Унитарное государство и его реформа

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ир­ландии представляет собой унитарное государство, состоящее из Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Исторически объединение этих территорий происходило в разное время и при неодинаковых обстоятельствах, что обусловило особенности их общественной и политической жизни.

В последние годы обозначилась тенденция к расширению их автономии, что именуется деволюцией. Решения об этом были приняты на референдумах. Содержание автономии в этих территориальных образованиях также различно.

В разной степени, но и в Шотландии, и в Уэльсе, и в Север­ной Ирландии часть коренных жителей выступает за предостав­ление самостоятельности этим регионам: в Уэльсе и Шотландии — самоуправления, в Северной Ирландии — независимости от Ве­ликобритании. Отношение центрального правительства к этим настроениям (при всех особенностях подхода консерваторов и лей­бористов) выражается в стремлении к политике реформ, которые направлены на поиск оптимальных форм управления, сочетаю­щих централизованное и децентрализованное начало, при сохра­нении демократических и правовых традиций жизни единого го­сударства.

В 1975 году по итогам работы королевской комиссии по кон­ституционным вопросам был подготовлен специальный доклад, основные положения которого были сформулированы в законопроекте, предусматривавшем административную автономию для Шотландии и Уэльса. В соответствии с законопроектом предпола­галось создание ассамблей (представительных органов власти), формируемых на основе прямых выборов.

Ассамблее в Уэльсе предоставлялось право толкования законов, принятых Парламен­том Соединенного Королевства, а ассамблее Шотландии — право издавать «первичные и подзаконные акты» по вопросам местного самоуправления, здравоохранения, социального обеспечения и образования. При этом Парламент Великобритании имел право вето в отношении этих актов. Вопросы экономики, включая нефтеразработку, установление и сбор налогов в местные бюджеты и мно­гие другие, оставались в компетенции центральной власти. Зако­нопроект в течение трех месяцев рассматривался в Палате об­щин, но так и не был принят.

В ноябре 1977 г. правительство лейбористов внесло в Палату общин два билля, отдельно по Шотландии и по Уэльсу, и, ис­пользуя способы ограничения прений по законопроекту, сумело провести их через обе палаты. Законопроекты получили одобре­ние монарха, но не стали законами, так как для вступления их в силу, вопреки обычной процедуре, требовалось получить одобре­ние 40% избирателей в Шотландии и в Уэльсе. Консультативные референдумы были проведены 1 марта 1979 г. и нужного количе­ства голосов законопроекты не получили.

В 1997 г. правительство лейбористов вновь возвращается к проектам об автономии Шот­ландии и Уэльса. В соответствии с Законом 1997 г. о референдумах в Шотландии и Уэльсе 11 и 18 сентября было проведено голосова­ние, в ходе которого большинство шотландцев и валлийцев выс­казалось в пользу воссоздания Парламента в Шотландии и Ассам­блеи в Уэльсе, упраздненных несколько веков назад в результате присоединения Шотландии и Уэльса к Англии.

Создание этих го­сударственных органов означает децентрализацию власти в Вели­кобритании и расширение самостоятельности регионов. При этом объем полномочий шотландского Парламента и валлийской Ас­самблеи различен.

Парламент Шотландии .КОМПЕТЕНЦИЯнаделяется законода­тельными полномочиями по вопросам местного правительства, экономического развития, жилищного, сельского и лесного хо­зяйства, рыболовства, окружающей среды, здравоохранения, об­разования, спорта и искусств. Полномочия по вопросам конститу­ционного строя, внешней политики, обороны, национальной безо­пасности, финансово-экономической системы и обеспечения единого рынка товаров и услуг, социального обеспечения, регулирования транспорта и радиовещания остаются в ведении британского Пар­ламента.

СТРУКТУРАПарламент Шотландии состоит из 129 депутатов, изби­раемых на 4 года. 73 из них избираются по мажоритарной системе относительного большинства, 56 человек — по пропорциональной системе, т. е. по партийным спискам.

Исполнительная власть осуществляется правительством, формируемым на парла­ментской основе и подотчетным Парламенту Шотландии. При этом в состав Кабинета министров Великобритании входит госсекретарь по делам Шотландии.

Для Уэльса правовая и судебная автономия характерны в значительно меньшей степени, чем для Шотландии. Тем не менее на референдуме 18 сентября 1997 г. была поддержана идея о введении определенной (хоть и меньшей, чем в Шотландии) автономии. В качестве основного обеспечивающего автономию органа выступает Ассамблея Уэльса

Для Ассамблеи Уэльса реформа предусматривает иные права, нежели для Парламента Шотландии. Ассамблея не наде­ляется законодательными полномочиями, а получает лишь право расширительного толкования законов, принятых британским Пар­ламентом применительно к особенностям регионального развития Уэльса. К компетенции Ассамблеи отнесены вопросы здравоохране­ния, жилищного строительства, просвещения, культуры, спорта.

Особенностью Национальной ассамблеи Уэльса является то, что, во-первых, она вправе принимать так называемое «вторичное законодательство», развивающее и конкретизирующее положения первичного законодательства, принимаемого британским Парламентом, которое, впрочем, не требует последующего одобрения или утверждения, но может быть обжаловано в судебном порядке.

СТРУКТУРА В Ассамблею избираются 60 депутатов, из них 40 человек по окру­гам, а 20 — по партийным спискам. Финансирование деятельности Ассамблеи осуществляется на основе решений британского Парла­мента.

Еще более сложно складывались отношения центрального Правительства с Северной Ирландией.

В 1921 году по англо-ирландскому Соглашению об Ирландс­ком свободном государстве (Эйре) южная и северо-западная части Ирландии обрели статус Доминиона(Самоуправляющееся государство, входящее в состав Британской империи и зависящее от неё в своей внутренней и внешней политике), а в 1949 г. — независимости. Северо-восточная часть острова осталась в составе Великобрита­нии и получила название Северной Ирландии. С 1922 по 1972 г. в Северной Ирландии действовал порядок осуществления власти, получивший название «система стормонта».

Был сформирован парламент (стормонт), состоящий из двух палат. На основе представительства в нижней палате фор­мировалось ответственное перед парламентом правительство. При этом центральные органы власти и управления Великобритании сохраняли свое верховенство в отношении государственных орга­нов Северной Ирландии.

В 1972 г. «система стормонта» была заме­нена «системой прямого правления из Лондона». В соответствии с Законом о временных мерах 1972 г. была приостановлена деятель­ность стормонта вплоть до 1998 г., а вся полнота власти передана центральному Правительству (Кабинету), в составе которого учредили новую должность государственного секретаря по делам Северной Ир­ландии.

В 1998 г., когда были достигнуты соглашения в Белфасте, получившие позже закрепление в Законе о Северной Ирландии. Была избрана Ассамблея и сформирован исполнительный орган, имеющие соответствующие полномочия, причем полномочия этих органов Северной Ирландии шире полномочий аналогичных органов в Шотландии. Ассамблея действует с 29 ноября 1999 г., состоит из 108 членов — по шесть от каждого из 18 избирательных округов. Первый министр и его заместитель избираются вместе, что заставляет политические партии действовать согласованно.

11 февраля 2000 г. основе Закона о Северной Ирландии 2000 г. была приостановлена деятельность Ассамблеи и исполнительных органов Северной Ирландии до 30 мая 2000 г., чем де-факто было установлено прямое управление регионом. В дальнейшем еще дважды приостанавливалась его деятельность приказом министра внутренних дел на 24 часа для разрешения кризисных ситуаций: 10 августа и 22 сентября 2001 г. При этом сохраняются существенные прерогативы центральной власти. В частности, у нее есть право приостанавливать деятельность органов власти Северной Ирландии, что уже было однажды реализовано.

Унитарное государство и его реформа: 1 комментарий

  • 24.07.2021 в 08:37
    Permalink

    Информация очень интересная.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *