ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Термин «экология» был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки. Возникшие в процессе времени проблем охраны окружающей природной среды ныне приобрели глобальный характер. Разрешить их возможно лишь совместными усилиями всего мирового сообщества. Важную роль в разрешении этих проблем призвано сыграть право как одно из эффективных средств регулирования общественных отношений.

Экологическое право — это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей (2, ст. 1).

Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Субъектами экологических правоотношений, т.е. его участниками, являются граждане, юридические лица, государство и его органы. Степень и характер их участия в экологических правоотношениях далеко не одинаковы. Граждане и юридические лица выступают в большинстве случаев как потребители природных ресурсов, что не исключает их активного участия в охране этих ресурсов. Государственные органы осуществляют регулирование использования и охраны окружающей природной среды.

Объекты экологических правоотношений подразделяются в юридической литературе на три категории:

· интегрированные — окружающая природная среда в целом;

· дифференцированные — отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса и иная растительность, атмосферный воздух, животный мир,

генетический фонд, природные ландшафты);

· особо охраняемые — государственные природные заповедники, на-циональные природные парки, природные заказники, памятники при-роды, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности их участников. Права и обязанности субъектов экологических правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому содержанию права одного участника правоотношения, как правило, корреспондирует соответствующая обязанность другой стороны. Особое значение для характеристики экологических правоотношений имеют права граждан. Права человека вообще, в том числе и в области экологических правоотношений, стали краеугольным камнем, одним из основных постулатов современной цивилизации. На их основе пытаются решать многие проблемы современности, в том числе и экологические.

Согласно Конституции РФ (1, ст. 42) каждый имеет право на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Предусматривается и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (1, ст. 58). Аналогичные права и обязанности граждан предусмотрены и в Законе «Об охране окружающей среды». В законодательном порядке закреплено, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий (2, ст. 11).

Важную роль в обеспечении рационального использования и охраны окружающей природной среды играют государственные органы. Основными функциями управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются:

· нормотворческая деятельность по рациональному использованию и

охране окружающей природной среды;

· организаторская деятельность в данной сфере, в том числе планирование, финансирование, лицензирование;

· мониторинг окружающей природной среды, контроль и надзор за соблюдением природоохранного законодательства.

Обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды — задача всего государственного механизма, всех органов государственной власти. Вместе с тем в системе государственных органов выделяются специально уполномоченные органы, главной функцией которых является обеспечение рационального использования и охраны окружающей природной среды.

В соответствии с действующим законодательством (1, ст. 72), природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Поэтому субъекты Российской Федерации вправе устанавливать собственное правовое регулирование (1, ст. 76). Но законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон. Вне пределов ведения Российской Федерации действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. Также нужно отметить, что международные нормативные правовые акты (международные договоры, конвенции, резолюции и решения международных организаций, конференций и др.) являются составной частью нашей правовой системы (1, ст. 15) и имеют приоритетное значение. Если международным договором установлены правила, отличные от предусмотренных внутренним законодательством, то применяются правила международного договора.

Отличительной особенностью любых правовых норм является наличие в них санкций, то есть мер ответственности за нарушение, неисполнение или ненадлежащее исполнение норм права. Экологическое правонарушение — виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. (2, ст. 81).

С объективной стороны экологическое правонарушение представляет собой противоправное деяние, совершенное путем действия (например, незаконная вырубка деревьев) или бездействия (например, невыполнение правил охраны недр). Вина существует в двух формах: умысла (прямого и косвенного) и неосторожности (самонадеянности и небрежности). Например, незаконные охота, добыча рыб и других морских животных — это прямой умысел, а повреждение лесных массивов в связи с неосторожным обращением с огнем — это неосторожность.

Субъектом экологического правонарушения могут быть граждане и юридические лица. Субъективная сторона экологического правонарушения представляет собой психическую деятельность, связанную с совершением правонарушения. Обязательным признаком ее является вина субъекта правонарушения в совершенном им деянии. Также признакам состава правонарушения относятся цель совершения деяния и мотивы, под влиянием которых совершено правонарушение. Эколого-правовая ответственность проявляется в уголовной, административной, гражданско-правовой формах юридической ответственности. Законодательство предусматривает еще и трудовую ответственность (с ее разновидностями дисциплинарной и материальной). Правовые нормы, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства содержатся в Уголовном кодексе РФ, в Кодексе РФ об административных правонарушениях и других законодательных актах.

В заключение следует отметить, что, несмотря на все попытки государства и правительства оздоровить окружающую среду, экологические отношения

продолжают развиваться в неблагоприятном для природы и общества направлении. Промышленные предприятия в погоне за сверхприбылью пытаются всячески обойти нормы экологического права. К сожалению, контролирующие органы не могут или не хотят применять к нарушителям должные меры взыскания. Безнаказанность и безответственность на всех уровнях пагубно сказывается на экологической ситуации в стране и соответственно на здоровье настоящего и будущего поколений людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *