Онтология и гносеология

1. В структуре философского знания онтология как учение о бытии занимает ведущее место среди всех ее разделов. В центре ее внимания вопросы, на которые человек пытался ответить издревле:

· Что представляет собой окружающая действительность?

· Что обеспечивает ее многообразное существование?

· Как и откуда все произошло?

· Что или кто движет миром?

· Является ли мир в своем существе неизменным или он постоянно изменяется и развивается?

· Что или кто является причиной существования мира вообще?

· Какие существуют законы развития мира?

· Как мы видим, все эти вопросы объединяет проблема существования.

Что же понимается под этим термином? Существовать – значит обладать какой-то реальностью, набором определенных свойств, иметься в наличии, так или иначе проявляться, то есть «быть». «Всякое существование всегда выражено сущностью».1 «Сущность — это признак отдельности существования в предмете или явлении, являющийся в нем главным среди прочих его признаков и объединяющий его с некоторыми другими – т.е. делающий его подобным некоторым другим предметам или явлениям».2 Например, возьмем стол, он существует, он реален и его сущностным признаком является – поверхность на точке опоры, предназначенная для приема пищи и письменной работы.

Все остальные признаки (количество ножек, материал из которого сделан стол и т.п.) это второстепенные признаки, которые отличают один предмет от другого, но не изменяют его сущность. Но есть ли некая единая сущность у всего мира? И здесь мы подошли к еще одной важной онтологической категории – субстанция. Само название «субстанция» происходит от латинского substantia – сущность, то, что лежит в основе. Субстанция как раз выражает сущностную сторону бытия, это первооснова, которая в своем существовании не зависит ни от чего другого, а от ее существовании зависит существование всех других вещей. Иначе говоря, субстанция представляет собой предельное основание, к которому сводятся все конечные формы ее проявления.

Таким образом, онтологию еще можно характеризовать как учение о субстанции. В зависимости от качественной и количественной интерпретации субстанции выделяются различные направления философии и способы философствования. Если под субстанцией понимается материя или дух, соответственно дело имеем с философскими концепциями материализма либо идеализма. Так же в философии различаются метафизическое понимание субстанции как неизменного внутренне непротиворечивого начала, и диалектическое – как изменчивой, саморазвивающейся посредством внутренних противоречий сущности.

С точки зрения количества субстанций, лежащих в основе бытия, в философии выделяются следующие направления: монизм (одна материальная или духовная субстанция), характерный для большинства философских учений, дуализм (две субстанции — Декарт) и плюрализм, полагающий наличие множества начал (Демокрит, Лейбниц).

Так что же такое бытие? Можно выделить два понимания:

· в узком смысле, основа сущего, или субстанция;

· в широком смысле, существование мира как беспредельного и непреходящего целого.

В целом, говоря о многообразных формах бытия существующих в системе «мир–человек», на основе логического обобщения их можно свести к четырем основным.

· Во-первых, к бытию неочеловеченной («первой», «естественной» природы) и очеловеченной («второй») природы, мир вещей созданный человеком.

· Во-вторых, к бытию человека.

· В-третьих, к бытию духовного, как индивидуальному (психология, мировоззрение человека), так и общественному (мораль, религия, наука, искусство и т.д.) .

· И наконец, в-четвертых, к бытию социального, т.е. общества, во всех его многообразных взаимосвязей и отношений.

2. Размышляя о первой форме бытия (мир «первой» и «второй» природы), необходимо отметить, что она носит преимущественно материальный характер. Главными атрибутами (неотъемлемые, сущностные свойства) материального мира являются: движение и развитие, пространство и время.

Движение это не только перемещение тел в пространстве относительно других тел, как представляется обыденному сознанию, но и всякое изменение объекта, которое обнаруживает себя благодаря взаимодействию с окружающим миром. Изменяться – значит действовать на что-нибудь другое. Существование всех материальных систем реализуется за счет единства их внутренних и внешних взаимодействий.

Движение, которое вызывает качественные изменения, и есть развитие. Например, развитие растения из семени до колоса, процесс образования кристаллов, смена общественных эпох, эволюция звезд, приобретение студентом специальности, формирование новых теорий (динамический вид развития). Другой разновидностью развития является процесс перехода с одного структурного уровня организации бытия на другой (популяционное развитие). Примерами этой разновидности может быть формирование атомов и молекул на основе взаимодействия элементарных частиц и полей: переход от углеродистых соединений к белкам, возникновение социального уровня организации бытия и др.

В конечном счете, качественные преобразования системы совершаются в сторону прогресса или регресса. Под прогрессом понимается форма изменения системы, связанная с повышением уровня организации и расширением ее возможностей (или иными словами процесс поступательного развития от простого к сложному, от менее совершенному к более совершенному). Тогда как регрессивное развитие характеризуется понижением уровня организации и сокращением множества возможностей и тенденций изменения системы, что выражается процессами упрощения и деградации структуры, возрастанием состояния неупорядочности и хаоса.

Движение как взаимодействие и изменение всех материальных систем развертывается в формах пространства и времени. Пространство как форма бытия выражает сосуществование явлений и объектов, их протяженность, трехмерность (имеет длину, ширину, высоту), структурность, отдаленность и расположение относительно друг друга. Например, протяжённость г. Новосибирска как самостоятельной структуры составляет с северо-запада на юго-восток – 43 км и с юго-запада на северо-восток – 25 км, а его взаиморасположенность относительно Москвы составляет около 3376 км.

Время – это форма бытия, характеризующая длительность существования и смену состояний материальных объектов. Длительность есть продолжительность существования вещи до тех пор, пока она сохраняет свои свойства (например, ваза просуществовала 10 лет, пока не разбилась и не утратила свойства удерживать воду для цветов). По отношению к длительности других предметов длительность каждого материального объекта выражается отношениями одновременности (синхрония) или последовательности (диахрония).

Из приведенных определений ясно, что пространство и время объективны. Это одно из важнейших их свойств. Такими же общими для них свойствами являются вечность, несотворимость и неуничтожимость, а также бесконечность и безграничность.

В истории философии и естествознания различные представления о пространстве и времени в своем основании сводятся главным образом к двум взаимоисключающим концептуальным подходом: субстанциальному и реляционному. Субстанциональная концепция рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, существующие вечно и ни от чего не зависимые, т.е. как абсолютные. Ее представляли Демокрит, Эпикур, Бруно, Галилей, Ньютон. Для них пространство тождественно пустоте, это всеобщее неподвижное вместилище совокупности атомов или тел. Оно однородно и бесконечно. В равной степени время трактуется как протекающая равномерно чистая длительность, куда помещены неподвижные тела. Начиная с ХVIII и до конца ХIХ веков концепция абсолютного пространства и времени занимает ведущее положении в философии и естествознании.

В отличие от субстанциальной реляционная концепция рассматривает пространство и время как формы существования вещей, т.е. относительно друг друга. Реляционный (в переводе с лат. означает отношение) подход в философии закладывается еще Аристотелем, но самое фундаментальное обоснование получил в научных концепциях Пуанкаре, Лоренца, и особенно, в теории относительности Эйнштейна. В ней рассматриваются пространственно-временные свойства и масса тела в зависимости от скорости движения и сил гравитации.

Теория относительности – не только физическая концепция, но и новый способ познания мира в целом, окончательно утверждающий идею неразрывного единства пространства–времени с движущей материей. Это значит, что каждой форме движения присущи специфические пространственно–временные структуры. Например, изучая человека, мы рассматриваем его как сложную систему, и знание закономерностей биологических ритмов человеческого организма, действия различных факторов среды, возможно и особенностей психосоматики позволяют медицине более качественно проводить профилактику, диагностику и лечение заболеваний. Или рассматривая культуру того или иного народа мы обязаны учитывать пространственно-временные характеристики ее формирования и развития, во многом определяющие ее специфику и особенности.

3. Но помимо рассмотренных атрибутов материального бытия, в рамках онтологии обсуждались еще ряд значимых вопросов, включая проблему насколько все происходящее в мире природы, обществе, жизни человека предопределено некими внешними силами и предшествующими этапами развития, и как следствие остается ли место для свободного выбора?

Еще в античной философской мысли появилась точка зрения, которая в дальнейшем была развита в философии Нового времени, что все происходящее предопределено заранее и имеет свои естественные причины. Подобная позиция получила название детерминизма (от лат. determino –определяю, причиняю), для которой характерно признание универсального характера обусловленности всякого явления другими явлениями. Недостатком ранней версии детерминизма является то, что он ограничивался одной причинностью, к тому же трактуемой чисто механистически.

Например, признавая лишь однозначную, жёсткую детерминацию явлений, механистический детерминизм придавал универсальный характер законам механики (описанных в учениях Галилея, Ньютона) и отвергал существование случайности в природе. Этот детерминизм не мог быть последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, в особенности биологии, и оказывался бессильным в объяснении социальной жизни и явлений сознания. Однако развитие естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в последние столетия породили «усложненную» версию детерминизма.

В современной философской литературе под детерминизмом подразумевают учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений объективной действительности. Иными словами происходящие события в природном и социальном мире не носят характера жесткой линейнойnпричинности (казуальности), когда из одного события обязательно вытекает другое, а весь процесс развития это цепь причин и следствий. Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим.

Сюда входят пространственные и временные соотношения, функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействие частей (элементов) в системах, взаимодетерминация частей и целого, связь состояний в движении и развитии и др. Особенно важными в современной науке оказываются вероятностные соотношения, которые в отличие от линейной причинности указывают на предопределенность отдельного события несколькими причинами.

