Конституционные основы противодействия коррупции в Республике Беларусь

В Республике Беларусь противодействие коррупции имеет государственно-идеологическую основу и программу с четко поставленными целями по ликвидации либо нейтрализации причин и условий, способствующих совершению правонарушений коррупционной направленности.

Международным и национальным опытом доказано, что коррупции невозможно противостоять путем осуществления разрозненных, фрагментарных мероприятий по отдельным направлениям. Понизить ее уровень возможно, лишь реализуя целостную систему последовательных действий, среди которых выделяют комплекс научных, организационных, экономических, социальных, политических и правовых мер.

Правовые меры являются одним из основных средств противодействия коррупции. Они служат условием и залогом успешного, долговременного и четкого воплощения всех других мер, поскольку для достижения целей, поставленных в рамках борьбы с коррупцией, и решения наиболее важных проблем и вопросов в этом направлении законодательство, как правило, создает стабильную основу, а уже реализация правовых актов обеспечивает их реальную эффективность.

Законодательство о борьбе с коррупцией основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 165-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон N 165-З), Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон N 305-З), который вступит в силу 24 января 2016 г., международных договоров Республики Беларусь, иных актов законодательства Республики Беларусь, регламентирующих борьбу с коррупцией, а также Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Республики Беларусь и иных законодательных актов, в рамках которых устанавливается ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения.

Международные акты в сфере борьбы с коррупцией констатируют, что коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, справедливому функционированию рыночной экономики и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку [1; 2; 3].

Перечисленным благам и сферам общественных отношений, являющимся объектами воздействия коррупционного поведения, Конституция Республики Беларусь придает статус основ конституционного строя и содержания прав и свобод человека и гражданина, что, в свою очередь, находит отражение в различных отраслях законодательства.

Несмотря на то что Конституция Республики Беларусь устанавливает исходные положения для регулирования наиболее важных общественных отношений, тем не менее, следует обратить внимание на то, что непосредственно в Конституции Республики Беларусь конкретные меры борьбы с коррупцией (как, впрочем, и меры борьбы с иными негативными явлениями, представляющими угрозу обществу и государству) не закреплены.

Однако, с учетом того что конституционные ценности и принципы представляют собой фундаментальные, обобщенные, стратегические приоритеты развития общества и государства, принципы, система мер борьбы с коррупцией, обозначенные соответственно в ст. 4 — 5 Закона N 165-З и ст. 4 — 5 Закона N 305-З, а также иные положения Закона N 165-З и Закона N 305-З и в целом антикоррупционного

законодательства, призванные способствовать созданию необходимых условий для защиты основ государственного строя от преступных посягательств, вытекающих из проявлений коррупции, и для полного обеспечения государственными органами, иными организациями, государственными должностными и приравненными к ним лицами прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц, базируются, прежде всего, на принципах и нормах Конституции Республики Беларусь.

В частности, принцип законности, являясь универсальным общеправовым принципом, который в рамках позитивистского подхода к пониманию права часто отождествляется с принципом верховенства права, выражается в том, что все участники общественных отношений должны четко и неукоснительно исполнять и соблюдать требования законодательства, учитывать иерархическое соотношение нормативных правовых актов, исходя из верховенства Конституции Республики Беларусь.

Таким образом, законность — это состояние постоянного и точного выполнения требований качественного и справедливого законодательства, обеспечиваемое неотвратимостью применения мер государственного принуждения в случае нарушений. Кроме того, режим законности понимается как определенное состояние реального уровня соответствия действующих общественных отношений законам и другим нормативным актам.

Принцип законности нашел свое воплощение во многих статьях Конституции Республики Беларусь, и прежде всего в ст. 7 Конституции Республики Беларусь. В части второй статьи 7 Конституции Республики Беларусь закреплено положение о том, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства, а в части третьей статьи 7 Конституции Республики Беларусь — о том, что правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции Республики Беларусь, не имеют юридической силы.

О главенствующей роли Конституции Республики Беларусь в системе законодательства Республики Беларусь свидетельствует и статья 137 Конституции Республики Беларусь, в рамках которой четко установлено, что она обладает высшей юридической силой, что законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, а в случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь.

Сущность принципа законности в некоторой степени отражена и в статье 8 Конституции Республики Беларусь, на основании которой Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. В то же время часть третья статьи 8 Конституции Республики Беларусь содержит норму о том, что не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции Республики Беларусь.

Применительно к сфере борьбы с коррупцией принцип законности проявляется в том, что все государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, и их специальные подразделения, государственные органы и иные организации, участвующие в борьбе с коррупцией, должны действовать в рамках полномочий, предоставленных им законодательством Республики Беларусь. Гарантией реализации принципа законности при осуществлении борьбы с коррупцией и участии в борьбе с коррупцией является детальное закрепление прав и

обязанностей субъектов этой борьбы в законодательстве [4, с. 39]. Законность в области противодействия коррупции предполагает также «точное исполнение закона лицами, которые могут быть субъектами коррупционных правоотношений, что исключает коррупционные проявления в их деятельности; и точное исполнение закона гражданами и организациями, которые не должны инициировать коррупционные отношения» [5, с. 22].

Принцип справедливости, являясь основополагающим принципом права, из которого вытекают и конкретизируются другие принципы (такие как равенство граждан перед законом, неотвратимость ответственности, личная виновная ответственность, принцип гуманизма), также закреплен в Законе N 165-З и Законе N 305-З в качестве принципа борьбы с коррупцией.

Применительно к деятельности по борьбе с коррупцией принцип справедливости заключается в том, что все коррупционные правонарушения и правонарушения, создающие условия для коррупции, выявляются; лица, виновные в их совершении, привлекаются к установленной законодательством ответственности; возмещается вред, причиненный такими правонарушениями; осуществляется изъятие (взыскание) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно полученных работ, услуг; отменяются решения, принятые в результате совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений.

Кроме того, в рамках статьи 5 Закона N 165-З и статьи 5 Закона N 305-З в качестве самостоятельной меры по борьбе с коррупцией предусмотрена необходимость восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации иных вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений.

Воплощением принципа справедливости является принцип равенства перед законом, закрепленный в статье 22 Конституции Республики Беларусь, согласно которой все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. В связи с этим любое лицо, права которого нарушены совершением коррупционного правонарушения или правонарушения, создающего условия для коррупции, имеет право обратиться за защитой нарушенных прав и на их восстановление.

Кроме того, правовые основы справедливости и равенства заключаются и в том, что лица, совершившие коррупционные и создающие условия для коррупции преступления или административные правонарушения, равны перед законом и подлежат юридической ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип равенства предусмотрен и статьей 11 Конституции Республики Беларусь, с учетом того что иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами.

В рамках конституционных основ противодействия коррупции принцип равенства находит свое отражение в статье 14 Конституции Республики Беларусь, закрепляющей положение о том, что государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.

Отдельного внимания заслуживает статья 13 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, с учетом того что в системе мер борьбы с коррупцией, закрепленной в абзаце тринадцатом статьи 5 Закона N 165-З и абзаце пятнадцатом части 1 статьи 5 Закона N 305-З, определена необходимость сочетания борьбы с коррупцией с созданием экономических и социальных предпосылок для устранения причин коррупции.

Статья 39 Конституции Республики Беларусь, гарантирующая право граждан Республики Беларусь на равный доступ к любым должностям в государственных органах в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, способствует реализации такой меры по борьбе с коррупцией, как совершенствование системы государственных органов, кадровой работы. В результате государственные должностные лица выполняют вытекающие из положений Конституции Республики Беларусь публичные функции, чем обусловливаются их специальный публично-правовой статус, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству.

Противодействию коррупции, несомненно, способствует реализация принципа гласности, которая в литературе определяется как открытая и полная информация всего населения о любой общественно значимой деятельности и возможности ее свободного и широкого обсуждения. В частности, в Большом юридическом словаре гласность раскрывается как общеправовой термин, означающий «максимальную открытость тех или иных общественно значимых процедур и процессов (деятельности органов представительной и исполнительной власти, судов, органов местного самоуправления, порядка избрания и формирования соответствующих органов, обсуждения законопроектов, разрешения различных споров, функционирования общественных объединений и т.д.) и широкое информирование о них населения» [6, с. 133].

Принцип гласности, являющийся принципом борьбы с коррупцией, отвечает требованиям статьи 34 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. В свою очередь государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав. Кроме того, норма, закрепленная в части третьей статьи 7 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом, также отражает сущность принципа гласности.

Таким образом, именно обеспечение гласности в деятельности государственных должностных и приравненных к ним лиц отвечает идее полноценного государственного управления,

предполагающего подконтрольность власти обществу. Государства, в которых сформирован механизм информационной открытости власти, как правило, являются менее коррумпированными. В данном контексте принцип гласности несет и превентивную антикоррупционную нагрузку, заключающуюся в том, что, во-первых, открытость деятельности органов государственной власти сокращает коррупционные возможности, во-вторых, высвечивает любые отклонения и нарушения, помогая работе правоохранительных органов, в-третьих, позволяет гражданам и организациям включиться в процесс противодействия коррупции.

В статье 4 Закона N 165-З и статье 4 Закона N 305-З гласность представлена как один из принципов борьбы с коррупцией. Наряду с этим обеспечение гласности в деятельности государственных должностных и приравненных к ним лиц, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь, закреплено в абзаце седьмом статьи 5 Закона N 165-З и абзаце седьмом части 1 статьи 5 Закона N 305-З в качестве одной из мер борьбы с коррупцией.

Следовательно, принцип гласности в области противодействия коррупции выражается в увеличении прозрачности процесса принятия решений государственными органами, открытости и доступности законодательства о деятельности государственных органов и должностных лиц, информации о результатах их деятельности, обеспечении населению доступа к информации как о деятельности государственных органов, так и о борьбе с коррупцией в них.

Осуществление принципа гласности способствует также более активному вовлечению граждан в борьбу с коррупцией, сокращает коррупционные возможности государственных должностных и приравненных к ним лиц, облегчает деятельность органов, занимающихся борьбой с коррупцией, по выявлению коррупционных и создающих условия для коррупции правонарушений [4, с. 42]. В то же время следует иметь в виду, что гласность имеет пределы, поскольку законодательством о государственных секретах, служебной тайне, о деятельности некоторых государственных органов установлен запрет на распространение определенной информации.

Норма Конституции Республики Беларусь, содержащаяся в части второй статьи 2 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией Республики Беларусь, коррелируется с принципом неотвратимости ответственности, закрепленным абзацем шестым статьи 4 Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 165-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон N 165-З) и абзацем седьмым статьи 4 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон N 305-З).

Суть общеправового принципа неотвратимости ответственности состоит в обязательном выявлении и наказании всех лиц, совершивших правонарушения. Кроме того, необходимо учитывать и необходимость своевременного привлечения лица, виновного в совершении правонарушения, к ответственности. Аналогичным образом реализуется этот принцип и в рамках борьбы с коррупцией и заключается в том, что за каждое совершенное коррупционное или создающее условия для коррупции правонарушение лицо, виновное в его совершении, должно быть привлечено к юридической ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Не в последнюю очередь неотвратимость наказания гарантируется атмосферой общественной нетерпимости к различным проявлениям коррупционного поведения, осуждением служебной

нечистоплотности, возведением коррупции в степень аморального, безнравственного поведения [1]. Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений — это своеобразный показатель доверия власти и общества. Только в обстановке общественного доверия, уверенности в торжестве справедливости, в том, что виновное лицо понесет заслуженное наказание, граждане будут обращаться в правоохранительные органы, а не предпочтут навязанные им коррупционные схемы в качестве оптимальных путей реализации собственных интересов и проблем.

Принцип неотвратимости ответственности имеет большое значение и для реализации принципа приоритета мер предупреждения коррупции, появившегося в Законе N 305-З, поскольку неотвратимость ответственности, как правило, удерживает лицо от преступного деяния как тогда, когда оно еще только намеревается совершить преступление, так и тогда, когда, будучи осужденным за первое преступление, оно начинает осознавать неизбежность наказания за любое преступление в будущем.

Одним из основополагающих принципов права является принцип презумпции невиновности, закрепленный в статье 26 Конституции Республики Беларусь, заключающийся в том, что никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда, и в том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Принцип презумпции невиновности имеет непосредственное применение и в сфере противодействия коррупции, в то же время он взаимосвязан с принципом личной виновной ответственности, обозначенным в абзаце седьмом статьи 4 Закона N 165-З и абзаце восьмом статьи 4 Закона N 305-З. Принцип личной виновной ответственности реализуется, во-первых, посредством правильной квалификации содеянного при обязательном учете вины лица, совершившего преступление; во-вторых, в процессе назначения наказания личный виновный вклад лица в преступление учитывается при избрании ему меры наказания.

В итоге наказание за преступление должно носить сугубо личный характер. Это требование лежит в основе принципа индивидуализации наказания. Таким образом, применительно к рассматриваемой сфере общественных отношений лицо подлежит ответственности за совершение коррупционного или создающего условия для коррупции преступления только при установлении его вины с учетом индивидуализации наказания. При этом по общему правилу лицо не обязано доказывать свою невиновность.

Следование принципу презумпции невиновности призвано служить гарантией справедливого правосудия и соблюдения прав и свобод человека. С реализацией прав и свобод связан принцип гуманизма, предусмотренный различными статьями Конституции Республики Беларусь, который является также и неотъемлемым принципом борьбы с коррупцией. Он находит свое воплощение не только в рамках статьи 4 Закона N 165-З и статьи 4 Закона N 305-З, но и в иных положениях, содержащихся в законодательстве об ответственности за коррупционные и создающие условия для коррупции преступления и административные правонарушения.

Так, согласно статьям 2 и 21 Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. В связи с этим право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том

числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство, предусмотренное статьей 28 Конституции Республики Беларусь, также отражает сущность принципа гуманизма.

Обеспечению защиты прав и свобод способствуют и нормы статьи 23 Конституции Республики Беларусь, в рамках которой в соответствии с частью первой статьи 23 Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц; статьи 27 Конституции Республики Беларусь, в которой установлено, что никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников, а доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы; статьи 58 Конституции Республики Беларусь, устанавливающей, что никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав.

Следует также отметить, что обеспечению обозначенных и иных прав и реализации принципа гуманизма способствует обязанность каждого уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц, предусмотренная статьей 53 Конституции Республики Беларусь.

Принцип гуманизма выражается и в том, что лицу, совершившему преступление или правонарушение, должны быть назначены наказание или иная мера ответственности, необходимые и достаточные для его исправления. Наказание и иные меры ответственности не имеют своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Подтверждением тому служит статья 25 Конституции Республики Беларусь, часть третья которой закрепляет норму о том, что никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам, являющаяся логическим продолжением части первой статьи 25 Конституции Республики Беларусь, указывающей на то, что государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности, а ограничение или лишение личной свободы возможно только в случаях и порядке, установленных законом.

Это далеко не полная характеристика статей Конституции Республики Беларусь, в рамках которых в достаточной степени может быть раскрыт как принцип гуманизма, так и иные принципы. В то же время применительно к сфере борьбы с коррупцией с учетом содержания преамбулы Закона N 165-З и преамбулы Закона N 305-З принцип гуманизма можно сформулировать следующим образом: законодательство о борьбе с коррупцией направлено на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции.

Лицу, совершившему коррупционные и создающие условия для коррупции преступления или административные правонарушения, должна быть назначена мера уголовной или административной ответственности, необходимая и достаточная для исправления или воспитания лица, совершившего правонарушение. Меры ответственности в отношении физических лиц не имеют своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства, а в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — не имеют своей целью причинение вреда их деловой репутации.

Каждому, кто обвиняется в совершении коррупционных правонарушений, гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в соответствии с законодательством.

Каждый из охарактеризованных принципов, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, находит свое отражение и воплощение и в иных нормативных правовых актах, входящих в систему антикоррупционного законодательства Республики Беларусь [2].

Анализируя конституционные основы противодействия коррупции и учитывая, что коррупция угрожает стабильности и безопасности общества, нанося ощутимый урон его социально-экономическому и политическому развитию, и что «готовность к эффективной борьбе с коррупцией является важнейшим показателем цивилизованности государства, его приверженности к демократическим принципам и ценностям» [3], необходимо обратить внимание на статью 59 Конституции Республики Беларусь, содержащую положение о том, что государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Следует также иметь в виду, что государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности. Таким образом, реализация норм статьи 59 Конституции Республики Беларусь способствует осуществлению отдельных мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, и находит свое непосредственное отражение и закрепление в антикоррупционном законодательстве.

Кроме того, статья 60 Конституции Республики Беларусь каждому гарантирует защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Частью третьей статьи 115 Конституции Республики Беларусь предусмотрено право сторон и лиц, участвующих в процессе, на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.

Согласно статье 62 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

В некоторой степени так называемый антикоррупционный потенциал присутствует в тех положениях Конституции Республики Беларусь, в которых перечислены функции и компетенция государственных органов (высших должностных лиц). Например, Президент Республики Беларусь в соответствии со статьей 79 Конституции Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и

взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президентом Республики Беларусь осуществляется подбор и расстановка кадров, в том числе и в области противодействия коррупции. Решая кадровые вопросы в рассматриваемой сфере общественных отношений, Глава государства осуществляет непосредственное их регулирование. Статьей 85 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что Президент Республики Беларусь, являясь Главой государства, на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории страны, в том числе по вопросам борьбы с коррупцией [2]. Следовательно, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на Главу государства возложены важнейшие функции и задачи, в том числе осуществляемые посредством реализации мер, направленных на противодействие коррупции.

Аналогичным образом могут быть представлены закрепленные в Конституции Республики Беларусь и направленные на обеспечение мер борьбы с коррупцией полномочия иных высших должностных лиц, государственных органов: Правительства Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Судов Республики Беларусь, Прокуратур Республики Беларусь (в том числе государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией).

В то же время считаем целесообразным отметить, что деятельность обозначенных органов и порядок их взаимодействия в рассматриваемой сфере общественных отношений заслуживают отдельного внимания и могут быть охарактеризованы в рамках самостоятельного исследования. Тем не менее анализ положений антикоррупционного законодательства [2] показывает, что в целом все они имеют необходимые полномочия по обеспечению эффективного правового регулирования, совершенствованию правоприменительной практики в направлении обеспечения мер, направленных на борьбу с коррупцией, и формируются в соответствии с конституционными основами противодействия этому негативному явлению.

В связи с этим целесообразно сослаться на Послание Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2013 году», принятое решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 21.01.2014 N Р-915/2014 «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2013 году», в рамках которого отмечено, что утверждение во всех сферах государственной и общественной жизни конституционной законности, обеспечение конституционализации общественных отношений, формирование конституционной культуры являются обязанностью всех государственных и общественных институтов, должностных лиц и граждан.

Через осмысление и реализацию конституционных положений происходит становление человека и гражданина как носителя конституционных прав, свобод и обязанностей, активного участника конституционных отношений. Обозначенная позиция весьма актуальна и при характеристике антикоррупционной политики государства.

В заключение можно сделать вывод о том, что конституционализация общественных отношений предполагает прямое воздействие конституционных принципов и норм на социально-экономические и общественно-политические процессы посредством правовых механизмов обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь и ее прямого действия. В Конституции Республики Беларусь заложен значительный потенциал правовых преобразований. Путем толкования конституционных положений, выявления конституционно-правового смысла норм законодательных актов обогащается содержание Конституции Республики Беларусь,

осуществляется его приращение доктринальными положениями. Это многократно усиливает регулятивный потенциал Конституции Республики Беларусь, открывает простор ее прямому действию, позволяет гражданам и должностным лицам воспринимать Основной Закон нашего государства не просто как совокупность правовых норм и принципов, обладающих высшей юридической силой, а как наполненный реальным содержанием общественный договор, на основе которого достигаются общественное согласие и доверие между личностью, обществом и государственной властью [4].

Таким образом, будучи Основным Законом, обладающим высшей юридической силой, Конституция Республики Беларусь представляет собой фундамент, юридическую основу проводимых в государстве и обществе преобразований, определяет характер взаимоотношений общества и государственной власти, главные направления развития государства, его ценностные установки, в том числе и в рамках противодействия коррупции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *