ЭКОНОМИКА В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД
Сельское хозяйство
После отмены крепостного права — переход к капиталистическим способам ведения хозяйства. ПРОБЛЕМА: община замедляет процесс разорения крестьян; крестьяне в экономической зависимости от помещика.
Помещики после реформы получили большие деньги, но они не смогли их эффективно использовать. Они зарабатывали за счет сдачи в аренду своих земель крестьянам (аренда постоянно растет).
Начинается расслоение крестьян (кулаки — батраки), НО!!! идет медленно, так как община следит за равными условиями землепользования. После смерти или рождения мужчины земля перераспределяется – ЧАСТНЫЙ ПЕРЕДЕЛ (больше людей – меньше земли).
Крестьяне ограничены в передвижении, так как налоги распределяется между всеми общинниками.
Несмотря на проблемы, реформа ускорила переход к товарно-рыночному хозяйству.
Промышленность
Промышленность зависит от работников, которые прикреплены к фабрикам. С отменой крепостного права работники бросили работу. Предприниматели вынуждены подстраиваться под новые условия ведения хозяйства. Предприятия разорялись, сокращали производство. Поэтому в 1860-е годы количество предприятий выросло незначительно, несмотря на то, что свободной рабочей силы много. С течением времени кризис преодолен, благодаря вмешательству государства.
Финансовая политика
В 1860 году появился Государственный банк Российской империи. Стали появляться частные банки (Московский купеческий в Москве, Волжско-Камский в Поволжье).
Банки содействуют развитию важных отраслей промышленности (для государства — металлургия, машиностроение, текстильная, сахарная).
Железнодорожное строительство
Развитие экономики без железных дорог невозможно. ЦЕЛЬ: быстрая переброска войск; развитие торговли; развитие экономических связей между предприятиями.
Нужны ИНВЕСТИЦИИ – размещение капитала с целью получения прибыли. СПОСОБЫ привлечения инвестиций: льготы; государственные заказы; беспошлинный ввоз товаров для железных дорог; использование государственных средств. Узловой центр – Москва.
В 1870-е годы протяжённость железных дорог – 2 000, в 1880-м – 22 000, грузооборот вырос в 25 раз.
1891 г. — начало строительство Транссибирской магистрали.
Строительство дорог стимулирует металлургическую промышленность.
Промышленный подъем
Быстро развивается легкая промышленность (требуется мало средств).
Осваивается Урал (добыча и обработка металла), Каспий (добыча нефти), Донбасса (добыча угля).
Строительство железных дорог приводит к развитию машиностроения (вагоны, рельсы).
Начинается формирование пролетариата (в 1879 году – 1 500 000) и буржуазии.
Экономика способствует развитию городов. Но по многим показателям Россия отстаёт от Европы.