Процессы в обществе, поступки людей и их выбор, как правило, объясняются с помощью веерной причинности, предполагающей не только несколько причин того или иного события, каждая из которых играет свою роль, но и прогнозирование возможных вариантов развития событий. Последнее является одним из основных достоинств детерминизма как научного подхода. Но существует большое количество социальных и природных событий и явлений, которые не удалось предсказать или с высокой степенью достоверности предугадать вектор их развития.

Поэтому альтернативой детерминизму является индетерминизм, обоснованный во второй половине XIX века американским философом Вильямом Джеймсом. Он утверждает, что не существует объективной причинной связи 100% предопределяющий развитие природных, социальных явлений, а уж тем более выбор совершаемый человеком. Иными словами индетерминизм предполагает возможность свершения случайных событий, т.е. тех, которые не имеют никаких причин ни в прошлом, ни в настоящем. Что касается человека то наличие у него свободы воли, позволяет ему совершать выбор, который порой идет вразрез с наличествующими внешними обстоятельствами (например, в семье алкоголиков вырастает успешный человек).

Но как в реальной жизни, так и в современной науке и философии наиболее обоснованными являются комбинированные позиции, признающие значимость причинно-следственных связей, но и оставляющих возможность вариативного развития.

4. Гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – понятие, учение) – это раздел философского знания изучающий проблемы познания. Познание – это специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира или иными словами процесс приобретения знаний. В свою очередь знание – это индивидуальный и общественный опыт, предающийся посредством языка (символично-знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания), структурированный и осмысленный в процессе познания. Довольно часто понятие знание отождествляют с понятием информация, однако следует их разграничивать. Информация – это сведения, совокупность каких–либо данных.

Здесь может возникнуть вопрос, а насколько тогда наши знания, носят объективный характер или иными словами насколько наши знания, сформулированные в представлениях и понятиях, соответствуют реальному миру (объективной действительности)? Отмеченная проблема и является центральной в гносеологии и в наиболее общей форме ее можно сформулировать в вопросе – познаваем ли мир?

В истории философии сложись следующие точки зрения на решение поставленной проблемы: гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм.

Гносеологический оптимизм (реализм) – это философская позиция, сторонники которой признают принципиальную познаваемость окружающего мира человеком, исходя из имеющихся познавательных способностей и возможностей. Иными словами человек может получить объективные знания о мире, вопрос заключается лишь в правильности форм, способов, методов познания.

Скептицизм – это философская позиция, сторонники которой выражают сомнения в возможностях человека получить истинное и достоверное знание. В качестве исходного принципа мышления выдвигается сомнение, в том числе сомнение в надежности истины.

Агностицизм – это философская позиция, сторонники которой признают принципиальную непознаваемость сущности определенных явлений и систем объективного мира.

Познание человека протекает в рамках двух основных уровней, которые мы рассматриваем, как стороны познавательной деятельности – это чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание – непосредственное получение информации через органы чувств и деятельность нервной системы. Основными формам чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление. Ощущение представляет собой начальную форму чувственного познания и дает нам знание об единичных, отдельных свойствах предмета (например, цвет, форма, вес, величина, твердость, температура и т.д.). Восприятие – это форма чувственного познания, посредством которой формируется целостное знание и понимание предмета. Как ощущение, так и восприятие – это формы знания связанные с непосредственным воздействием предмета на органы чувств. Представление – это форма чувственного познания, направленная на сохранение целостного образа в памяти и возможность его произвести.

Рациональное познание – это опосредованное познание мира, с помощью мышления. Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанный с решением тех или иных задач. Мышление непосредственно связано с языком, и носит как вербальный (речь), так и невербальный характер (письменный язык, язык информатики и пр.). Мышление обладает способностями абстрагирования, обобщения, образования понятий. Абстрагирование представляет собой отвлечение мысли от тех свойств, связей, которые признаются в определённом отношении несущественными. Иными словами, абстрагирование помогает понять суть вещей, но содержит известный отход от реальности. Обобщающая способность мышления приводит к формированию понятий, являющейся первой формой рационального, логического познания.

Понятие – это начальная форма рационального познания, в которой отражаются наиболее общие и существенные признаки предметов и явлений (например, понятия – «плод», «общество», «человек», «наука» и др.). Познавательная ценность понятий состоит в том, что с их помощью выделяются наиболее существенные, общие признаки в предмете, отвлекаясь от их частных, индивидуальных. (например, человек — прямоходящее, разумное существо, наделенное способностью к мыслительной деятельности). Суждение – следующая форма рационального познания, в которой утверждается или отрицается наличие связи между понятиями (например, сахар растворяется в воде, стол стоит на полу).

Суждения оцениваются как истинные или ложные в соответствии с тем, насколько достоверно они отражают наличную ситуацию. На базе понятий и суждений формируются умозаключения. Умозаключение – это форма рационального познания, представляющие собой рассуждения, в ходе которых из одного и более суждений выводятся новые суждения, т.е. новое знание. Характерными примерами умозаключений являются индуктивные и дедуктивные умозаключения, а также умозаключения по аналогии. Примером, дедуктивного умозаключения является следующий:

Все студенты имеют зачетные книжки

Иванов студент

Значит, Иванов имеет зачетную книжку.

В процессе познания, начиная от обыденно-практического до научного, мы оперируем всеми формами мышления. Именно они позволяют нам формировать целостное понимание мира и передавать его посредством письменного и устного языка другим людям, в том числе от поколения в поколение.

Однако говоря о процессе познания, нельзя ограничиваться лишь описанием посредством каких форм и возможностей познает человек мир, необходимо рассмотреть вопрос о том, что познает человек или иначе в каких видах человек получает знание о мире. К основным видам познавательной деятельности принято относить: обыденно-практическое познание, мифологическое, игровое, религиозное, художественное, философское и научно–теоретическое.

Целью любого познания является достижение истины. В качестве исходного определения истины можно предложить следующее, истина – это адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

Однако вопрос об истине и ее критериях часто рассматривается, прежде всего, в контексте научного познания, нам представляется необходимым подчеркнуть, что в каждом виде познания истина выступает в специфичном преломлении. Так, в обыденно-практическом познании истинным является знание, которое сводится к критериям полезности и целесообразности (например, правильный рецепт вкусного и полезного блюда). Истинность мифологического познания определяется конструктивностью того или иного мифа, которое основано на факте доверия и предоставления человеку определенных смысложизненных ориентаций.

Вопрос об истине в религиозном познании формулируется как проблема истинной веры, очень сложной в теоретическом и практическом смысле. В художественном познании проблема истины может рассматриваться как правда искусства, определяющаяся силой воздействия художественного произведения на слушателя, читателя. Что касается философского познания, то нелепо говорить о том, кто же из философов создал истинную философию. В философии цениться оригинальность и глубина мировоззрения того или иного мыслителя, мысль способная найти отклик, создать возможность диалога. Ведь недаром говорят, философия – это мысль о мысли.

Проблема истины в научном познании в рамках классического подхода или корреспондентской теории решается как соответствие знание объективной действительности. Это понимание истины было предложено еще Аристотелем и было доминирующим в научно– философском знании вплоть до XX века. Научная истина обладает рядом специфических признаков. Прежде всего, это направленность на раскрытие сущности предметов и явлений. Кроме того, научную истину отличает системность, логическая упорядоченность и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, объективность.

Под объективностью принято понимать содержание человеческих представлений о мире, которое не зависит от человека, ни от субъекта познания, ни от человечества вообще. Также одним из немаловажных критериев истины, выступает практика, как целенаправленная материально–преобразующая деятельность общественного субъекта (человечества, общества в целом). Именно практика может подтвердить истинность или ложность тех или иных знаний и научных теорий, например, теория электричества подтверждается использованием последнего в быту и производстве. Однако практика не может рассматриваться в качестве универсального критерия научной истины, так есть знания, которые на практике проверить невозможно, например гипотезы о происхождении Вселенной и здесь важны другие критерии и характеристики научной истинны.

Что касается видов истины, то принято выделять абсолютную и относительную истину. Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Например, например, в 1688 г. были открыты красные кровяные тельца – эритроциты, а в 1690 г. проведено наблюдение поляризации света, «абсолютны» не только годы открытий этих структур или явлений, но и утверждения о том, что эти явления имеют место в действительности. Такая констатация подходит под общее определение понятия «абсолютная истина».

Относительная истина – это неполное, приблизительно верное отражение мира, выражающее историческую обусловленность и ограниченность познания.

С конца XIX – середины XX вв. появляются другие, неклассические понимания истины:

· Конвенциональная теория: истина – это результат соглашения (конвенции) научного сообщества по тем или иным спорным вопросам (основоположник А. Пуанкаре).

· Когерентная теория: истина – это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р.Авенариус, Э.Мах) или иными словами новое знание является истинным, если оно не противоречит уже существующим истинным суждениям, учениям, концепциям и теориям, т.е. согласовано с теми результатами научного познания, которые уже оцениваются как истинные.

· Прагматическая теория: истина – это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч. Пирс).

В каждой из этих теорий истины есть свои сильные и слабые стороны, но все они раскрывают и дополняют наши представления о том, какое же знание мы можем считать истинным. Таким образом, истина, выступая целью познания, позволяет нам получить в той или иной степени объективное представление о мире и его закономерностях, направляя нас в научном поиске и жизнедеятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *