980–1015 Владимир Красное Солнышко

В отечественной истории 980 – 1015 гг. – это период правления Владимира Святославича, известного как Владимир Святой или Красное Солнышко. Для данного периода характеры следующие события (явления, процессы):

· создание оборонительных систем на юге Руси;

· языческая реформа;

· крещение Руси.

Рассмотрим первое событие (явление, процесс). Во времена правления Владимира Святославича Русь стала испытывать сильный натиск печенегов, контролировавших все Северное Причерноморье. Поэтому причиной создания оборонительной системы стала необходимость оградить южные границы Руси от постоянных набегов кочевников. Князь Владимир Святославич отдал приказ о строительстве крепостей по речным рубежам, отделявшим Русь от степей, и введении в них системы светового обеспечения.

В эти южные города-крепости Владимир привлек богатырей, опытных и смелых воинов со всей Руси. Следствием создания подобных застав стало укрепление границ государства, уменьшение потерь от набегов печенегов. Окончательный же разгром печенегов произойдет в 1036 г. во время правления Ярослава Мудрого, в честь этого знаменательного события в Киеве будет заложен собор Святой Софии.

Перейдем ко второму событию (явлению, процессу). Сразу после восшествия на киевский престол в 980 г. Владимир Святославич начал проведение религиозной реформы. По его указанию на холме были установлены идолы языческих богов во главе с Перуном, вновь стали приносить человеческие жертвоприношения. Причиной таких действий стало стремление Владимира укрепить власть великого князя над разрозненными восточнославянскими племенными союзами.

В итоге попытка приспособить язычество к нуждам Древнерусского государства оказалась неудачной. Владимир задумался о новых преобразованиях в духовной сфере и в течение некоторого времени выбирал из монотеистических религий наиболее подходящую для объединения Русской земли.

Крещение Руси «по закону греческому» произошло в 988 году. Причинами данного события стали необходимость укрепления государственности на новой духовной основе (единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог) и потребность приобщения Руси к общеевропейским политическим и культурным ценностям. Князь Владимир заключил союз с Византией для подавления мятежа на территории империи. За оказанную помощь он потребовал себе в жены сестру византийских императоров Анну. Не получив обещанного, Владимир захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и выдвинул угрозу пойти на Константинополь.

Императоры согласились на брак, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Владимир и его дружинники приняли крещение. После этого прошла церемония бракосочетания, князь вернулся в Киев, жители которого вскоре приняли новую веру. Далее началось крещение Руси, которое проходило во многих местах насильственно. Так, опытный воевода Добрыня (дядя Владимира) и Путята, ключевые персонажи указанного события, крестили Новгород «огнем и мечом» с помощью войск, взявших под контроль город. Также для полного искоренения язычества Добрыня приказал подвергнуть разорению капище, а идол

Перуна сбросить в Волхов. По преданию, именно с крещением новгородцев связан и обычай ношения русскими людьми нательных крестов: Добрыня велел выдавать их всем крестившимся, чтобы выявить тех, кто только притворялся крещеным.

Последствия крещения Руси трудно переоценить. Вместе с принятием христианства появилась письменность, стала распространяться грамотность, началось каменное строительство (Десятинная церковь), произошло смягчение нравов, восточнославянские племена вошли в семью христианских народов. Все это явилось своеобразным предисловием к расцвету Древней Руси при Ярославе Мудром. Принцип «Один Бог на небе – один князь на земле» был воплощен в жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *