Возрождение культуры в русских землях в XIII–XV вв.

В данном периоде выделяются два этапа.

1) с 1240 г. и до середины 14 в., который характеризуется заметным упадком во всех областях культуры. Это связано с монголо-татарским нашествием и одновременной экспансией немецких, шведских, литовских, польских и венгерских феодалов.

2) вторая половина 14-15 вв. Он отмечен подъемом национального самосознания и возрождением русской культуры. В результате иноземного вторжения центр общественно-политической и культурной жизни сместился на северо-восток, где постепенно устанавливалась гегемония Москвы.

1й период

Причина упадка – нашествие монголо-татар.

Следствие:

— гибель людей;

— падение ремесла, исчезновение навыков изготовления;

— на полвека прекратилось каменное строительство;

— разрушены городские соборы;

— сгорели литературные памятники

— почти прервалось летописание.

Факторы развития:

— освоение новых территорий,

— успехи в хозяйственном развитии,

— возвышение Москвы,

— идея единства Русской земли и борьбы с иноземным владычеством.

«старое» «новое»
Береста, пергамент Бумага, более удобна чем береста, и более дешевая, чем пергамент
Монастыри остаются крупнейшими центрами книжного дела Книг стало больше, они подешевели
Сложились новые центры летописания – Псков, Ростов, Суздаль, Москва.
Техника письма
Устав – когда буквы выписывались с необычайной точностью и торжественностью Полуустав – более беглое и свободное письмо.
Устное народное творчество
Наивысшего расцвета достиг эпос. Любимым героем стал Владимир Красное Солнышко, а Киев представал как воплощение единства Русского государства.

Сохранили своеобразие новгородские былины. Главные герои – Василий Буслаев и Садко.

Продолжают создаваться жития святых. Пример – житие Александра Невского, житие Михаила Тверского.

Новый жанр – исторические песни. Героями были простые люди, совершившие подвиги в борьбе с завоевателями.

Грустные песни посвящались русским девушкам-полонянкам, за образами которых сказители имели в виду страдающую под иностранным владычеством Русь.

Воинская повесть стала наиболее распространенным жанром русской литературы. «Повесть о разорении Рязани Батыем», главной идеей которой было – лучше умереть, чем жить в неволи.

Зодчество
С конца 13 века возобновилось каменное строительство. Тверь – собор Спаса Преображения. Во 2 половине 14 века начинается каменное строительство в Москве. При Иване Калите – Успенский и Архангельский соборы, церкви Иоанна Лествичника и Спаса на Бору. Возведен белокаменный Кремль, единственный тогда во всей Северо-Восточной Руси. Новые здания возводились в духе традиций владимирского зодчества, как знак преемственности столичного положения Москвы.

Одним из центров каменного зодчества становится Новгород. Храмы – церковь Федора Стретилата и церковь Спаса Преображения, — поражают легкостью, нарядностью и торжественности форм, в отличии от суровых храмов домонгольского времени.

Своеобразным было и зодчество Пскова. Здесь получило развитие оборонное строительство, из-за пограничного положения. Большой каменный кремль Пскова и каменная крепость Изборск.

Живопись
С 14 века начался расцвет русской живописи.

Феофан Грек – 70е годы 14 века. Работал в Новгороде, затем в Москве. Работал в несвойственной византийской живописи манере. Выписывал фигуры святых так, что они не выглядели застывшими, а находились как бы в движении. Экспериментировал с цветом. Его творения – икона Донской Божьей Матери, росписи церкви Рождества Богородицы в Москве, Архангельский собор, иконостас Благовещенского собора.

Иконостасы как самобытное культурное явление появилось на Руси в конце 14 века. Византийская культура не знала развитых иконостасов. Иконы, поставленные в несколько рядов, образуют стену, отделяющую алтарь от остальной части церкви. Иконы располагаются в строгом порядке.

2й период

Изменение восприятия мира:

— раздвинулись границы известного мира. Более регулярным стало общение с представителями западноевропейских стран, что позволяло знакомиться с их культурой, традициями, бытом, модой.

— превращение Москвы в центр освободительной борьбы и политической жизни русских земель привело к изменению в сознании людей образа великих князей. Они – лидеры государства, ведущего справедливую освободительную войну.

Укрепление православной веры:

— заключение Флорентийской унии в 1439 году — договор, заключённый в 1439 году между православной и римско-католической церквями и формально объединивший их (подчинивший греко-православную церковь римско-католической). Флорентийская уния была отвергнута собором русского духовенства и объявлена ересью, поддержавший ее митрополит Киевский и всея Руси Исидор по возвращении в Москву был заточен в монастырь.

— падение Византии.

Это определило понимание, что отныне Русь становится последним оплотом православия в мире.

Особенности русской культуры 15-начала 16 века:

  1. Превращение Москвы в центр освободительной борьбы и политической жизни привело к изменению в сознании людей образа великих князей.
  2. Культура Российского государства впитывала в себя лучшие достижения отдельных русских земель.
  3. Главной темой художественных произведений стало укрепление мощи Русского государства.
  4. Расширение культурных контактов с другими странами

Развитие общественной мысли и летописания

  1. Идея обоснования права московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть. Нашла отражение в «Сказании о князьях Владимирских». Идея – московские князья вели свое происхождение от римского императора Августа. А преемственность Владимира Мономаха определялась передачей ему царских регалий византийским императором Константином Мономахом.
  2. Идея «Москва – третий Рим». Сформулирована псковским монахом Филафеем в посланиях к Василию 3. Мировой центр христианства перемещался из Рима «ветхого» во «Второй Рим» — Константинополь, а оттуда в Москву. Византия изменида христианству, пойдя на унию с католиками, что и привело к ее гибели. Москва же осталась верна православию и потому теперь является центром истинного христианства, Третьим Римом. Это была и проповедь национальной исключительности.
  3. В 15 в. возродилось общерусское летописание. Московские летописцы провели большую работу по объединению и обработке разрозненных местных летописей. Все московские летописи (Троицкая и созданная в 1479 году) – основная мысль: необходимость государственного единства и сильной центральной власти, Москва является наследницей и преемницей Киева и Владимира, что подчеркивалось тем, что все начинались с «Повести временных лет».

Литература

Центральной темой в русской литературе XIV—XV веков была борьба против иноземных захватчиков. Одним из распространённых жанров становится воинская повесть. В основе произведений этого жанра лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные люди. Победа на поле Куликовом в 1380 году привела к необычайному подъёму в настроениях русских людей, придала им уверенность в своих силах, вызвала желание отразить это событие в различных видах творческой деятельности. Под её воздействием возник так называемый куликовский цикл произведений. Многие из них были созданы как народные сказания и впоследствии записаны или пересказаны в летописях.

1)Одним из первых восславил Куликовскую битву СафонийРязанец в поэме «Задонщина». Очень многие художественные приёмы, которыми пользовался автор «Задонщины», перекликаются со «Словом о полку Игореве». Он не только гордится ратным подвигом, но и скорбит по погибшим героям. В то же время автор — рязанский боярин — подчёркивает особую роль Москвы в достижении победы, а князя Дмитрия Ивановича представляет как подлинного организатора всех русских сил.

2)Под большим влиянием «Слова о полку Игореве» и «Задонщины» находился неизвестный автор воинской повести «Сказание о Мамаевом побоище». Он проклинает Мамая, гневно осуждает поведение рязанского князя Олега, обвиняя его в предательстве. Как и «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» воспевает великого князя Дмитрия Ивановича, восхищается подвигом русских воинов и духом воссозданного воинского братства: «Все бо един за единого хощетумерети и друг за друга готовы головы свои положити».

Патриотические мотивы звучат и в таком литературном жанре, как хождения, т. е. путевые заметки.

— Тверской купец Афанасий Никитин в 1466 году отправился с торговыми целями на Северный Кавказ. Превратности судьбы привели к тому, что эта поездка вылилась в многолетнее путешествие по Востоку — Ирану и Индии. В Индии он прожил три года, изучил местный язык. С уважением относясь к индийскому народу, Афанасий Никитин с глубоким вниманием изучал его быт, культуру, религию. Итогом наблюдений и размышлений русского купца стала книга «Хождение за три моря». Находясь далеко от родины, русский купец молит Бога о её спасении: «Да сохранит Бог землю Русскую! Боже, сохрани её! В сём мире нет подобной земли…» Он тревожится за её судьбу: «Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Да устроится земля Русская!»

Особое место в литературе занимает «Хронограф»сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории. В 1512 году появилась первая редакция русского «Хронограф», который рассматривает русскую историю как часть всемирной. Автор неизвестен.

Сохраняется популярность жития святых – «Житие Сергия Радонежского» (автор – Епифаний Премудрый).

Зодчество

Развитию зодчества способствовали:

  1. Положение Москвы как столицы возрожденной Руси.
  2. Иван 3 приглашает архитекторов из Италии и лучших со всей Руси.
  3. Каменное строительство начинает вытесняться кирпичным.

Так итальянец Аристотель Фиораванти возрождает изготовление кирпичей. Строится новый Московский Кремль. Возводятся Успенский и Архангельский соборы. Они были построены из кирпича, а из камня выкладывали фундамент и детали для украшения зданий. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари построили в Кремле Грановитую палату.

  1. Московский кремль строится как резиденция великих князей.
  2. Крупное строительство в Новгороде. Построена Грановитая палата.

Живопись

В Москве складывается собственная школа живописи. Художники отказываются от византийской суровости и аскетизма. В своих произведениях создают образы живых людей, передавали душевные переживания.

  1. Андрей Рублев. Расписывал вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца Благовещенский собор Московского Кремля. Вместе с Даниилом Черным расписывает собор Троице-Сергиева монастыря. Самая известная работа Рублева – икона «Троица»,- часть иконостаса Троицкого собора. Творчество Андрея Рублева – завершение процесса отделения русской живописи от византийской.
  2. Монах Дионисий. Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды их жизненного пути.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.