Крещение Руси князем Владимиром кратко

Князь Киевский Владимир Святославич (ок. 960, князь Новгородский с 970 г., Киевский — с 978 по 15 июля 1015) 11 июня 978 года «сел на столе отца своего в Киеве». В молодости убежденный язычник, как и его отец, Владимир установил в государстве культ языческих богов.

Но князь Владимир давно задумывался о суетности поклонения идолам, и в 977 году он созвал своих бояр и по их совету отправил десять мудрых мужей, чтобы исследовать на месте веру каждого народа и взглянуть на богослужение представителей разных вер.

Г.С. Седов. «Обращение Владимира в христианство» (Владимиру показывают изображение Страшного суда). Холст, масло, 1866 г. Частное собрание.

Каковы причины и значения крещения Руси?

Посланцы князя, ходившие в чужие земли исследовать веру тех народов, произнесли в своей речи по прибытии: «…Ходили в Болгарию (в Волжскую Булгарию), смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам (служившим по западному обряду, но в неразделенной церкви до 1054 года), и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему (в храме Св. Софии в Царьграде), и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать» (ПВЛ). Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей» (Повесть временных лет).

После этого князь Владимир решил принять крещение по византийскому обряду, как и святая княгиня Киевская Ольга, которая была крещена в Константинополе около 955 года.

Князь Владимир, решив принять крещение, не хотел, как правитель быть в подчиненном положении у Византии. Поэтому после возвращения послов он штурмом взял город Херсонес. Из Херсонеса он отправил послов к императорам Константинопольским Василию II Болгаробойце (958 – имп. 976-1025) и его младшему брату и соправителю Константину VIII (960 – имп. 1025 — 1028) с требованием руки сестры их, царевны Анны (по другой версии, рука византийской принцессы была условием оказания князем Владимиром военной помощи Византии).

Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой. В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился и был наименован Василием во имя христианского святого и в честь своего шурина Василия II. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!» .

Согласно «Повести временных лет», Князь Владимир принял крещение в Херсонесе в 6496 году от сотворения мира (в 988 году от Р.Х.), после чего женился на византийской царевне Анне. Затем совершилось Крещение Руси, и князь Владимир оказал военную помощь Византии — 6-ти-тысячный отряд русских воинов был отправлен в империю, и участвовал в подавлении мятежа Варды Фоки, шедшего с войсками на Константинополь. Русские воины приняли участие 13 апреля 989 года в сражении против узурпатора у Абидоса, когда Василий II разбил мятежные войска.

Развалины древней базилики V-VI вв. в Херсонесе на берегу Черного моря. Реконструкция. Спереди видна алтарная часть. Фото 2013г.

Вернувшись в Киев, князь Владимир «повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками…» (ПВЛ). Затем духовенством, присланным из Византии, сначала в источнике, ныне известном под названием «Крещатик» крестились 12 сыновей Владимира, затем бояре и в водах Днепра и Почайны — весь народ.

В 989 — 996 годах в Киеве князем Владимиром была возведена первая на Руси белокаменная Десятинная церковь, — князем Киевским Владимиром выделялась десятая часть доходов на содержание этой церковь и на Киевскую митрополию.

Первым митрополитом в Киеве при святом Владимире был святитель Михаил Киевский (988 — † 15 июня 991). В год крещения Владимира в Корсуни он был прислан к великому князю патриархом Цареградским Николаем II Хрисовергом (Патриарх Константинопольский в 979-991 гг.).

Как крещение Руси повлияло на ее историю?

После крещения сам нрав князя изменился, из необузданного и жестокого человека он сделался милосердным, щедрым и богобоязненным. «Повесть временных лет» свидетельствует под годом 6504 (996): «Видя же, что люди его — христиане, радовался (князь) душой и телом… И жил в мире с окрестными князьями — с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь. Владимир же жил в страхе Божьем. И сильно умножились разбои, и сказали епископы Владимиру: «Вот умножились разбойники; почему не казнишь их?». Он же ответил: «Боюсь греха». Они же сказали ему: «Ты поставлен Богом для наказания злым, а добрым на милость. Следует тебе казнить разбойников, но расследовав». Владимир же отверг виры (штрафы) и начал казнить разбойников…» (ПВЛ)

Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Киевская Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархии были созданы также в Новгороде, Переяславле и Чернигове. Язычество еще долго сохранялось на Руси, дольше всего — в Ростово-Суздальской земле и у вятичей (вплоть до XIII века).

Первый Новгородский епископ – Святитель Иоаким Корсунянин — грек, родом из Корсуни, «муж добродетельный и знающий язык и нравы славян», присланный на Русь в числе других по просьбе Князя Владимира к Патриарху Царьградскому Николаю, прибыл в Новгород в 992 году с княжеским дядей воеводой Добрыней. Новгородцы оказали вооруженное сопротивление ниспровержению идолов и обращении их в «греческую веру», около 5000 новгородских мужей, возмущаемых тысяцким Угоняем и языческим жрецом Богомилом (или Соловьем, как он назван был за свое красноречие), начали военное противоборство с тысяцким князя Владимира – Путятой («народ собрался в числе 5000, обступили Путяту и начали с ним злую сечу») на мосту между Торговой (за Крещение) и Софийской (против Крещения) сторонами города Новгорода. Язычники потерпели поражение, не столько военное, сколько «постигая здравым умом своим всю суету служения идолам». Деревянные и каменные «боги» были ниспровергнуты в Волхов. Поразмыслив, «некоторые с радостью пошли к реке сами собой; а кто не хотел, тех воины тащили, и крестились мужчины выше моста, а женщины – ниже». Епископ Иоаким занимал Новгородскую кафедру с 992 по 1030 год, 38 лет.

Идолы Перуна. Современная реконструкция. Идолам (от греч. éidōlon) осуществлялось религиозное поклонение и приносились жертвы.

К концу правления князя Владимира Крестителя в Киеве насчитывалось уже около 400 церквей (с учетом домовых храмов у бояр), и все они были деревянные, кроме Десятинной церкви Успения Богоматери. Скончался князь Владимир 15 июля 1015 года в любимом селе Берестовом недалеко от Киева и был похоронен в построенной им Десятинной церкви при огромном стечении народа. Великий князь Киевский Владимир Креститель, во св. крещении Василий, был канонизирован в Русской Церкви как святой равноапостольный великий князь. Празднование ему было установлено святым князем Александром Невским после того, как в день его кончины, 15 июля 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами… Но церковное почитание святого князя началось на Руси значительно ранее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.