Французская буржуазная революция. Ее исторические этапы и значение

Великая французская буржуазная революция 18 века представляет собой события огромной важности в истории становления и утверждения буржуазного строя и буржуазного типа государства и права. По радикальности своего содержания, по преобразованиям эта революция имела мировое значение. К концу 18 века общий кризис французского государства дополнился политическим и финансовым крахом государства.

Неуверенный курс половинчатых реформ, предпринятых правительством в 1770-1780гг, не принес реальных результатов в решении проблем. Непонимание в придворной среде ситуации в стране, нарастание открытых сопротивлений королевской политике, отстранение наиболее популярных министров – все это подвело Французскую монархию к открытому противостоянию с обществом. Сыграл свою роль и аграрный кризис, вызванный рядом неурожайных лет.

Непосредственным толчком к открытому конфликту общества и абсолютизма послужил финансовый кризис 1780-х гг. Вооруженное восстание 14 июля 1789 г. и взятие Бастилии считаются началом великой французской революции. Юридическое изменение прежнего государственного уклада завершилось принятием Конституции 1791 г. В ней был закреплен новый строй конституционной монархии. В августе 1792 г. была свергнута монархия во Франции и 21 сентября провозглашена республика. Но жирондисты, захватившие власть, посчитали революцию законченной и постепенно перешли в лагерь реакции. 2 июня 1793 г. после вооруженного восстания власть перешла в руки якобинской партии (3-й этап революции).

Режим, созданный якобинцами во имя борьбы с контрреволюцией ради претворения в жизнь идеалов демократии, начал превращаться в авторитарный. Якобинская республика дала предостерегающий урок истории, когда нетерпение находящихся у власти доктринеров вырождается в нетерпимость, а революционное насилие, освобожденное от рамок законности, в конечном итоге превращается в произвол.

Постепенно от якобинцев отходит буржуазия, находившаяся в союзе с ними, пока реально была угроза возврата абсолютизма. Потеряли якобинцы поддержку и в среде крестьянства, недовольного политикой твердых цен и террора, захлестнувшего страну. Сохранение в силе закона 1791 г., запрещавшего рабочие объединения, проведение забастовок и стачек, разгром левых течений, оттолкнуло от Робеспьера и его сторонников трудящейся массы. Сужение социальной опоры якобинцев стало одной из причин отстранения их от власти. Летом 1794 г. диктатура якобинцев была ликвидирована.

Важнейшим программным документом французской революции явилась Декларация прав человека и гражданина, принятая учредительным собранием 16 августа 1789 г. и содержащая принципы нового общественно-политического строя Франции, которая потом вошла в Конституцию 1791 г. Декларация опиралась на теорию естественного права. В качестве естественных и неотъемлемых прав человека, дарованных ему природой, провозглашались: 1. свобода, 2. собственность, 3. безопасность, 4. сопротивление угнетению (ст. 2). Свобода определялась как возможность делать все, что не причиняет вред другому. Статья 1 гласила: «люди рождаются свободными и остаются в правах», тем самым подчеркивалось отмена сословных привилегий. В Декларации не упоминалось прямо о форме правления, но говорилось, что «источник суверенитета зиждется по существу в нации» и что никакая корпорация и никакой отдельный человек не могут располагать властью, не исходящей от нации.

Внешняя законодательная власть вручалась правительственному органу. Статья 6 формулировала: «закон есть выражение общей воли». Были провозглашены такие гражданские права как свобода слова, совести, печати. Особое внимание Декларация уделяла праву на собственность, отнеся его к естественным правам человека и объявив право собственности неприкосновенным и священным. Игнорировалось различие между различными видами собственности и создавалась видимость равной защиты имущественных прав всех: буржуа, рабочего, землевладельца, батрака.

Декларировалась неприкосновенность личности (ст 7-8), презумпция невиновности (ст 9). Декларация произвела огромное впечатление на современников как во Франции, так и за ее пределами. Она у многих изменила миропонимание эпохи, стимулировала борьбу с абсолютистским строем за установление демократии. Вместе с тем положения Декларации, звучавшей как утверждение справедливости, даруемой всем, были достаточно абстрактны и позволяли толковать ее в интересах прежде всего буржуазии. Трудящиеся массы не дождались понижения цен на продукты питания, наделения граждан правами, провозглашенными Декларацией.

В декабре 1789 г. учредительное собрание принимает декрет о введении имущественных и других цензов для избирателей. Согласно ему, все граждане делились на «активных и пассивных». Причем последние лишались избирательных прав. Особенно высокий имущественный ценз устанавливался для тех, кто мог быть избран. Таким образом, в основе деления граждан лежала собственность. В 1791 г. на основе Декларации прав человека и гражданина была разработана и принята первая в истории Франции Конституция. Она устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничение монархии, утверждение национального суверенитета и представительного правления. Законодательная власть принадлежала однопалатному Национальному собранию. Депутаты обладали правом неприкосновенности.

Компетенция Национального собрания: законодательство, учреждение новых государственных должностей, высшая финансовая политика, решение вопросов войны и мира. Исполнительная власть вручалась королю, причем подчеркивалось, что король царствует лишь в силу закона и лишь на его основе может требовать повиновения. Вводился принцип контрасигнатуры. Министры назначались королем, не могли быть преданы суду Национальным собранием за неправомерные действия по своему ведомству. Местные органы власти создавалась на основе выборов, а не назначения (как раньше). Но и здесь действовала цензовая избирательная система. Взамен старых провинций было создано 83 департамента, разделенных на дистрикты (уезды) и кантоны.

Цензовой была и система выборов в Национальное собрание. Из 26 млн французов и француженок лишь 4 млн сделались активными гражданами (получили право голоса). Следуя принципу разделения властей, Конституция отняла судебные функции у короля и отказалась наделить ими законодательное собрание. Судебные органы сверху донизу были выборными, а суди – несменяемыми. Отправление правосудия стало осуществляться с помощью присяжных заседателей. По сравнению с Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., Конституция 1791 г. представляла собой шаг назад, т.к. она отходила от демократических принципах в вопросе о форме правления. Равенство всех перед законом открыто заменялось политическим неравенством в результате введения имущественного ценза в избирательное право. После принятия Конституции 1791 г. революция для крупной буржуазии закончилась, т.к. ее главная цель завоевания политической власти была достигнута.

Конституция 1791 г. действовала до августа 1792 г. В течение этого периода сложились основные политические группировки, выражавшие интересы различных слоев буржуазии: 1) фейяны, представлявшие крупную группу буржуазии и либеральное дворянство. Их сторонники собирались в монастыре ордена фейянов, 2)жирондисты, выражавшие интересы торгово-промышленной буржуазии, 3) якобинцы: представители мелкой и средней буржуазии, ремесленников, крестьянства (заседания проходили в библиотеке монастыря святого Якова). В 1789-1791 гг. в политической жизни страны доминировали фейяны. Летом 1792 г. после поражения в войне с Австрией и Пруссией положение в стране значительно ухудшилось, и народ поднялся на восстание. В это время возросло значение Парижской коммуны, органа самоуправления столицы. Первоначально в коммуне преобладало влияние фейянов, затем жирондистов, но в ночь на 10 августа 1792 г. была образована повстанческая коммуна, где большинство имели якобинцы. После смерти короля закончился период конституционной монархии.

Был созван новый орган государственной власти – Национальный конвент, на основе всеобщего избирательного права. Большинство в нем получили жирондисты. Исполнительная власть была передана временному правительству, называемому Временным исполнительным комитетом. Конвент начал свою работу в дни победы над интервентами. В обстановке всеобщего ликования, конвент утвердил упразднение монархии, отмену Конституции, а с ней и деление граждан на активных и пассивных (декрет 21-22 сентября 1792). Франция провозглашалась республикой единой и неделимой, но жирондисты не сумели решить ряд важнейших вопросов революции: не были ликвидированы феодальные отношения в деревне, не решена продовольственная проблема в городах. Положение усугубил роялистский мятеж и новое положение в войне с Австрией и Пруссией. 2 июня 1793 г. вооруженные граждане и национальные гвардейцы, руководимые якобинцами во главе с комитетом Парижской коммуны, свергли правительство жирондистов.

Якобинская партия начала свое правления с ликвидации закона о продаже крестьянских земель, конфискованных у феодалов. Был разрешен раздел общинной земли. Далее последовал декрет, отменявший все феодальные повинности. Аграрное законодательство якобинцев закрепило их политический союз с крестьянством. В результате значительная часть крестьян превратилась в мелких земельных собственников, но полностью земельное владение ликвидировано не было. Одновременно с этим столь же быстро проводились важные преобразования в государственном строе, была подготовлена новая Конституция. Этот документ уже 24 июня 1794 года был принят конвентом. По традиции он состоял из Декларации прав человека и гражданина и собственно конституционного акта. Декларация 1793 года в отличие от 1791 года своей теоретической основой имела учение Руссо о народном суверенитете и демократической республики. Особенно привлекали лидеров якобинцев идеи, суть которых в том, чтоб не только обеспечить политическое равенство, но и преодолеть имущественное неравенство при сохранении частной собственности.

В Декларации имелись принципиально новые по своему положению статьи. К ним относятся статья, запрещавшая монархию под страхом смертной казни. Огромное значение имеет последняя статья, закрепившая право народа на революцию. Верховенство закона, рассматриваемое как выражение общей воли, неразрывно увязывалось с суверенитетом народа. Суверенитет зиждется в народе, он един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем. Вместо понятий нация, суверенитет нации вводятся понятия народа, суверенитета народа. Принципы Декларации нашли свое выражение в конституционном акте, установившем государственный строй. Введению Конституции в действие помешал переворот 1794 года, положивший конец якобинской диктатуры. Конституция 1793 года осталась памятником права, никогда не действовавшим. Диктатура якобинцев оформилась летом 1793 года.

При ней верховным органом республики являлся конвент, который осуществлял в полном объеме высшую законодательную, исполнительную, судебную и контрольную власть. Легализация сосредоточения власти в руках конвента произошла согласно закону от 4 декабря 1793 года о революционном порядке управлении. Данный орган власти объявлялся центром управления и единственной движущей силой в государстве. Комиссары конвента имели неограниченные полномочия: «чистка» местных органов, смещение командующих армией, назначение новых. Власть революционного правительства сосредотачивалась в комитете общественного спасения. Он руководил военными, продовольственными и другими делами, ему подчинялись другие органы власти, а сам комитет должен был еженедельно отчитываться перед конвентом.

Радикализм политического устройства сопровождался леворадикальной социальной политикой. В тех условиях она носила частично утопический, частично популистский характере, заигрывание с городскими низами. Правительство осуществило ряд принудительных займов у богатых людей, что было замаскированной конфискацией. Вводились меры по ограничению торговли. Политическая диктатура сопровождалась повальной дехристианизацией и вытеснением из общества неприсягнувших революции и сохранивших привязанность к католической вере священнослужителей.

Вся процедура трибунала характеризовалась упрощенностью и простотой. Декретом 10 июня 1794 года террористической направленности трибунала было предано законное основание. Преследование «врагов народа» стало определяющим мотивом репрессий. Разбор дел проходил по новым процессуальным правилам. Уликами признавались любые доказательства, в том числе и моральные. Предварительное рассмотрение отменялось, допрос совмещался с судебным рассмотрением. Если улики были налицо, свидетелей не вызывали. Апелляции и кассации не допускались.

Единственное наказание – смертная казнь, приводимая в исполнение в день вынесения приговора. Еще одним законным основанием массового террора стал Декрет «о подозрительных» от 17 сентября 1793 года. Согласно ему все лица, объявленные «подозрительными», должны были быть немедленно арестованы. Списки подозрительных должны были создаваться по округам особыми наблюдательными комитетами, заменившими органы самоуправления. Беспощадно истребляя своих врагов, якобинцы часто били патриотов. На основе провокационного обвинения были отправлены на гильотины десятки якобинцев во главе с Дантоном. Внутренние раздоры и внеправовой террор окончательно раскололи лагерь якобинцев. Опираясь на растущее недовольство в стране, на окрепшую армию, ставшую реальной политической силой под командованием новых революционных генералов, группа центристов подготовила внутриправительственный заговор.

В результате Термидорианского переворота диктатура правительства якобинцев была уничтожена. После прихода власти термидорианцев были казнены руководители якобинцев, большая часть Парижской коммуны (более100 чел), были отменены законы о максимуме, о налогах для богатых. Стремясь укрепить свое политическое положение, термидорианский конвент разработал и утвердил в 1795 году новую Конституцию. Ее преамбула включала Декларацию прав человека и гражданина, из которой были исключены положения о праве народа на восстания, о свободе собрания, печати, о равном праве всех быть избранными на государственные должности.

Основным принципом государственного строя по Конституции было представительное правление и разделение властей. Законодательный корпус состоял из 2-х палат. Нижняя палата (совет 500) имела инициативу законодательства и обсуждала законопроект. Верхняя палата (совет старейшин) принимала или отвергала проект без права внесения поправок. Высокий возрастной ценз (21-23 года) ограничил круг избирателей, а для членов совета старейшин был установлен повышенный возрастной ценз (не мене 40 лет) и дополнительное условие, основанное на представлениях о добропорядочности: нужно было быть женатым или вдовцом. Директории принадлежало право назначения министром и других должностных лиц. Ежегодно один из членов директории должен был переизбираться.

 

Гражданский кодекс французов 1804 г. (Кодекс Наполеона)

С приходом к власти Наполеона Бонапарта стала возможной кодификация права и прежде всего права гражданского. Еще Конституция 1791 года говорила об издании единого закона для Франции – именно гражданского кодекса. Начатая в годы революции работа по кодификации завершилась изданием ряда кодексов, из которых особое значение имеет гражданский кодекс. Комиссия по разработке ГК была назначена в июле 1800 года. В ее состав вошли судьи-практики, воспитанные на римском праве и хорошо знавшие обычное право Франции.

Всего в работе над последним проектом было занято 4 человека и один секретарь. В работе комиссии самое активное участие принял Наполеон. Подготовленный комиссией проект был издан под названием «Гражданский кодекс французов». Он представлял собой свод единообразных унифицированных законов, действовавших на территории всей страны. Кодекс заменил собой около 360 местных сборников кутюмов. Построен он был в значительной степени на римском праве, из которого была взята его система, т.е. деление на лица, вещи, наследование и обязательство. Такая система получила название институционной. Кодекс состоял из вводного титула, 3 книг, объединивших 2281 статью.

Книга 1 (о лицах) содержит предписания о пользовании гражданскими правами и о лишении этих прав, об актах гражданского состояния (рождение, брак, смерть, развод и т.д.). в книге законодательно закреплялось правило, по которому «всякий француз пользуется гражданскими правами», тем самым подтверждалось упразднение сословных привилегий и ограничений. Характерной чертой кодекса было то, что в нем отсутствовало понятие юридического лица. Кроме того, в кодексе восстанавливается так называемая «гражданская смерть», т.е. лишение важных гражданских прав как следствие уголовных наказаний. Устанавливался ряд ограничений в гражданских правах для женщин.

Женщины не могли быть свидетелями при составлении актов гражданского состояния. В книге 1-ой предусматривалась гражданская регистрация рождений, браков, смертей. Брак отныне считался светским и рассматривался как разновидность установления гражданского соглашения (договора). Одним из условий заключения брака являлось свободное соглашение супругов. Кодекс устанавливал запрет двоеженства и кровосмешения, обязательственный срок вдовства для женщин в течении 300 дней после прекращения прежнего брака. Главенствующее положение в семье принадлежало мужу. Он обязан был покровительствовать над женой, а жена – быть послушной и повсюду следовать за ним. Супруги обязывались ко взаимной верности, помощи и поддержки, но при этом жена не могла выступать в суде без разрешения своего мужа. Прелюбодеяние жены было достаточно, чтобы муж мог требовать развода. Жена могла требовать развод по причине прелюбодеяния мужа, если он «держал свою сожительницу в общем доме».

Неравноправие жены проявлялось и в ее имущественном положении в семье. Жена не могла отчуждать свою недвижимость без согласия мужа. Родители обязывались кормить, содержать и воспитывать своих детей, а последние должны были доставлять содержание родителям, находящимся в нужде. Дети обязаны были оказывать родителям почтение и уважение и оставались под властью родителей до совершеннолетия (21 год). Сыновья до 25 лет и дочери до 21 года не имели право вступать в брак без согласия родителей. А в случае разногласия между родителями принималось во внимание мнение отца. Брачный возраст для девушек был 15 лет, для юношей – 18 лет. Отец мог лишить свободы ребенка не достигшего 16 лет на срок не свыше 1 месяца, а свыше 16 лет и до совершеннолетия – до 6 месяцев.

В книге 2 (об имуществах и различных видоизменениях собственности) давалось определение собственности. Собственность – право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютных образом. Чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законом или регламентами. В кодексе выделялось 3 вида собственности в зависимости от субъекта: индивидуальная, государственная и общинно-коммунальная. В нем закреплялся принцип неприкосновенности индивидуальной частной собственности. В этой книге также говорится о правах на чужие вещи: об узуфрукте и сервитутах. Узуфрукт определялся как право пользования вещами, собственность которых принадлежит другому лицу, но с обязанностью сохранять существо вещи. Сервитут определялся как обременение, наложенное на имение в целях его использования, принадлежащего другому собственнику и для выгоду последнего.

Книга 3 (о различных способах, которыми приобретается собственность) – наиболее значительная по объему. В ней содержались положения о наследовании, о брачном договоре и взаимных правах супругов, о различных обязательствах, о договорах вообще, о дарении, купли-продажи, мене, хранении и др., о сроках данности. Основные способы приобретения собственности перечислялись в статье 711. Собственность на имущество приобретается и передается путем наследования, путем дарения между живыми или по завещанию и в силу обязательства. Обязательство возникает в результате заключения соглашений, договоров между сторонами. Французский законодатель позаимствовал из римского права и развил идею о равенстве сторон в договоре, о его непреложности. Выделялось 4 обязательных условия для действительности договора: согласие сторон, их способность заключить договор, определенный предмет, составляющий содержание обязанности и дозволенное основание обязательства, т. е. цель, которую имели в виду стороны при заключении договора.

Таковы главные и характерные положения кодекса Наполеона. Влияние и даже прямая рецепция этого кодекса очень значительны. Кодекс был введен во Франции и на тех территориях, которые в 1804 году были ее частью, но затем обособились: Бельгия, Люксембург, частично Германия, Италия, Швейцария, Польша. Влияние французского кодекса сказалось на гражданском законодательстве Румынии, Греции, штата Луизиана в США, канадской провизии Беек, Сальвадоре, Боливии, Доминиканской республики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *