Модель «картины мира» в консультативной практике

Модель картины мира – репрезентация нашего опыта, личная модель «реальности». Она отличная от других у каждого человека и зависит от неврологической конституции, от социального и индивидуального опыта.

Мы физически отделены от мира вне нас. Сенсорные входы преобразуют сигналы в электрохимические импульсы по мере их передачи в центральную нервную систему. Мы воспринимаем неврологическую модель реальности. Из-за сходства в неврологических механизмах каждого из нас мы можем иметь и сходный опыт. Этот факт в сочетании с совместным социальным и культурным опытом дает возможность создать совместные модели, образующие основу наших социальных структур.

Язык – это основной пример такой модели. Однако нет универсальной репрезентации опыта, а также никакой единой модели мира, точно подходящей для каждого.

Сказанное имеет самое прямое отношение к консультативной практике.

Оказывается, то, что может казаться «серым» консультанту, является «коричневым» в восприятии клиента. И это было бы небольшой проблемой, если бы не существовало социальных и индивидуальных фильтров, которые являются вторым и третьим уровнями в построении «картины мира». Основным примером социальных ограничений является язык. Язык кодирует воспринимаемые феномены в слова, которыми манипулирует ум, пытаясь выделить смысл из опыта. Все развитие личности отражает широкое общество, в котором живет человек, — общественные институты, традиции, ценности, идеи и т.д.

Социальные правила образуют определенные границы между тем, во что мы верим, как в возможное и невозможное, хорошее и плохое, подходящее и неподходящее и т.д.

Можно сказать, что картина мира в этом смысле складывается из ряда «мифологических систем». Миф здесь понимается как способ структурирования и осмысления действительности.

Каким бы не был концептуальный подход, психолог неминуемо сталкивается с проблемой представления консультируемому собственной концепции, с введением некой единой системы понятий, однозначной «мифологии», известной и консультируемому, и «клиенту».

Тем не менее, все было бы достаточно просто и ясно, если бы человек не приходил к консультанту со своей «мифологией». У него есть не только свой «самодиагноз», но и нередко цельная интраконцепция его страдания и соответствующая ей форма избавления от него.

В наше время специалисты выделяют, по меньшей мере, семь основных «мифов о помощи» (интраконцепций, мифологий клиента):

· житейский;

· философский;

· религиозный;

· оккультный;

· медицинский;

· психологический;

· псевдонаучный.

Каждую интраконцепцию (миф) можно описать с помощью двух постоянных характеристик:

1. Это ответ клиента на вопрос: «Что со мной происходит?», представление о природе страдания, формулировка вторичной потребности, часто следующей за блокировкой первичной потребности (в безопасности, любви и т.д.);

2. Имя субъекта, избавляющего от страдания, указывающего путь к избавлению, по сути – имя субъекта, удовлетворяющего потребность.

Используя данные константы, кратко опишем каждый из семи вышеназванных мифов.

Житейский миф.

Формулировка потребности в данном мифе часто заключается в такой фразе:

1. «Мне нужен совет…» или «Мне нужно выговориться…».

2. Субъект — друг, мудрый сосед, родители, супруг, случайный вагонный попутчик.

Философский миф.

В философском мифе формулировка потребности может звучать так:

1. «Я не понимаю чего-то в жизни… Нуждаюсь в объяснении…».

2. Субъект — ученый или книга, журнал, то есть по сути то же философское знание, фиксированное в языке, слове (письменном, печатном). При идеалистической, эмоциональной ориентации клиента субъект — некий «учитель».

Религиозный миф.

Этот миф представляется клиентом в таких конструкциях:

1. «Я нуждаюсь в вере…», «Меня наказал Бог…» и т.п.

Оккультный (мистический) миф.

При этом мифе языковая конструкция может быть следующей:

1. «Меня сглазили… наслали порчу» и т.п.

Медицинский миф.

Этот подход, особенно касающийся не органических, а так называемых функциональных нарушений, также мифологизирован. Человек заявляет себе:

1. «Я болен…» и требует «лечения».

Психологический миф.

В психологическом мифе формулировка потребности звучит примерно следующим образом:

1. «У меня психологическая проблема…»,

2. Субъект — психолог, который может в ней разобраться.

Псевдонаучный миф.

Сам по себе этот миф крайне неоднороден, однако, наиболее мощными его ветвями являются парапсихология и астрология. Соответственно, страдание объясняется в биоэнергетических и иных псевдонаучных терминах, либо «проще», например, «неблагоприятным расположением звезд»…

Конечно, все интраконцепции людей, обращающихся за помощью к психологу-консультанту, не могут быть строго изолированными и зачастую пересекаются и объединяются. К тому же к ним неминуемо начинают примыкать и более материальные вещи – социальный, правовой и другие аспекты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *