Знание и сознание. Понятие и проблема сознания

Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события.

Проблема сознания до сих пор является актуальной в современной науке. Так, изучением сознания занимается ряд дисциплин, начиная от философии и заканчивая нейробиологией. В связи с этим, выделяются различные подходы к пониманию сущности сознания.

В современной философии сознания существует несколько подходов к решению проблемы сознания:

1. Физикализм

Авторы, придерживающиеся данного взгляда, считают, что феномен сознания можно свести к биологическим процессам, происходящим в организме человека. Физикалисты придерживаешься мнения, что все, что приписывается «разумы», в действительности должно приписываться мозгу и его активности. На данный момент именно такая позиция является доминирующей в философии сознания.

2. Элиминативный материализм

Приверженцы данной концепции считают, что сознание как таковое не существует ни в какой форме.

3. Дуализм

Дуализм предполагает, что существует определенная организация материи, при которой в ней возникают ментальные свойства. Однако, возникающие ментальные способности имеют независимый онтологический статус и не могут быть редуцированы или объяснены в терминах физической основы, в которой они возникают.

4. Идеалистический монизм (идеализм)

Дух первичен по отношению к материи. Сознание является субстанцией, существующей вне материального мира. Не пользуется большой популярностью среди современных философов.

Квалиа — термин, используемый для обозначения сенсорных, чувственных явлений любого рода. Свойства чувственного опыта!!

Квалиа является ключевым понятием и наиболее дискуссионных понятий для философии сознания

Философский зомби. Мысленный эксперимент.

Философский зомби — существо, которое неотличимо от нормального человека за исключением того, что у него отсутсвует квалиа или способность ощущать. Данный мысленный эксперимент используется в качестве аргумента в качестве критики физикализма. С помощью него доказывается, что феномен сознания не сводим к биологическим процессам, что сознания имеет самостоятельный онтологический статус.

Трудная проблема сознания.

Трудная проблема сознания обозначает проблему, которая заключается в объяснении того, почему у нас есть квалиа, как ощущения приобретают определённые характеристики, как цвет или вкус. Термин был введён в 1955 году Дэвидом Чалмерсом.

Предпосылки возникновения сознания

Выделение предпосылок возникновения сознания зависит от того, с точки зрения какого подхода рассматривается феномен сознания.

Основные выделяемые предпосылки:

1. Биологические.

Развитие мозга, усложнение нервной системы в процессе эволюции

С Развитием мозга росло значение психики как регулятора поведения животных. Психика наиболее развитых животных является посредником между физиологическими потребностями и экологической нишей обитания животного.

2. Социальные

1. Общественный труд

В процессе труда появляются специфические человеческие отношения. Окружающие люди представляют для человека значимость не только с биологической точки зрения, но и с позиций тех производственных функций, которые они выполняют. Также, трудовая деятельность связана с постановкой цели деятельности, что характерно только для человека.

2. Речь

Необходимость обучать трудовым действиям соплеменников, распределяешь отдельные действия между ними, передавать опыт предшествующих поколений порождала потребность в новой форме общения — посредством речи.

Структура сознания

Сознание представляет собой сложный, многогранный и многоаспектный феномен. Большинство современных исследователей выделяют следующие основные компоненты сознания:

1. Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению); свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания). Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

2. Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой, неустойчивой.

3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.

4. Воля – способность человека сознательно регулировать поведение. В воле выражается «энергетическая», действенно-практическая сторона сознания. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность.

5. Самосознание – это отражение собственного «Я». Формирование самосознания начинается в раннем детстве, с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании «Я»-концепции, которая включает в себя несколько различных образов «Я»: реальное «Я», динамичное «Я», идеальное «Я», фантастическое «Я», воспринимаемое «Я». Благодаря самосознанию обеспечиваются саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.

Иным образом выделяет структуру сознания отечественная психология. В отечественной психологии сложился другой, отличный от психоаналитического, подход к анализу структуры сознания. Л.С. Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что в сознании можно выделить два слоя: сознание для сознания и сознание для бытия. А.Н. Леонтьев, продолжая линию исследований сознания, намеченную Л.С. Выготским, поставил вопрос о том, из чего образуется сознание, как оно возникает, каковы его источники. Он выделял в сознании три образующих: чувственная ткань образа, значение и личностный смысл.

Предложенная структура сознания была дополнена и развита В.П.Зинченко. В сознании, помимо чувственной ткани, значения и смысла, выделялась биодинамическая ткань движения и действия.

  • Биодинамическая ткань — это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Биодинамическая ткань — это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Она заполняется когнитивными, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями.
  • Чувственная ткань образа — это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движений, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ. Чувственная ткань образа в сознании субъективно выражается в безотчетном переживании человеком «чувства реальности».
  • Значение. «В значениях, — писал А.Н.Леонтьев, — представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой»
  • Смысл. Понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека, в то время как значение выражает его подключенность к общественному сознанию. Смысл — это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных индивидов. Смысл связывает значения с реальностью самой жизни человека в этом мире, с ее мотивами и ценностями.

А. Спиркин, советский и российский философ, важнейшая проблематика научных исследований которого связана с разработкой фундаментальной философско-психологической теории сознания и самосознания, предлагает выделять в структуре сознания три основные сферы:

  • Когнитивная (познавательная) — познавательные способности, интеллектуальные процессы получения знаний и результаты познавательной деятельности, т.е. сами знания
  • Эмоциональная — эмоции, чувства. Эмоция определяется как отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней.
  • Волевая — мотивы, интересы и потребности в единстве со способностью достигать цели. Главный элемент этой сферы – воля, определяемая как способность человека к достижению своих целей

Свойства и функции сознания

С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:

1. Сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения

2. Сознанию присуща интенциональность, т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо

3. Способность человеческого сознания к рефлексии, самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания

4. Сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

Сознание является и функциональным органом взаимодействия многих систем: это и сам индивид, и социальные группы, в которых он формируется как личность, и общество в конкретной исторической ситуации, и весь путь культурно-исторического развития человечества. Свойствами сознания как функционального органа являются:

1) реактивность (способность к реагированию)

2) чувствительность (способность чувствовать и сочувствовать)

3) диалогизм (способность к восприятию себе подобных, а также самосознание как возможность вести внутренний диалог с собой)

4) полифоничность (множественность протекания психических процессов одновременно)

5) спонтанность развития (сознание каждого человека уникально, его развитие в онтогенезе не может жестко обусловливаться ни индивидными качествами, ни воздействием социальной среды – вмешивается нечто, не поддающееся контролю и классификациям, и именно это составляет загадку человека, над которой бьются психологи и философы, богословы и антропологи)

К функциям сознания относятся следующие:

1. Функция отражения.

2. Функция целеполагания.

3. Творческая функция (творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений).

4. Функция оценки и регуляции поведения и деятельности.

5. Функция построения отношения к миру, другим людям, себе.

6. Духовная функция – обусловливающая становление индивидуальности и развитие духовности.

7. Рефлексивная функция, являющаяся основной, характеризующей сознание функцией.

По иной классификации к функциям сознания относятся:

Ø познание (обобщенное отражение мира)

Ø построение отношений к миру, людям

Ø переживание

Ø регулирование поведения, деятельности

Ø самосознание – отношение индивида к самому себе

Признаки сознания

Изначально сознание является одной из главных функций головного мозга человека. Это было доказано с помощью различный медицинских и научных экспериментов, которые проводились на протяжении многих лет.

Далее мы выделим основные отличительные признаки сознания.

1) Способность отражать действительность, в которой живет индивид. Эта способность функционирует благодаря конкретным и понятийным образам, которые возникают и откладываются в сознание человека во время его взаимодействия с окружающим миром. Эти процессы сопровождаются также различными биохимическими, физиологическими процессами.

2) Взаимосвязь языка и сознания Именно с помощью речи «оформляется» и воспроизводится сознание. То есть наша речь является определенным проводником проецируемых сознанием идей.

3) Активность и целенаправленность. Наше сознание отражает миро целенаправлено и избирательно, то есть воспроизводимые индивидом образы представляют собой результат преобразующей и творческой деятельности. Например, мы можем по разному осознавать и формировать образ одного и того же предмета на протяжении нашей жизни.

4) Прогнозирующий характер деятельности.

Источники сознания

В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания.

1. Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.

2. Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли).

3. Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, а сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. Эта концепция восходит к ранним учениям милетской школы, ее элементы содержатся в учениях Аристотеля, Дж. Бруно, Б.Спинозы. Данные современной науки об элементах рассудочной деятельности животных, успехи физиологии в диагностике заболеваний центральной нервной системы, достижения кибернетики в создании «мыслящих машин» возрождают идеи гилозоизма и психофизиологического параллелизма, согласно которому и психическое, и физиологическое есть две самостоятельные сущности, исследование которых должно вестись через собственную субстанциональность.

4. Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга. Отрицание качественной специфики сознания, мышления человека своими истоками уходит в античную культуру и особенно ярко проявилось в античном атомизме, но особую популярность материализация сознания получила в конце XVIII – начале XIX века в связи с распространением идеи дарвинизма. Наиболее видные его представители К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт, пропагандируя достижения науки середины XIX века, огрубляли, упрощали сложнейшую философскую и психофизическую проблему, проблему соотношения материи и сознания. В XX веке, в связи с успехами решения технических задач конструирования искусственного интеллекта, философскими дискуссиями по поводу проблемы «может ли машина мыслить?», исследованиями, обнаружившими непосредственную взаимосвязь между содержательной стороной мышления и структурой протекающих в мозгу процессов, вновь актуализировались идеи характеристики мышления как атрибута материального субстрата.

5. Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи,

французские материалисты XVIII века, считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги. Критикуя концепцию «врожденных идей» Декарта, они считали, что содержание идей, понятий, при помощи которых человек анализирует данные органов чувств об отдельных свойствах вещей, формирует общество, воспитание. Зачатки этой концепции можно обнаружить уже у Аристотеля, ставящего формирование способностей, добродетелей человека в зависимость от потребностей общества, интересов государства – полиса. В этих идеях отрицается индивидуальность мышления человека, зависимость способностей мыслящего индивида от особенностей строения и функционирования его центральной нервной системы.

6. Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. Опираясь на достижения классической и современной науки, диалектико-материалистическая концепция сознания вскрывает сущностные черты и особенности человеческого сознания.

Самосознание

В самосознании субъект и объект познания совпадают, это является характерной особенностью самопознания, но в тоже время эта особенность и может затруднять процесс самопознания, приводить к формированию неверных выводов. Так, под самосознанием принято понимать осознание субъектом самого себя как личности, отличной от других, сознание личностью взаимодействия с окружающим миром, способности принимать самостоятельные решения, а также осознание своих важных потребностей, мотивов, чувств, мыслей, переживаний, действий.

Так, если говорить об этапах развития самосознания, то можно условно выделить 4 основных стадии. На первой стадии, которая происходит примерно в 1 год происходит открытие «Я», когда ребёнок начинает осознавать свое Я. Вторая стадия происходит примерно к 2-м, 3-м годам, в этом возрасте дети начинают отделять результат своих действий от действий других, и осознает себя как деятель, то есть осуществляя какие-либо действия ребенок уже понимает, что совершает их именно он, а не кто-либо другой. Третья стадия формируется приблизительно к 7-и годам, у ребенка к этому возрасту формируется самооценка, то есть способность оценивать самого себя. На четвертой стадии, которая соотносится с подростковым возрастом ребенка, это этап наиболее активного самопознания, поиска себя, своих интересов.

Я-концепция в различных теориях

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Ряд ученых выдвигали различные вариации теории Я- концепции. Например, такие ученые как, Кули и Мид в начале XX века начали изучать Я-концепцию с позиций социологии. Данное направление стали называть «социальный интеракционизм», но еще задолго до них, в 1752 г. А. Смит говорил, что отношение человека к себе и его самооценка зависят от других людей. Свои собственные достоинства и недостатки можно увидеть, если опираться на их отношение.

Так, Кули предположил, что Я состоит из Я-чувств, которые оформляются через отношение с другими. Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других. Они — зеркало

для нас. Наше представление о самих себе поступают: 1) через наше воображение о том, как мы предстаем перед другими; 2) как мы думаем, они воспринимают нас; 3) как мы чувствуем, обо всем этом. Иными словами, наше понимание себя — процесс, а не фиксированное состояние, она всегда развивается по мере нашего взаимодействия с другими, мнение которых о нас постоянно изменяется. «Зеркальное Я» — это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение.

При этом социолог различает два аспекта формирования самости:

· Первый — Я («I») — спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя.

· 2. Второй аспект — Я («Me») — обобщенные представления других, которые усваиваются индивидом. Я в смысле «Me» — это то, как люди видят себя, но глазами других. «Me» — результат влияния социальных групп в виде норм и стандартов на личность.

Характер самовосприятия индивида, а также то, как он интерпретирует реакции окружающих на себя оказывает существенное влияние на сознание и все поведение человека

По Миду, личность индивида имеет двойственную природу: самость = «I» + «Me». Общим механизмом формирования и развития самости является рефлективность — способность индивида бессознательно ставить себя на место и других и действовать так, как ведут себя окружающие.

Также существует теория К. Роджерса. Я-концепция Роджерса складывается из 2 понятий: я-реальное и я-идеальное. Феноменологическая направленность теории Роджерса подразумевает, что реальным для индивида является только то, что существует в пределах субъективного опыта человека. Поведение человека можно объяснить только с позиции его системы координат, которая в каждом конкретном случае сугубо индивидуальна. Понять человека возможно только «взглянув на ситуацию его глазами», постигнув его внутренний мир. Важным пунктом в теории Роджерса является Я-концепция – субъективное представление человека о самом себе, о своем взаимодействии с миром, а также ценности, связанные с этими представлениями. Я-концепция доступна осознанию, хотя и не обязательно осознается. Я-концепция включает в себя не только наши представления о том, какие мы есть, но и то, какими мы хотели бы быть. Этот компонент Роджерс назвал Я-идеальное. Это все те характеристики, которыми человек хотел бы обладать, но пока не обладает. Это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

Роджерс выделил следующие характеристики полноценно функционирующих людей: 1. Открытость переживанию – способность осознавать свои самые глубокие чувства и мысли, в том числе и негативные. 2. Экзистенциальный образ жизни – тенденция жить полноценно, осознанно и насыщенно в каждый момент существования. 3. Организмическое доверие – способность принимать решения, ориентируясь на собственные внутренние ощущения, а не на внешние авторитеты и собственные шаблоны поведения из прошлого. 4. Эмпирическая свобода – возможность жить свободно, без ограничений и запретов, то есть человек способен сделать практически всё, что хочет – но и только он отвечает за собственные поступки.

5. Креативность – способность творчески, гибко разрешать жизненные проблемы и приспосабливаться к меняющимся условиям окружения.

Также выделяют концепцию Р. Бернса, он описывает «Я-концепцию» как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. Он предлагает рассматривать «Я-концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя.

В «Я-концепции» он выделяет три составляющие:

1. «Я-образ» — представление индивида о самом себе.

2. Самооценка — адекватная оценка этого представления, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик.

3. Поведенческая реакция — те действия, которые вызываются образом «Я» и самооценкой. Каждый из этих компонентов, с точки зрения Р. Бернса, может быть представлен, по крайней мере, в трех модальностях:

1) реальное «Я», отражающее установки, которые связаны с актуальными способностями, ролями, статусами («Я»-на-самом-деле»);

2) социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с мнением человека о том, как его видят другие («Я»-глазами-других»);

3) идеальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с представлением человека о желаемом «Я» («Я»-каким бы-я-хотел-быть»).

Я-концепцию можно наблюдать и у У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной.

Таким образом, человек сам для себя является объектом познания, а его собственное «Я» тоже динамично и постоянно меняется, что также отражается на процессе самопознания. Так, говоря о концепциях личности и я-концепциях, многие социологи, психологи предлагают различные вариации на этот счет, кто-то уделяет большее внимание социальным факторам, обществу, а кто-то обращается именно к самому индивиду, представлению индивида о себе, при этом уделяя меньшее внимание влиянию общества на формирование личности.

Взаимодействие сознательного и бессознательного

Структура сознания сложная, и у разных философов есть свои мысли относительно ее устройства. Но почти все концепции структуры сознания строятся на взаимодействии сознательного и бессознательного.

Что есть бессознательное и как оно соотносится с сознательным?

Бессознательное — это все психические явления и процессы, лежащие вне сферы разума. Они не поддаются сознательному контролю.

Зигмунд Фрейд был первым, кто разработал концепцию бессознательного. По его мнению, бессознательное имеет биологическую природу. Его функция – охранительная, оно представляется некой ямой, куда скидывается все негативное и забывается. Фрейд предложил свою модель субъективного, в которой фигурирует бессознательное. Он выделяет

Id (Оно) – глубинный слой бессознательного в личности. Главенствует принцип наслаждения.

Ego (Я) – сознательное, посредник между бессознательным и внешним миром. Принцип реальности.

Super-Ego (Сверх-Я) – общественные и культурные установки

Id и Super-Ego могут в разной степени влиять на сознательное я: в ком-то больше бессознательного, на кого-то общество оказывает более сильное влияние. Таким образом бессознательное неразрывно взаимодействует с сознательным.

Карл Густав Юнг считал по-другому. Оставив определение таким же, он считает, что бессознательное не биологическое, а символическое. Бессознательное структурировано в виде архетипов, то есть устоявшихся образов, к которым обращается индивид, не мысля их и не воспринимая как форму знания. Функция бессознательного не охранительная, а компенсаторная, оно дополняет сознание до целостности.

Соотношение знания и сознания

Фрейд и Юнг расходятся в понимании бессознательного, но сходятся в том, что оно влияет на получение знания, которое трансформируется в сознание.

При этом нужно разобраться в том, какую именно роль знание играет в формировании сознания.

Тот же Юнг предлагает интересную структуру сознания. Он выделяет в ней 4 важных аспекта: мышление, чувства, ощущение и интуицию.

Для полной адаптации (это наиболее общий термин для описания восприятия реальности. Сознание – часть адаптации) необходима неразрывная работа всех четырех процессов. Сначала мы получаем знание с помощью мышления. Потом мы оцениваем важность этого знания с помощью чувств. Ощущение передает сведения о конкретной реальности, обрабатывая воспринятое знание. А интуиция (которая бессознательна) позволяет предугадывать скрытые возможности и знания.

Таким образом знание обязательное, но далеко не единственное условие для сознания. Чтобы знание стало сознательным, человек должен воспринять и усвоить его, в чем отчасти помогает бессознательная часть его сущности (интуиция). Дальше знание может оставаться сознательным, а может переходить в сферу бессознательного.

Взаимодействие индивидуального и общественного сознания

Выделяют два вида сознания: индивидуальное и общественное. Общественное и индивидуальное сознание связаны друг с другом, но не тождественны. Индивидуальное сознание человека – это его духовный мир, его разнообразные чувства, знания, интересы, взгляды на окружающую среду и т. д., в которых отражается действительность – природная и общественная среда. Индивидуальное сознание складывается на основе личного опыта, непосредственных условий жизни человека, а также в результате общения с другими людьми, образования, воспитания.

Как общественное, так и индивидуальное сознание человека находится в общем диалектическом единстве. Они обладают общим источником — это бытие людней, их окружающая среда. То есть фактически это две неразрывно священные вещи, которые напрямую зависят от друг друга.

При этом индивидуальное сознание намного богаче и более расположено к получению большого количества информации. Оно включает в себя неповторимые, присущие только данному человеку особенности, которые формируются на основе специфических особенностей его конкретного бытия. Важным является учет того обстоятельства, что сознание индивида есть не только знание, а и отношение к бытию, к деятельности и к самому себе. С другой стороны, общественное сознание – это не просто арифметическая сумма индивидуальных сознаний, а новое качество.

При это сущность общественного сознания раскрывается через соотношение общественного бытия и сознания. Общественное бытие- это реальный процесс жизни людей, те общественные отношения, которые складываются в обществе на основе данного способа производства и культуры.

Если рассматривать концепцию идеализма, то сознание определяет бытие. Эта точка зрение была более подробна раскрыта Гегелем и его посредниками, притом они обозначали это «здравым смыслом».

Противоположенная точка зрения у материалистов. Они придерживаются концепции, что бытие определяет сознание. Здесь же сознание выступает совокупностью существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений отражающих бытие людей, условия их жизни

Формирование общественного сознания

Общественное сознание- это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений отражающих бытие людей, условия их жизни.

Формирование общественного сознания есть сложный процесс, в котором проявляется сильное влияние двух факторов. С одной стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества, удовлетворении чувства прекрасного, возвышенного. С другой — необходимо, чтобы идеи, теории, взгляды, нормы морали, научные знания находили широкое распространение, оказывали влияние на все общество. Эту функцию выполняют школы, вузы, средства массовой информации, политические партии и общественные движения и организации.

Ученые признают относительный характер общественного сознания. Дело в том, что многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью, живучестью и довольно долго сохраняются в сознании людей, их поступках. Они могут сохраняться даже тогда, когда уже нет тех объективных условий, тех общественных отношений, на базе которых они возникли. Бывает это потому, что изменение взглядов, убеждений людей происходит не сразу, как только изменяется, например, экономическое бытие или политические отношения. Сознание людей, их идеи, взгляды отстают от общественного бытия и могут в течение определенного времени не соответствовать ему.

Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества, это влияние находит отражение в деятельности людей, которая может оказывать на жизнь общества как прогрессивное, так и тормозящее воздействие.

Структура общественного сознания

Общественное сознание представляет собой сложную подсистему общества. В нее входят различные формы и уровни. Прежде чем переходить к их характеристике, стоит заметить, что в понимании строения общественного сознания имеются определенные неясности и разночтения.

В традициях марксистской философии в общественном сознании прежде всего выделяют формы общественного сознания. Каждая форма общественного сознания – это некоторый комплекс знаний, идей, чувств, отличающийся от содержания другого комплекса по ряду параметров:

Ø По предмету отражения. Каждая форма общественного сознания отражает определенную сторону общественной жизни. Так, мораль отражает отношение личности к другим личностям, к обществу; политическое сознание отображает взаимоотношения между классами, нациями, государствами. И так далее.

Ø По способу отражения. Так, мораль выражена в нравственных нормах, обычаях, традициях, право – в юридических законах, политическое сознание – в политических программах. И так далее.

Ø По характеру оценки. В общественном сознании существуют нравственная, эстетическая, политическая и т. д. оценки.

Ø По характеру обратного воздействия на отдельные стороны общественной жизни. Так, мы уже говорили о специфическом влиянии экономического или политического сознания на жизнь общества.

Если подойти к классификации форм общественного сознания с исторической точки зрения, то можно сначала указать на те формы, которые возникли еще в первобытном обществе. Это – экономическое, нравственное, религиозное, эстетическое. К этому, возможно, следует добавить зачатки экологического, демографического и исторического сознания. Затем в классовом обществе появляются политическое, правовое сознание, а также философское. Иногда еще к формам общественного сознания относят этническое и национальное сознание. Но существуют ли они как самостоятельные формы общественного сознания, или же они представляют некоторое единство ряда форм общественного сознания – вопрос спорный.

Теоретическое сознание

Теоретическое сознание — уровень общественного сознания, характеризующийся рациональным осмыслением социальной жизни в ее целостности, закономерностях и существенных связях. Теоретическое сознание выступает как система логически связанных положений. Носителями его являются не все люди, а ученые, способные научно судить об исследуемых явлениях и объектах в рамках своих областей, за пределами которых они размышляют на уровне обыденного сознания — «здравого смысла», а то и просто на уровне мифов и предрассудков. Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов. Теоретическое сознание несет в себе научные знания о природе и обществе. Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов. Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием.

Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественной психологии. Теоретическое сознание несет в себе научные знания о природе и обществе. Обыденное знание — это знание элементарных условий бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться в его непосредственном окружении. Это знание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях, нормах отношений друг с другом.

Общественная психология — это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия. Над общественной психологией возвышается идеология. Общественная психология не способна подняться до глубоких научно-теоретических обобщений. Она отражает общественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко реагируя на всякие его изменения. Идеология, глубже отражая суть общественного бытия способствует

более кардинальным его изменениям на основе использования научных данных.В обществе, состоящем из различных социальных групп, теоретическое сознание имеет идеологическую окраску. Идеология – совокупность идей, теорий, отражающих и оценивающих явления общественной жизни с позиции той или иной социальной группы. Идеология включает в себя представления об идеалах общества, о стратегии и тактике в достижении идеалов. Пока существуют социальные группы со своими различными интересами, будет существовать идеология. Идеология создается сознательно теоретически подготовленными и преданными представителями социальных групп, их идеологами. Они специально изучают общество, создают концепции общественного развития.

Поскольку различные идеологии отражают интересы различных социальных групп и общностей, которые могут не просто не совпадать, но быть противоположными, это означает, что говорить об их теоретичности в научном смысле слова можно весьма условно. Степень теоретичности идеологии соответствует тому, насколько выражаемые ею интересы конкретной группы совпадают с объективным ходом развития общества, его основными тенденциями и интересами. Следовательно, далеко не все идеологии научны. Некоторые из них рисуют ложную картину происходящих в обществе процессов, тем самым мистифицируя действительность и способствуя появлению социальных мифов, затемняя сознание масс и замедляя развитие общества.

Поэтому идеология может быть научной и ненаучной, прогрессивной и реакционной, радикальной и консервативной.

Массовое сознание как форма обыденного сознани

«Массовое сознание» как феномен изучается многими науками, такими как например психология, социология и политология. В широком смысле этот феном понимают как сознание больших масс людей и народа. Если же рассматривать в более узком смысле это форма обыденного сознания, которая появляется под влияние определенных факторов, и с помощью определенных средств.

Массовое сознание делится на несколько основных подвидов:

1. Сознание обыденное- это сознание, которое связано со стихийным отражением минимального набора повседневных, бытовых потребностей и отношений.

2. Сознание практическое- это создание, которое включает в себя весь жизненный опыт человека, включая его эмоции и переживания.

Основными чертами массового сознания является

1. Консерватизм и стереотипность

2. Синкретизм- сочетание разнородных начал в одной системе координат.

3. «Упрощенное» отражение социальной действительности и окружающего мира

4. Эмоциональность и аморфность

5. Подвижность и изменчивость

То есть массовое сознание представляет собой совокупность раздаточный групп людей конкретного общества в конкретный исторический период, которые имеют временную или случайную природу образования. Такое сознание тесно связано с социальными условиями

жизни людней, их традициями и обычаями, а также отражает эти условия, что дает определенную автономность.

Механизмы формирования массового сознания.

1. Подражание- воспроизведение индивидом или малой социальной группой черт и образцов демонстрируемого поведения. Основным признаком подражания является пассивность. Теория подражания Г.Тарда гласит, что подражание частный случай более общего «мирового закона повторения», источник прогресса, развития общества, аналог наследственности. Подражание – механизм социальной динамики.

2. Заражение — бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Проявляется через передачу определенного эмоционального состояния, «психического настроя». Теория заражения по Б.Ф.Поршневу выделяет, что феномен заражения состоит из внушения (внешнего воздействия) и подражания (внутренней реакциии индивида на воздействие).

3. Внушение- целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Некритическое принятие информации. Осуществляется посредством речи, «словесное заражение». Взаимовнушение — увеличение силы и эффекта внушения.

Дополнительным механизмом формирования может также служить пропаганда или же убеждение. В отличие от внушения, это представляет собой аппеляцию к логике и мышления человека.

Факторы, определяющие формирование массового сознания.

1. Уровень интеллектуального и эмоционального развития, а также уровнь конформности членов общества. От данного показателя напрямую зависит способность индивида к восприятию общественно значимой

2. Трансляторы социального опыта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *