Унитарное государство и его реформа
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии представляет собой унитарное государство, состоящее из Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Исторически объединение этих территорий происходило в разное время и при неодинаковых обстоятельствах, что обусловило особенности их общественной и политической жизни.
В последние годы обозначилась тенденция к расширению их автономии, что именуется деволюцией. Решения об этом были приняты на референдумах. Содержание автономии в этих территориальных образованиях также различно.
В разной степени, но и в Шотландии, и в Уэльсе, и в Северной Ирландии часть коренных жителей выступает за предоставление самостоятельности этим регионам: в Уэльсе и Шотландии — самоуправления, в Северной Ирландии — независимости от Великобритании. Отношение центрального правительства к этим настроениям (при всех особенностях подхода консерваторов и лейбористов) выражается в стремлении к политике реформ, которые направлены на поиск оптимальных форм управления, сочетающих централизованное и децентрализованное начало, при сохранении демократических и правовых традиций жизни единого государства.
В 1975 году по итогам работы королевской комиссии по конституционным вопросам был подготовлен специальный доклад, основные положения которого были сформулированы в законопроекте, предусматривавшем административную автономию для Шотландии и Уэльса. В соответствии с законопроектом предполагалось создание ассамблей (представительных органов власти), формируемых на основе прямых выборов.
Ассамблее в Уэльсе предоставлялось право толкования законов, принятых Парламентом Соединенного Королевства, а ассамблее Шотландии — право издавать «первичные и подзаконные акты» по вопросам местного самоуправления, здравоохранения, социального обеспечения и образования. При этом Парламент Великобритании имел право вето в отношении этих актов. Вопросы экономики, включая нефтеразработку, установление и сбор налогов в местные бюджеты и многие другие, оставались в компетенции центральной власти. Законопроект в течение трех месяцев рассматривался в Палате общин, но так и не был принят.
В ноябре 1977 г. правительство лейбористов внесло в Палату общин два билля, отдельно по Шотландии и по Уэльсу, и, используя способы ограничения прений по законопроекту, сумело провести их через обе палаты. Законопроекты получили одобрение монарха, но не стали законами, так как для вступления их в силу, вопреки обычной процедуре, требовалось получить одобрение 40% избирателей в Шотландии и в Уэльсе. Консультативные референдумы были проведены 1 марта 1979 г. и нужного количества голосов законопроекты не получили.
В 1997 г. правительство лейбористов вновь возвращается к проектам об автономии Шотландии и Уэльса. В соответствии с Законом 1997 г. о референдумах в Шотландии и Уэльсе 11 и 18 сентября было проведено голосование, в ходе которого большинство шотландцев и валлийцев высказалось в пользу воссоздания Парламента в Шотландии и Ассамблеи в Уэльсе, упраздненных несколько веков назад в результате присоединения Шотландии и Уэльса к Англии.
Создание этих государственных органов означает децентрализацию власти в Великобритании и расширение самостоятельности регионов. При этом объем полномочий шотландского Парламента и валлийской Ассамблеи различен.
Парламент Шотландии .КОМПЕТЕНЦИЯнаделяется законодательными полномочиями по вопросам местного правительства, экономического развития, жилищного, сельского и лесного хозяйства, рыболовства, окружающей среды, здравоохранения, образования, спорта и искусств. Полномочия по вопросам конституционного строя, внешней политики, обороны, национальной безопасности, финансово-экономической системы и обеспечения единого рынка товаров и услуг, социального обеспечения, регулирования транспорта и радиовещания остаются в ведении британского Парламента.
СТРУКТУРАПарламент Шотландии состоит из 129 депутатов, избираемых на 4 года. 73 из них избираются по мажоритарной системе относительного большинства, 56 человек — по пропорциональной системе, т. е. по партийным спискам.
Исполнительная власть осуществляется правительством, формируемым на парламентской основе и подотчетным Парламенту Шотландии. При этом в состав Кабинета министров Великобритании входит госсекретарь по делам Шотландии.
Для Уэльса правовая и судебная автономия характерны в значительно меньшей степени, чем для Шотландии. Тем не менее на референдуме 18 сентября 1997 г. была поддержана идея о введении определенной (хоть и меньшей, чем в Шотландии) автономии. В качестве основного обеспечивающего автономию органа выступает Ассамблея Уэльса
Для Ассамблеи Уэльса реформа предусматривает иные права, нежели для Парламента Шотландии. Ассамблея не наделяется законодательными полномочиями, а получает лишь право расширительного толкования законов, принятых британским Парламентом применительно к особенностям регионального развития Уэльса. К компетенции Ассамблеи отнесены вопросы здравоохранения, жилищного строительства, просвещения, культуры, спорта.
Особенностью Национальной ассамблеи Уэльса является то, что, во-первых, она вправе принимать так называемое «вторичное законодательство», развивающее и конкретизирующее положения первичного законодательства, принимаемого британским Парламентом, которое, впрочем, не требует последующего одобрения или утверждения, но может быть обжаловано в судебном порядке.
СТРУКТУРА В Ассамблею избираются 60 депутатов, из них 40 человек по округам, а 20 — по партийным спискам. Финансирование деятельности Ассамблеи осуществляется на основе решений британского Парламента.
Еще более сложно складывались отношения центрального Правительства с Северной Ирландией.
В 1921 году по англо-ирландскому Соглашению об Ирландском свободном государстве (Эйре) южная и северо-западная части Ирландии обрели статус Доминиона(Самоуправляющееся государство, входящее в состав Британской империи и зависящее от неё в своей внутренней и внешней политике), а в 1949 г. — независимости. Северо-восточная часть острова осталась в составе Великобритании и получила название Северной Ирландии. С 1922 по 1972 г. в Северной Ирландии действовал порядок осуществления власти, получивший название «система стормонта».
Был сформирован парламент (стормонт), состоящий из двух палат. На основе представительства в нижней палате формировалось ответственное перед парламентом правительство. При этом центральные органы власти и управления Великобритании сохраняли свое верховенство в отношении государственных органов Северной Ирландии.
В 1972 г. «система стормонта» была заменена «системой прямого правления из Лондона». В соответствии с Законом о временных мерах 1972 г. была приостановлена деятельность стормонта вплоть до 1998 г., а вся полнота власти передана центральному Правительству (Кабинету), в составе которого учредили новую должность государственного секретаря по делам Северной Ирландии.
В 1998 г., когда были достигнуты соглашения в Белфасте, получившие позже закрепление в Законе о Северной Ирландии. Была избрана Ассамблея и сформирован исполнительный орган, имеющие соответствующие полномочия, причем полномочия этих органов Северной Ирландии шире полномочий аналогичных органов в Шотландии. Ассамблея действует с 29 ноября 1999 г., состоит из 108 членов — по шесть от каждого из 18 избирательных округов. Первый министр и его заместитель избираются вместе, что заставляет политические партии действовать согласованно.
11 февраля 2000 г. основе Закона о Северной Ирландии 2000 г. была приостановлена деятельность Ассамблеи и исполнительных органов Северной Ирландии до 30 мая 2000 г., чем де-факто было установлено прямое управление регионом. В дальнейшем еще дважды приостанавливалась его деятельность приказом министра внутренних дел на 24 часа для разрешения кризисных ситуаций: 10 августа и 22 сентября 2001 г. При этом сохраняются существенные прерогативы центральной власти. В частности, у нее есть право приостанавливать деятельность органов власти Северной Ирландии, что уже было однажды реализовано.