Натурфилософские концепции эпохи Возрождения, пантеизм Н. Кузанского и Дж. Бруно

В эпоху Возрождения не остается без внимания природа (особенно в XVIв.). Человек и в искусстве, и в мышлении предстает как природно-духовное существо (сравните изображения христианских святых Средневековья и людей Возрождения), природно-телесное начало реабилитируется в сознании и перестает пониматься как «тюрьма духа». Понимание природы имеет новую специфику: христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный потусторонний характер, он как бы сливается с природой. Такая натурфилософия есть пантеизм. Это религиозное и философское учение, отождествляющее Бога и мировое целое –«природа есть Бог в вещах».

Под натурфилософией мыслители XVI в. понимали не только предмет своего исследования – философию природы, но и естественный, «натуральный» подход к познанию законов мироустройства.

По существу, Н. Кузанский отрицает существование личностного Бога. “Бог не вне мира, а в единстве с ним”. Но пантеизм Николая Кузанского еще недостаточно последователен. “Бог бесконечен, а мир безграничен”. Иначе говоря, в пространственном отношении Бог и природа совпадают. Но во временном отношении Бог предшествует природе, как ее творец.

Предметом познания философии, или разумом, является “развернутый Бог” или природа, а вера и религия познают Бога в свернутой форме. Н. Кузанский сформулировал принцип совпадения противоположностей. С его точки зрения в бесконечности, символом которой является Бог, все противоположности сливаются или совпадают.

Бог — макрокосмос, самое большое, человек — микрокосмос, маленькое, но и они в бесконечности должны совпасть. “Каждый человек — потенциально Бог. Актуально, в качестве примера, это произошло в И. Христе”.

Дж. Бруно (1548-1600 гг.) развивает дальше, с одной стороны, пантеизм Н. Кузанского, с другой — космологию Коперника. С точки зрения Дж. Бруно Бог не является творцом природы, сама материя наделена творческим импульсом, способностью к саморазвитию. Единичный смысл, который остается для Бога в системе Дж. Бруно — это быть символом единства мира.

Дж. Бруно считает, что вселенная однородна, везде состоит из одних и тех же элементов и подчиняется одним и тем же законам. Не существует никакого привилегированного центра вселенной. Солнечная система — это только одна из бесконечного множества подобных ей звездных систем (на периферии — неподвижное кольцо звезд (по Копернику). Бесконечно, с точки зрения Бруно, число населенных миров. В теории познания Бруно, разделяя в целом концепцию Н. Кузанского, особое внимание уделял эмоциям, считая, что без эмоционального подкрепления познания невозможного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *