«Великие» реформы Александра II 1855-1881

I. Предпосылки реформ

  1. Развитие капитализма и изменение ситуации в экономике.
  2. Отмена крепостного права повлекла изменение ситуации в стране.
  3. Необходимость модернизации управления в связи с изменениями в обществе.
  4. Кризис внешней политики и поражение в Крымской войне.

Таким образом, общая причина этих реформ – развитие капитализма. Общий их смысл – приспособить отдельные звенья политического управления к нуждам буржуазного общества.

II. Отмена крепостного права

19 февраля 1861 г. в день годовщины своего восшествия на престол Александр II подписал манифест об отмене крепостного права. Это – самая главная его реформа, именно за нее он вошел в историю как царь-освободитель.

Суть данной реформы:

  1. Крестьяне становились лично свободными, не зависели от власти помещиков;
  2. Крестьяне получали гражданские права – совершения сделок, быть собственниками земли и др.;
  3. Крестьяне наделялись землей за выкуп. Если денег у них не было – часть средств за землю помещику вносила казна, а крестьяне до полного погашения долга и процентов по нему считались временнообязанными и не могли уйти.
  4. Сохранялась крестьянская община – для большей легкости управления крестьянами, круговой порукой, погашением долга за должника всей общиной.

III. Центральные органы власти

Совет министров

В 1861 г. создается Совет министров как совещательный орган под председательством императора. Цель создания: оперативность решения вопросов в ходе проведения реформ, министры. Вопросы на его совещания вносил обычно сам император, он же созывал Совет министров.

Совет министров просуществовал до 1882 г.

Министерства

Продолжают свою деятельность, но расширяют свои функции, появляются некоторые новые министерства.

МВД – кроме основных функций – проведение крестьянской реформы, контроль за крестьянским управлением, печатью, вопросы почты, др.

Минюст – проведение судебной реформы, получило в свой состав от МВД Главное тюремное управление и все тюрьмы.

Минфин – увеличение доходов – ликвидация винных откупов, введение акцизного сбора.

Военное министерство – создан Галвный штаб по управлению войсками.

Изменения коснулись и остальные министерства.

В 1865 г. вводится новое министерство – министерство путей сообщения – вопросы железных дорог.

Госсовет

Он остается высшим законосовещательным органом, осуществляет доработку законопроектов. Период его наивысшей активности – 60-70 е гг. 19 в., затем он становится местом «почетной ссылки» высших чиновников, местом сбора старцев.

Кроме Госсовета роль в рассмотрении законопроектов – у 2-го отделения С.Е.И.В. канцелярии – создание, редактирование, переиздание законов.

Сенат

В ходе реформ вел также активную деятельность, в 1872 г. создается «Особое присутствие для суждения дел о государственных преступлениях и противозаконных сообществах» — высший суд по политическим делам.

С 1866 г. в Сенате созданы кассационные департаменты для рассмотрения жалоб и протестов на решения местных судов по уголовным и гражданским делам с правом отмены решений в случаях нарушения судопроизводства и правом передачи дел на рассмотрение в другой суд.

В целом были усилены судебные и контрольно-судебные функции Сената.

IV. Земская реформа

В 1864 г. начинается земская реформа. Главная ее причина – развитие экономики и невозможность государства решать абсолютно все вопросы, включая местный уровень. В итоге было решено приобщать население к решению вопросов местного значения, приобщать к управлению.

В марте 1859 г. специальная комиссия при МВД решила передать ведение местных дел выборным учреждениям. Главная проблема при обсуждении – отграничить вопросы местных и государственных дел, разграничить их компетенцию. Александр II потребовал завершения разработки проекта к 1 января 1864 г. – и в этот день подписал «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

Главные положения реформы:

1. Земства вводились на европейской территории России – в 34 губерниях. За последующие годы, вплоть до 1917 г. — они открылись еще в 9 губерниях. Преимущественно они существовали в губерниях с помещиками и дворянами. Земств не было на окраинах губернии – боязнь сепаратизма и отделения (местные функции могли начать перерастать в политические в условиях большой империи и невозможности контроля на окраинах как в центре). К 1917 г. земств не было в 51 губернии – Кавказ, Сибирь, Туркестан, Прибалтика – здесь управление исключительно чиновниками из центра.

2. Земства вводились на уровне губернии и уезда – историки отмечают отсутствие четкой субординации. Земства не предусматривались в волостях – самой мелкой административной единице.

3. Существовали земские выборы на основе имущественного и социального цензов. Надо было иметь не менее 200 десятин земли или недвижимого имущество стоимостью до 15 тыс. руб. Мелкие землевладельцы, у которых полного ценза не было, избирали из своей среды уполномоченных. К выборам допускались домовладельцы, фабриканты, купцы, горожане – все, кто владел торговыми или промышленными заведениями с годовым доходом 6 тыс. руб.

Для избрания уездного земского собрания существовали 3 курии – землевладельцев, крестьян, собственников недвижимости в городе. Выборы от крестьян были многостепенными: село избирало представителей на волостной сход – он – на уездное земское собрание.

4. Выбирались:

  • уездное земское собрание (распорядительный орган);
  • уездная управа (исполнительный орган);
  • губернское земское собрание (распорядительный орган);
  • губернская управа (исполнительный орган).

5. Земства были всесословными учреждениями – к решению местных вопросов привлекались представители дворян, буржуазии, крестьян. Но в

целом в земствах преобладали дворяне – в 1865-67 гг. в уездных земских собраниях 41,64 % дворян, в губернских – 74,16 %. Крестьян было больше только в губерниях с отсутствовавшим помещичьим землевладением – пример, Вятская губерния.

6. Любое решение земства мог отменить губернатор – земство не было полностью самостоятельным даже в своих вопросах.

7. Вводился земский налог для покрытия расходов земств. Причем если ранее налог – по душам, то земства – право взимания налога с имущества – отсюда земская статистика, описание и оценка недвижимости.

Порядок функционирования земств:

Самодержавие создавало и механизм контроля за земством.

Функции земства:

В первую очередь – решение хозяйственных дел. Кроме того, это вопросы промышленности, торговли, народное образование, медицина, ветеринарное дело, статистика, вопросы агротехники и др.

Четко устанавливалась т.н. «демаркационная линия» между политическими вопросами и компетенцией земств. Все политические вопросы – губернатор, остальное – земства. Пример, в школе – подготовка учителей, строительство школ, их обслуживание – земства; а учебный процесс и администрация школ – губернатор.

Создавались земские школы, больницы, аптеки, система статистики.

Земская реформа получила противоречивые оценки. Например, В.И. Ленин: «Земство с самого начала было обречено на то, чтобы быть пятым колесом в телеге русского государственного управления …» (ПСС, том 5, с. 35).

Реформа городского самоуправления

В 1870 г. издано «Городовое положение». Суть реформы:

1. В городах учреждались бессословные органы самоуправления – распорядительный – городская дума и исполнительный – городская управа.

Во главе городской думы и городской управы одновременно был городской голова, который должен был утверждаться министром внутренних дел в крупных городах и губернатором в мелких.

2. Они избирались на 4 г. на основе имущественного ценза – платившие городские налоги – владельцы недвижимости в городе. Было 3 курии по уровню состоятельности.

3. Преимущество в органах самоуправления получали зажиточные горожане, практически не представлены были городские низы, а также интеллигенция, служащие, рабочие.

4. Городские думы подчинялись Сенату.

Функции городского самоуправления:

— благоустройство городов;

— противопожарные меры;

— школы и больницы;

— местная промышленность и торговля;

— сбор городских налогов;

V. Судебная реформа

Стала проводиться с ноября 1864 г. Стала самой последовательной по своей сути.

До реформы суд был сословным, целиком зависел от администрации. Царили тайна судопроизводства, телесные наказания, продажность, волокита, не было адвокатов.

Основные положения реформы:

  • вводились общие бессословные суды с одним порядком судопроизводства,
  • принцип независимости суда от администрации,
  • несменяемость судей,
  • гласность и состязательность судов.
  • введены институты присяжных заседателей (выбирались по жребию из населения) из населения и
  • вводились присяжные поверенные (адвокаты) которые оказывали юридическую помощь населению и обвиняемым.
  • Были отменены телесные наказания: розги, плети, шпицрутены, палки, наложение клейма на преступников и другие.

Созданы три типа судов: мировые (в городах и уездах), окружные (между губерниями) и судебные палаты (в крупных регионах). Единой для всех судов высшей инстанцией стал Сенат (коронный) суд.

НО: Непоследовательность реформы состояла в:

  • сохранение особых судов для крестьян (волостной суд), для духовенства (консистория) и для военных.
  • сохранились пытки в период следствия, продажность, волокита в судах.
  • новые судебные уставы действовали только в 44 губерниях из 82 губерний всей России. Хотя, в целом, Россия сделала шаг к правовому государству, к европейскому буржуазному суду.

VI. Военная реформа

Радикальный характер носили которые 12 лет (1862-1874 гг.) проводил самый выдающийся за всю историю России военный министр Д.А. Милютин.

Основные положения реформ:

  • отменены телесные наказания в армии, улучшилась боевая подготовка войск.
  • с 1862 г. армия обеспечивалась нарезным оружием, артиллерией.
  • вся страна поделена на 15 военных округов.
  • 1 января 1874 г. рекрутские наборы (из крестьян, рабочих и ремесленников) заменены всеобщей воинской повинностью всех мужчин с 20 лет без различия сословий.
  • сокращены сроки службы в армии. Вместо 25 лет — в сухопутных войсках – 6 лет (плюс 9 лет в запасе), на флоте — 7 лет (3 года в запасе).

Предоставлялись льготы в сроке службы в зависимости от уровня образования: выпускники вузов служили 6 месяцев, гимназий — 1,5 г., начальных школ – 4 года.

Военные реформы сделали армию более мобильной, хорошо организованной, грамотной (солдат учили грамоте, также воспитывали их) и, главное, боеспособной, что проявилось уже в русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов.

VII. Значение реформ

  1. Развитие представительства в управлении.
  2. Относительная деконцентрация управления.
  3. Сохранение излишней централизации.
  4. Сохранение преобладающей роли дворянства в управлении.
  5. Отсутствие общей концепции реформ.

В.И. Ленин: «первый шаг» самодержавия на пути превращения в буржуазную монархию.

Реформы 60 — 70 гг. вошли в историю как великие буржуазные реформы экономического, социального и политического уклада страны. Россия превращалась из феодальной в буржуазную монархию. Но ни одна из реформ не стала полностью последовательной. Нетронуты многие дворянские привилегии, особенно в местном управлении, не затронуты верхние этажи власти. Самодержавие и полицейский строй сохранились. Но, в целом, Россия сделала крупную подвижку к рыночному, правовому, сильному, отчасти демократическому и цивилизованному государству. Что сказалось на подъёме социально-экономической жизни России к концу 19 века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *