Возрождение культуры в русских землях в XIII–XV вв.

В данном периоде выделяются два этапа.

1) с 1240 г. и до середины 14 в., который характеризуется заметным упадком во всех областях культуры. Это связано с монголо-татарским нашествием и одновременной экспансией немецких, шведских, литовских, польских и венгерских феодалов.

2) вторая половина 14-15 вв. Он отмечен подъемом национального самосознания и возрождением русской культуры. В результате иноземного вторжения центр общественно-политической и культурной жизни сместился на северо-восток, где постепенно устанавливалась гегемония Москвы.

1й период

Причина упадка – нашествие монголо-татар.

Следствие:

— гибель людей;

— падение ремесла, исчезновение навыков изготовления;

— на полвека прекратилось каменное строительство;

— разрушены городские соборы;

— сгорели литературные памятники

— почти прервалось летописание.

Факторы развития:

— освоение новых территорий,

— успехи в хозяйственном развитии,

— возвышение Москвы,

— идея единства Русской земли и борьбы с иноземным владычеством.

«старое» «новое»
Береста, пергамент Бумага, более удобна чем береста, и более дешевая, чем пергамент
Монастыри остаются крупнейшими центрами книжного дела Книг стало больше, они подешевели
Сложились новые центры летописания – Псков, Ростов, Суздаль, Москва.
Техника письма
Устав – когда буквы выписывались с необычайной точностью и торжественностью Полуустав – более беглое и свободное письмо.
Устное народное творчество
Наивысшего расцвета достиг эпос. Любимым героем стал Владимир Красное Солнышко, а Киев представал как воплощение единства Русского государства.

Сохранили своеобразие новгородские былины. Главные герои – Василий Буслаев и Садко.

Продолжают создаваться жития святых. Пример – житие Александра Невского, житие Михаила Тверского.

Новый жанр – исторические песни. Героями были простые люди, совершившие подвиги в борьбе с завоевателями.

Грустные песни посвящались русским девушкам-полонянкам, за образами которых сказители имели в виду страдающую под иностранным владычеством Русь.

Воинская повесть стала наиболее распространенным жанром русской литературы. «Повесть о разорении Рязани Батыем», главной идеей которой было – лучше умереть, чем жить в неволи.

Зодчество
С конца 13 века возобновилось каменное строительство. Тверь – собор Спаса Преображения. Во 2 половине 14 века начинается каменное строительство в Москве. При Иване Калите – Успенский и Архангельский соборы, церкви Иоанна Лествичника и Спаса на Бору. Возведен белокаменный Кремль, единственный тогда во всей Северо-Восточной Руси. Новые здания возводились в духе традиций владимирского зодчества, как знак преемственности столичного положения Москвы.

Одним из центров каменного зодчества становится Новгород. Храмы – церковь Федора Стретилата и церковь Спаса Преображения, — поражают легкостью, нарядностью и торжественности форм, в отличии от суровых храмов домонгольского времени.

Своеобразным было и зодчество Пскова. Здесь получило развитие оборонное строительство, из-за пограничного положения. Большой каменный кремль Пскова и каменная крепость Изборск.

Живопись
С 14 века начался расцвет русской живописи.

Феофан Грек – 70е годы 14 века. Работал в Новгороде, затем в Москве. Работал в несвойственной византийской живописи манере. Выписывал фигуры святых так, что они не выглядели застывшими, а находились как бы в движении. Экспериментировал с цветом. Его творения – икона Донской Божьей Матери, росписи церкви Рождества Богородицы в Москве, Архангельский собор, иконостас Благовещенского собора.

Иконостасы как самобытное культурное явление появилось на Руси в конце 14 века. Византийская культура не знала развитых иконостасов. Иконы, поставленные в несколько рядов, образуют стену, отделяющую алтарь от остальной части церкви. Иконы располагаются в строгом порядке.

2й период

Изменение восприятия мира:

— раздвинулись границы известного мира. Более регулярным стало общение с представителями западноевропейских стран, что позволяло знакомиться с их культурой, традициями, бытом, модой.

— превращение Москвы в центр освободительной борьбы и политической жизни русских земель привело к изменению в сознании людей образа великих князей. Они – лидеры государства, ведущего справедливую освободительную войну.

Укрепление православной веры:

— заключение Флорентийской унии в 1439 году — договор, заключённый в 1439 году между православной и римско-католической церквями и формально объединивший их (подчинивший греко-православную церковь римско-католической). Флорентийская уния была отвергнута собором русского духовенства и объявлена ересью, поддержавший ее митрополит Киевский и всея Руси Исидор по возвращении в Москву был заточен в монастырь.

— падение Византии.

Это определило понимание, что отныне Русь становится последним оплотом православия в мире.

Особенности русской культуры 15-начала 16 века:

  1. Превращение Москвы в центр освободительной борьбы и политической жизни привело к изменению в сознании людей образа великих князей.
  2. Культура Российского государства впитывала в себя лучшие достижения отдельных русских земель.
  3. Главной темой художественных произведений стало укрепление мощи Русского государства.
  4. Расширение культурных контактов с другими странами

Развитие общественной мысли и летописания

  1. Идея обоснования права московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть. Нашла отражение в «Сказании о князьях Владимирских». Идея – московские князья вели свое происхождение от римского императора Августа. А преемственность Владимира Мономаха определялась передачей ему царских регалий византийским императором Константином Мономахом.
  2. Идея «Москва – третий Рим». Сформулирована псковским монахом Филафеем в посланиях к Василию 3. Мировой центр христианства перемещался из Рима «ветхого» во «Второй Рим» — Константинополь, а оттуда в Москву. Византия изменида христианству, пойдя на унию с католиками, что и привело к ее гибели. Москва же осталась верна православию и потому теперь является центром истинного христианства, Третьим Римом. Это была и проповедь национальной исключительности.
  3. В 15 в. возродилось общерусское летописание. Московские летописцы провели большую работу по объединению и обработке разрозненных местных летописей. Все московские летописи (Троицкая и созданная в 1479 году) – основная мысль: необходимость государственного единства и сильной центральной власти, Москва является наследницей и преемницей Киева и Владимира, что подчеркивалось тем, что все начинались с «Повести временных лет».

Литература

Центральной темой в русской литературе XIV—XV веков была борьба против иноземных захватчиков. Одним из распространённых жанров становится воинская повесть. В основе произведений этого жанра лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные люди. Победа на поле Куликовом в 1380 году привела к необычайному подъёму в настроениях русских людей, придала им уверенность в своих силах, вызвала желание отразить это событие в различных видах творческой деятельности. Под её воздействием возник так называемый куликовский цикл произведений. Многие из них были созданы как народные сказания и впоследствии записаны или пересказаны в летописях.

1)Одним из первых восславил Куликовскую битву СафонийРязанец в поэме «Задонщина». Очень многие художественные приёмы, которыми пользовался автор «Задонщины», перекликаются со «Словом о полку Игореве». Он не только гордится ратным подвигом, но и скорбит по погибшим героям. В то же время автор — рязанский боярин — подчёркивает особую роль Москвы в достижении победы, а князя Дмитрия Ивановича представляет как подлинного организатора всех русских сил.

2)Под большим влиянием «Слова о полку Игореве» и «Задонщины» находился неизвестный автор воинской повести «Сказание о Мамаевом побоище». Он проклинает Мамая, гневно осуждает поведение рязанского князя Олега, обвиняя его в предательстве. Как и «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» воспевает великого князя Дмитрия Ивановича, восхищается подвигом русских воинов и духом воссозданного воинского братства: «Все бо един за единого хощетумерети и друг за друга готовы головы свои положити».

Патриотические мотивы звучат и в таком литературном жанре, как хождения, т. е. путевые заметки.

— Тверской купец Афанасий Никитин в 1466 году отправился с торговыми целями на Северный Кавказ. Превратности судьбы привели к тому, что эта поездка вылилась в многолетнее путешествие по Востоку — Ирану и Индии. В Индии он прожил три года, изучил местный язык. С уважением относясь к индийскому народу, Афанасий Никитин с глубоким вниманием изучал его быт, культуру, религию. Итогом наблюдений и размышлений русского купца стала книга «Хождение за три моря». Находясь далеко от родины, русский купец молит Бога о её спасении: «Да сохранит Бог землю Русскую! Боже, сохрани её! В сём мире нет подобной земли…» Он тревожится за её судьбу: «Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Да устроится земля Русская!»

Особое место в литературе занимает «Хронограф»сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории. В 1512 году появилась первая редакция русского «Хронограф», который рассматривает русскую историю как часть всемирной. Автор неизвестен.

Сохраняется популярность жития святых – «Житие Сергия Радонежского» (автор – Епифаний Премудрый).

Зодчество

Развитию зодчества способствовали:

  1. Положение Москвы как столицы возрожденной Руси.
  2. Иван 3 приглашает архитекторов из Италии и лучших со всей Руси.
  3. Каменное строительство начинает вытесняться кирпичным.

Так итальянец Аристотель Фиораванти возрождает изготовление кирпичей. Строится новый Московский Кремль. Возводятся Успенский и Архангельский соборы. Они были построены из кирпича, а из камня выкладывали фундамент и детали для украшения зданий. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари построили в Кремле Грановитую палату.

  1. Московский кремль строится как резиденция великих князей.
  2. Крупное строительство в Новгороде. Построена Грановитая палата.

Живопись

В Москве складывается собственная школа живописи. Художники отказываются от византийской суровости и аскетизма. В своих произведениях создают образы живых людей, передавали душевные переживания.

  1. Андрей Рублев. Расписывал вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца Благовещенский собор Московского Кремля. Вместе с Даниилом Черным расписывает собор Троице-Сергиева монастыря. Самая известная работа Рублева – икона «Троица»,- часть иконостаса Троицкого собора. Творчество Андрея Рублева – завершение процесса отделения русской живописи от византийской.
  2. Монах Дионисий. Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды их жизненного пути.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *