Искусство Византии V-XII в

Византия – это государство, сложившееся на основе Восточной Римской империи. Столица – Константинополь, он находится на важном торговом пути из Черного моря в Средиземное, на котором осуществлялась перевозка хлеба.

Константинополь – стал христианской столицей, он находится на границе Европы и Азии. Страну населяли многие народы: греки, римляне. Армяне, сирийцы и вновь прибывшие варвары. Христианство объединило все многообразие народов в культурное единое целое. Основным языком стал – греческий. Государством правили Императоры.

Город Константинополь.

Город унаследовал многое из Античности. Построен на высоком мысу, его ограждали мощные стены с башнями и воротами. Центральные – Золотые ворота, с которых начиналась дорога ведущая в Европу, к Риму. Внутрь города от низ вела центральная улица – Меза. На ней находились форумы имеющие торговое и общественное значение. В центре города находились: Императорский дворец, Собор Святой Софии, ипподром. Вода в город поступала через акведук. Купола церквей играли роль градостроительных акцентов – ориентиры в пространстве города. Улицы и площади украшали статуи.

Храмовая архитектура.

Произошло сближение базилики и центрического храма.

1. Собор Святой Софии в Константинополе.

Архитекторы: Амфимий и Исидор ( по инициативе Юстиниана Великого)

Конструкция. Трехнефная базилика, центральный неф покрыт куполом (31 м. –диаметр) и двумя полукуполами того же размера. К большим куполам примыкали 5-ть малых. Купол опирается на два массивных столба, между которыми перекинуты подпружные арки. Переход от столбов к куполу выполнен через сферические треугольники- паруса. В основании купола встроено 40 окон. Столбы были скрыты рядами колонн и простенками создавая эффект парения купола. Боковые нефы двухярусные.

Физическая тяжесть конструкции скрыта: грандиозная архитектура собора кажется чудом, явившаяся по воле Божией. Собор Святой Софии – символ премудрого устройства мироздания, напоминающее о величии Бога.

Монументальная живопись.

Собор Святой Софии был украшен мозаиками. Они не сохранились ( утрачены в период иконоборчества).

Сложение крестово-купольной архитектурной системы христианского храма.

План византийского крестово-купольный храм

2. Собор монастыря Святого Луки в Фокиде.

3. Церковь Успения Богоматери в Дафи (Греция)

4. Собор Святой Софии в Киеве

В строительстве использовался кирпич — плинфа, скреплялся известковым раствором. Кирпич сочетался с камнем, чередуя ряды кирпичной и каменной кладки. Храмы не штукатурили и не облицовывали, декоративный эффект достигался ее рисунком, сочетая выступающие и утопленные ряды.

5. Мозаики Софии Киевской (фресковая живопись сохранилась на окраинах Империи)

Традиции изображения и расположения христианских сюжетов в пространстве храма.

· В куполе – Христос Вседержитель, в окружении небесных сил, апостолов и пророков.

· В парусах – евангелисты.

· На сводах и верхней части стен – сюжеты их жизни Христа и Богоматери.

· На стенах – мученики, святые.

Такое расположение священных сюжетов и персонажей представлял образ земной и небесной иерархии, а так же круг кодового христианского календаря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *