Особенности философии эпохи Возрождения

Хронологические рамки эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения или Ренесса́нс (итал. Rinascimento -заново рождённый) началась в Италии с XIV века, в Европе — с XV–XVI вв., закончилась вконце XVI века, в некоторых странах Европы– в начале XVII века.

Особенности эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения тесно связана с понятием «гуманизм» -(от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный). Понятие «гуманизм» было заимствовано у Цицерона, который указывал, что гуманизм– это результат культуры, рождённой в Греции и привитой в Риме. В эпоху Возрождения возрастает интерес к античной культуре, на её основе происходит и творческий всплеск в самой эпохе Возрождения.

Другой важной особенностью Эпохи Возрождения был антропоцентризм: Бог остаётся на первом месте, но в эту эпоху возобладало мнение, что Бог создал этот мир и покинул его, оставив человека господином этого мира, как следствие, появляется формула: «человек – это смертный бог».

Гуманисты признавали человека личностью, проповедовали веру в могущество человека, принцип равенства, отсюда интерес к проблемам человека. Гуманисты часто воспринимали себя подобием Бога, а потому сами определяли законы, (и это были эстетические законы), по каким жили, тем самым, ощущали свою избранность, вырождающийся в эгоизм, стремились к универсальности.

Ещё одна особенность философии Возрождения – пантеизм (греч. pаn – «всё, всякий» и греч. theos – «бог, божество»). Для пантеизма бог имманентен миру (находится внутри мира), а не трансцендентен (находится вне мира), как в Средневековье. Бог обезличивается и отождествляется с природой, Он мыслится как энергийное начало мира, а мир как живой, саморазвивающийся: так для Пико дела Мирандолы Бог – это совершенство, заключенное в несовершенный мир, потому познавая мир, человек познаёт Бога.

В эпоху Возрождения происходит духовная секуляризация – (секуляриза́ция (от лат. saecularis — светский) — снижение роли религии в жизни общества; переход к светской модели) – философия уже не ограничивается рамками богословия, начинается свободное развитие философской мысли.

Философия эпохи Возрождения тесно связана с Великими географическими открытиями: 1492 – Христофор Колумб — открытие пути в Америку; 1498 — Васко да Гама — открытие пути в Индию, 1522 — Фернан Магеллан – первое кругосветное плавание; ис открытиями в естествознании, медицине, (открытие кровообращения), математики, механики, астрономии, техники (изобретение телескопа Иоанн Лепперсгей — 1608 год),которые изменили мировосприятие человека эпохи Возрождения.

Николло Макиавелли (1469-1527)

1) Способы захвата и удержания власти.

2) Какая армия нужна государю?

3) Каким должен быть государь?

4) Какие советники нужны государю.

Н. Макиавелли рассматривает в трактате «Государь» рассматривает основные вопросы политики, из которых мы рассмотрим четыре, указанные в плане.

Способы захвата и удержания власти

Власть, по Н. Макиавелли, можно приобрести следующими способами:

1. Наследование: самый надёжный способ получения и удержания власти, так как в силу традиции подданные спокойно воспринимают саму власть и переход власти по наследству.

2. Оккупация: захватить власть можно, но «удержать власть поистине трудно, тут требуется и большая удача, и большое искусство», так как для удержания власти в завоёванном государстве «встает множество трудностей и множество опасностей».

3. Милость судьбы:захватить власть легко, но удержать трудно, так как«эти невесть откуда взявшиеся властители, как все в природе, что нарождается и растет слишком скоро, не успевают пустить ни корней, ни ответвлений, почему и гибнут от первой же непогоды».

4. Злодеяние: также захватить власть легко, но удержать трудно, так как преступление ради власти поощряет и других претендентов на власть, а также такой государь не имеет опоры в подданных, и ему необходимо много времени, чтобы подданные начали поддерживать его.

5. Благоволение сограждан: Власть может дать знать или народ.

Тому, кто получает власть от знати, труднее удержать власть, так как знать почитает себя ему равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий, поэтому такая власть слаба.

Тот, кого привел к власти народ, правит один и вокруг него нет никого или почти никого, кто не желал бы ему повиноваться.государь должен лишь дружбу народа, «что совсем не трудно, ибо народ требует только, чтобы его не угнетали», поэтому такая власть прочнее, но необходимо, чтобы народ всегда имел потребность в государе.

Какая армия нужна государю?

Опорой власти государя являются хорошие законы и хорошее войско, но хороших законов не бывает без хорошего войска. Государь может опираться на собственную армию, союзническую или смешанную.

1. Наёмная армия:ненадёжные войска, так как «наемники честолюбивы, распущенны, склонны к раздорам, задиристы с друзьями и трусливы с врагом, вероломны и нечестивы»; в мирное время они разорят

не хуже, чем в военное – неприятель, а их скудное жалованьенедостаточно для того, чтобы им захотелось пожертвовать жизнью за государя.

2. Союзная армия: также ненадёжные войска, так как «поражение их грозит государю гибелью, а победа – зависимостью».

«Союзническое войско — это верная погибель тому, кто его призывает: оно действует как один человек и безраздельно повинуется своему государю», а не тому, кто призвал союзников.

3. Собственная армия: только собственная армия будет умирать за государя, так что лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими, «ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием».

Государь должен заботиться об армии, «ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого. Военное искусство наделено такой силой, что позволяет не только удержать власть тому, кто рожден государем, но и достичь власти тому, кто родился простым смертным».

Каким должен быть государь?

Чтобы править, государь должен иметь для этого необходимые качества. По Н. Макиавелли, христианский государь следует христианским добродетелям: щедрости, милосердию, любви и т.д., но до тех пор, пока добродетели не противоречат его политическим интересам. В случае противоречия государь вправе нарушить добродетели, если это выгодно с точки зрения политики.

Кроме того, можно создавать видимость следования добродетелям, так как «видимость важнее добродетели».

Также государь должен обладать силой льва, чтобы соседи боялись нападать на его государство, и мудростью лисицы, чтобы обходить ловушки, которые расставляют на него враги.

Какие советники нужны государю?

Любой государь нуждается в советниках, помогающих ему эффективно править государством. «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность».

Также советник должен больше заботиться о государе, а не о себе. Если советник «во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться».

Государь должен поощрять преданность советника, умножая его состояние, чтобы тот видел, что государь не может без него обходиться, и чтобы, имея достаточно богатств и почестей, не возжелал новых богатств и почестей.

Советник должен быть честен с государем и сообщать всю правду о событиях в государстве без прикрас, так как государю не нужны льстецы и лжецы при управлении государством: ложная информация приводит его к ошибочным решениям.

Советник не должен претендовать на трон государя, и государь также должен побеспокоится, чтобы власть советника держалась только на его милости, и без государя советник не смог бы удержать власть.

Николай Кузанский (1401-1464)

1) Единство противоположностей.

2) Принцип учёного незнания.

3) Всё во всём.

Единство противоположностей

Одной из ключевых идей в философии Николая Кузанского является идея единства противоположностей в Боге, так как в Боге все противоположности, существующие в мире, совпадают.

Н. Кузанский доказывает этот тезис посредством понятий «минимум» и «максимум»: «абсолютное количество… не более максимально, чем минимально, потому что максимум его есть через совпадение вместе с тем и минимум».

Также для доказательства тезиса о единстве противоположностей в Боге Н. Кузанский использует примеры из геометрии:

1) Если радиус круга увеличивать до бесконечности, то окружность такого круга будет минимально кривой и максимально прямой.

2) Минимальный угол совпадает с максимальным углом: угол с нулевым градусом тождественен углу 180 градусов.

3) В бесконечности геометрические фигуры становятся тождественными: бесконечный треугольник равен бесконечной прямой.

Принцип учёного незнания

Для Н. Кузанского истина есть Бог, бесконечный, всемогущий и т.д., соответственно, человеку как конечному разуму не дано познать истины, на его долю остается лишь учёное незнание – неполное знание.

Отношение бесконечного разума Бога и конечного разума человека Н. Кузанский выражает геометрически через отношение круга (Бога) и вписанного в него многоугольника (человека): количество углов в многоугольнике можно увеличивать до бесконечности, но многоугольник никогда не станет кругом: «Не являясь истиной, наш разум… относится к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности, он никогда не станет равен кругу, если не разрешится в тождество с ним».

Всё во всём

Н. Кузанский даёт христианскую интерпретацию анаксагоровской идеи фрактальности мира: Бог включает в себя Вселенную и все существующие вещи, соответственно, каждая существующая вещь пребывает в Боге: «Бог вне различий пребывает во всём, поскольку каждое в каждом, и всё в Боге, поскольку всё – во всём».

Тем не менее, в каждой вещи Бог проявляется различно: актуально Бог есть всё, но в конкретной вещи он проявляется как конкретная вещь, поэтому «в камне всё – камень, в растительной душе – сама эта душа, в жизни – жизнь, в чувстве – чувство, в слухе – слух, в воображении – воображение, в рассудке – рассудок, в интеллекте – интеллект, в Боге – Бог».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *