать того, что будет достойно сожаления.

В признании своей вины (исповеди), в осознанном принятии наказания, искупляющего вину, намерение может перейти в решимость. Это и есть добродетель — как стойкость человека в исполнении своего долга.

Чувство совести лежит в основе чувства виновности, иногда даже без вины, укоры совести за несовершенство человеческой природы, общественной жизни, переживание комплекса недовольства собой (брошенные дети).

Жизнь по совести повышает и укрепляет высокую положительную самооценку личности, её чувство достоинства и чести.

Честь и достоинствовыражают представление о ценности всякого человека как нравственной личности, и требование уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признание свободы его самоопределения и способности к самоконтролю.

Честь и достоинство предполагают совершение человеком только таких поступков, которые способны обеспечить ему общественное уважение, высокую самооценку и переживание морального удовлетворения. Они не позволяют человеку поступать ниже своего достоинства.

Честь больше связана с общественной оценкой и ориентируется  на внешние критерии. Она предполагает меру признания и уважения, которую человек заслуживает.

Достоинство ориентируется на внутреннее уважение личностью себя и основывается на признании равных прав каждого на уважение к себе, как равного со всеми морального существа.

Справедливость – выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих отношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, его естественных и неотъемлемых правах и обязанностях;

 — это правильная мера равенства в смысле соответствия между правами и обязанностями людей, заслугами человека и их признанием, между деяниями и воз даяниями за него.

Нарушение и несоответствие этих норм оценивается моральным сознанием как несправедливость.

Справедливость – это один из принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми по поводу распределения (перераспределения) социальных ценностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *