Особенности осуществления государственного контроля в сфере добычи водных биологических ресурсов

Система охранительных мер включает в себя два компонента:

1) организационный (органы и учреждения, осуществляющие полномочия по управлению, а также функции контроля и надзора);

2) правовой (установление запретов и норм об ответственности за их нарушение).

Федеральная служба безопасности Российской Федерации, осуществляет государственный контроль в сфере добычи водных биологических ресурсов на основании приказа ФСБ России от 25.12.2012 N 675 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов»21.

Государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов осуществляется подразделениями ФСБ России, территориальными органами безопасности, пограничными органами в пределах полномочий, определенных положениями (уставами) о соответствующих подразделениях, органах (далее — органы государственного контроля). Пограничная служба ФСБ России является головным подразделением ФСБ России по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.

Основными объектами государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов являются российские и иностранные физические и юридические лица (далее — пользователи морских биологических ресурсов), осуществляющие:

добычу (вылов) морских биологических ресурсов в промышленных, научно-исследовательских, контрольных, учебных, культурно-просветительских, рыбоводных, любительских и спортивных целях и транспортировку уловов морских биологических ресурсов и продуктов их переработки;

погрузку, выгрузку, перегрузку морских биологических ресурсов, добытых (выловленных) на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и продуктов их переработки на другие суда;

выгрузку в российских и иностранных портах морских биологических ресурсов, добытых (выловленных) во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской

Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и продуктов их переработки;

вывоз добытых (выловленных) морских биологических ресурсов и продуктов их переработки за пределы исключительной экономической зоны Российской Федерации;

иную деятельность, осуществляемую пользователями морских биологических ресурсов в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

При осуществлении государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов проводится комплекс контрольно-проверочных, информационно-аналитических мероприятий, административно-правовых и иных действий, направленных на обеспечение соблюдения пользователями морских биологических ресурсов законодательства и международных договоров Российской Федерации в области сохранения морских биологических ресурсов, а также требований и условий, содержащихся в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, других документов, на основании которых возникает право пользования морскими биологическими ресурсами.

Основными задачами органов государственного контроля являются:

пользователями морских биологических ресурсов (в районах промысла, при погрузке, выгрузке, перегрузке на другие суда и в морских портах, морских контрольных пунктах (точках), на рыбопромысловых участках) в целях недопущения сверхлимитной добычи (вылова) морских биологических ресурсов;

выявление, предупреждение и пресечение нарушений законодательства и международных договоров Российской Федерации в области сохранения морских биологических ресурсов, а также привлечение нарушителей к установленной законодательством ответственности;

информирование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов о результатах промысла пользователей морских биологических ресурсов, нарушениях законодательства и международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения морских биологических ресурсов, об уплате пользователями морских биологических ресурсов штрафов и возмещения вреда, предъявленных им или наложенных на них ранее.

Государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов осуществляется:

— в районах промысла, расположенных во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях;

— в морских контрольных пунктах (точках);

— в морских портах Российской Федерации;

— на рыбопромысловых участках, включающих в себя акватории внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации;

— в иностранных портах в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

— в районах промысла, расположенных в открытом море, в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Должностными лицами органов федеральной службы безопасности, уполномоченными осуществлять государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов (далее — должностные лица органов государственного контроля), являются:

а) Директор ФСБ России;

б) первый заместитель Директора — руководитель Пограничной службы ФСБ России, заместители руководителя Пограничной службы ФСБ России;

в) начальники подразделений Пограничной службы ФСБ России, других служб ФСБ России, уполномоченных осуществлять государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов, их заместители;

г) начальники региональных пограничных управлений ФСБ России по федеральным округам, их заместители;

д) начальники пограничных управлений береговой охраны (пограничных управлений) ФСБ России, их заместители;

е) начальники территориальных органов безопасности, их заместители;

ж) начальники государственных морских инспекций пограничных управлений береговой охраны (пограничных управлений) ФСБ России, их заместители;

з) начальники отрядов береговой охраны (пограничных отрядов, отдельных контрольно-пропускных пунктов, командиры морских соединений (частей) пограничных управлений береговой охраны (пограничных управлений) ФСБ России, их заместители;

и) старшие государственные инспектора подразделений Пограничной службы ФСБ России, уполномоченных осуществлять государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов;

к) старшие государственные инспектора государственных морских инспекций пограничных управлений береговой охраны (пограничных управлений) ФСБ России;

л) государственные инспектора государственных морских инспекций пограничных управлений береговой охраны (пограничных управлений) ФСБ России;

м) командиры пограничных кораблей, судов;

н) участковые инспектора государственных морских инспекций пограничных управлений береговой охраны (пограничных управлений) ФСБ России;

о) дознаватели органов государственного контроля;

п) офицеры пограничных органов, исполняющие обязанности командиров осмотровых групп;

р) другие должностные лица органов государственного контроля, определяемые первым заместителем Директора — руководителем Пограничной службы ФСБ России.

Схема взаимодействия росрыболовства с ФСБ России с учетом пилотного проекта по совершенствованию информационного взаимодействия между всеми контролирующими органами, ответственными за мониторинг и контроль рыболовства, представлена на рисунке Приложения 2.

Выписка из Соглашения о порядке взаимодействия и обмена информацией между Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральным агентством по рыболовству при осуществлении мероприятий по охране водных биологических ресурсов

и государственного контроля в этой сфере от 22 января 2009 г. (далее — Порядок взаимодействия).

Согласно Статье 2 п.7.1 Порядка взаимодействия организацию и поддержание взаимодействия осуществляют:

На федеральном уровне:

—Пограничная служба ФСБ России и Росрыболовство;

—ФГУ «ЦСМС» и ситуационный отдел Пограничной службы ФСБ России.

На региональном уровне:

—пограничные управления ФСБ России по субъектам Российской Федерации (по направлениям) (далее — пограничные управления) и территориальные органы Росрыболовства;

—ситуационные (координационные) центры пограничных управлений и филиалы и территориальные отделы ФГУ «ЦСМС».

Стрелка 1. Согласно п. 8.1 Порядка взаимодействия Пограничные управления направляют в территориальные органы Росрыболовства данные о выявленных нарушениях российскими и иностранными судами законодательства Российской Федерации в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов с целью принятия необходимых мер по приостановке или прекращению промысла:

—по российским судам — количество проверок, количество выявленных нарушений, суда-нарушители, штраф, сумма ущерба водным биоресурсам, сумма стоимости конфискованных водных биоресурсов и их масса;

—по иностранным судам — государство флага, судовладелец, количество выявленных нарушений, штраф, сумма ущерба водным биоресурсам, сумма стоимости конфискованных водных биоресурсов и их масса;

—количественный и размерно-весовой состав выловленных промысловыми судами водных биоресурсов, прилова молоди и других видов водных биоресурсов по проверенным судам;

—количество фактов уничтожения конфискованных и безвозмездно изъятых водных биоресурсов и изготовленной из них продукции, объем и видовой состав;

—материалы, являющиеся основанием для приостановки действия разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов или аннулирования таких разрешений;

—материалы, являющиеся основанием для расторжения договора о закреплении долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов;

—информацию о задолженностях нарушителей (физические и юридические лица) по уплате штрафов и возмещению ущерба, причиненного водным биоресурсам.

Стрелка 2. Согласно п. 8.2 Порядка взаимодействия Росрыболовство направляет в Пограничную службу ФСБ России:

—информацию о расторжении договоров о закреплении долей квоты добычи (вылова) водных биоресурсов;

—информацию о заключенных договорах об искусственном

воспроизводстве водных биоресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;

—информацию об итогах аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов;

—копии документов, удостоверяющих наделение пользователей квотами добычи (вылова) водных биоресурсов;

—планы ресурсных исследований и государственного мониторинга водных биологических ресурсов на следующий год для их согласования до 1 декабря текущего года;

—Стрелка 3 информацию, содержащуюся в государственном рыбохозяйственном реестре;

—утвержденный в установленном порядке общий допустимый улов по видам водных биоресурсов на следующий год, а также внесенные в него изменения;

—квоты добычи (вылова) водных биоресурсов по регионам, пользователям, объектам, районам промысла и видам квот на следующий год, а также внесенные в них изменения;

—определенные для российских пользователей (с указанием ИНН) ежегодные промышленные квоты на добычу (вылов) водных биоресурсов в соответствии с закрепленными за ними в установленном порядке долями в общем объеме квот;

—данные ежегодного распределения в установленном порядке между заявителями квот добычи (вылова) водных биоресурсов, выделяемых Российской Федерации в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства (там, где невозможно применение долевого принципа распределения);

—копии разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, выданных иностранным пользователям, и внесенные в них изменения;

—протоколы переговоров в рамках межправительственных соглашений по рыболовству;

—копии нормативных правовых актов Росрыболовства, регулирующих добычу (вылов) водных биоресурсов и выработку продукции из них, а также определяющих перечень должностных лиц, уполномоченных подписывать разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов;

—данные о принятых мерах регулирования добычи (вылова) водных биоресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, в Каспийском и Азовском морях;

—сведения о приостановлении или аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов российским и иностранным пользователям;

—сведения о заключенных с пользователями водных биоресурсов договорах о закреплении долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, договорах пользования рыбопромысловыми участками;

—информацию о результатах аукционов по продаже долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, вновь разрешаемых для использования в промышленных целях водных биоресурсов, а также на добычу (вылов) водных биоресурсов во вновь осваиваемых районах промысла;

— Стрелка 4 — информацию о промысловой деятельности судов (по регионам), (оперативная и статистическая отчетность о вылове, позиции судов, ведущих промысел во

внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации, в Каспийском, Азовском, Баренцевом и Норвежском морях);

—методики исчисления размера ущерба, причиненного водным биоресурсам;

—нормативные правовые акты, регулирующие порядок изъятия долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов, осуществления и ограничения рыболовства, типы судов, орудия и способы промысла.

Стрелка 5. Согласно п. 8.3 Соглашения Территориальные органы Росрыболовства направляют в пограничные управления:

— копии разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов российскими и иностранными судами и внесенные в них изменения;

— информацию о добыче (вылове) водных биоресурсов;

— сведения о результатах расследования случаев гибели водных биоресурсов;

— информацию о принятых оперативных мерах регулирования промысла;

— данные о выделенных рыбопромысловых участках и выданных разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов на этих участках;

— информацию о приостановлении или аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов российским и иностранным пользователям.

Стрелка 6. ФСБ России предоставляет в государственный рыбохозяйственный реестр, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 601 информацию о привлечении к административной и уголовной ответственности лиц, осуществляющих рыболовство во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за ее пределами22.

Стрелка 7. Подсистема ОСМ «Разрешения» предполагает «мгновенное» попадание данных о выданных разрешениях в ОСМ при отправке на печать бланков Разрешений в территориальных управлениях Росрыболовства.

Стрелка 8. В свою очередь ФСБ России и пограничные управления ФСБ России имеют постоянный доступ к данным ОСМ, соответственно, имея актуальную информацию, они могут на ее основании принимать необходимые решения для осуществления своей деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что, в рамках проекта по совершенствованию информационного взаимодействия между всеми контролирующими органами, ответственными за мониторинг и контроль рыболовства создана подсистема ОСМ «Разрешения».

Цель создания подсистемы «Разрешения»:

— объединение информационных потоков территориальных управлений Росрыболовства в единое информационное пространство;

— сокращение сроков получения разрешений на добычу ВБР;

— автоматизация процесса выдачи разрешений на добычу ВБР;

— автоматизация предоставления в ОСМ данных о выданных разрешениях на добычу ВБР;

— повышение эффективности борьбы с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым промыслом;

— повысить достоверность и скорость попадания в ОСМ данных о выданных разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства.

 

Особенности расследования административных правонарушений в сфере охраны водных биологических ресурсов пограничными органами ФСБ России

В существующей практике субъектами административные правонарушения являются, в основном, российские и иностранные граждане, а также должностное лицо — капитан судна. Несмотря на фактически существующее соучастие, чаще привлекается к уголовной ответственности именно капитан судна. Вину судовладельца доказать сложнее, к тому же, между судовладельцем и капитаном вопрос о возможной ответственности обычно заранее оговорен и оплачен. Капитан судна не выдает работодателя и всю вину «берет на себя». Работодатель, помимо оплаты таких «издержек производства», организует квалифицированную защиту в целях смягчения уголовной ответственности или освобождения от таковой.

Особенности расследования административных правонарушений, вытекают из обстановки совершения административных правонарушений и сформировавшихся наиболее характерных способов поведения лиц в случае выявления в их деяниях признаков состава административные правонарушения. Так, капитанами судов-нарушителей активно применяется сброс незаконной продукции за борт, что затрудняет в последующем процесс доказывания самого факта правонарушения. В случае задержания капитан судна, в соответствии с инструкциями судовладельцев, отказывается давать на допросе какие-либо показания или неоднократно их меняет, любыми способами срывает проведение следственных действий. После доставления судов в порт основные должностные лица судовой команды покидают судно. В ходе производства по уголовному делу предпринимаются попытки уничтожения и сокрытия судовой документации.

Поводами для возбуждения дел об административных правонарушениях в основном, становятся рапорта должностных лиц пограничных органов об обнаружении признаков административных правонарушений (например, написанные государственными инспекторами Государственной морской инспекции по факту обнаружения установленных в воде сетей). В виде рапортов об обнаружении признаков административные правонарушения, оформляются также результаты оперативно-розыскной деятельности23. Как правило, возбуждению дел об административных правонарушениях предшествуют: осуществление оперативным подразделением опроса, наведение справок; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; наблюдение.

Часть дел об административных правонарушениях возбуждается на основании материалов дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 8.16, 8.17,

8.37 КоАП РФ24. Если в ходе производства по административным делам в деяниях правонарушителей выявляются признаки административных правонарушений, то должностным лицом, осуществлявшим административное расследование, материалы дела направляются в орган дознания.

По рассматриваемым правонарушений обязательному доказыванию подлежат:

— факт, событие административные правонарушения (время, место, способ и другие обстоятельства совершения административные правонарушения), а именно — отсутствие надлежащего разрешения на добычу либо добыча в запретное время, либо в недозволенных местах или недозволенными орудиями, способами и приемами;

— виновность лица в совершении административные правонарушения, форма его вины, цель и мотивы;

— обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, выявление соучастника (соучастников);

— характер и размер вреда, причиненного преступлением, а именно — какие виды водных биоресурсов были выловлены, их количество и вес;

— обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

— обстоятельства, способствовавшие совершению административные правонарушения, и что следует предпринять для их устранения;

— обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния.

При установлении места и времени совершения административные правонарушения следует использовать сведения, изложенные в документах, ставших поводом для возбуждения уголовного дела, в том числе в переданных дознавателю материалах административного производства. Являются ценными объяснения правонарушителей и свидетелей административные правонарушения. По возможности, необходимо принять во внимание не только расследуемый в данный момент конкретный факт незаконной добычи, но и выяснить, не было ли ранее подобных случаев.

Общий ход расследования определяется исходя из ситуации, указывающей на степень вероятности установления и доказывания виновности лица, совершившего преступление:

— лицо застигнуто при совершении административные правонарушения;

— имеются признаки, указывающие на совершение административные правонарушения, однако, недостаточно доказательств, с помощью которых можно установить, что данная деятельность осуществлялась именно данным лицом;

— налицо все признаки совершения административные правонарушения, однако, лицо его совершившее, не установлено.

Необходимо определить круг доказательств по делу, провести анализ оперативной информации в отношении субъектов и события выявленного административные правонарушения. Одной из первоочередных задач, не терпящих промедления, является определение жизнеспособности незаконно добытых водных биологических ресурсов. В случае, если особи живые, они подлежат выпусканию в среду обитания в комиссионном порядке, о чем составляется акт. Планирование хода дознания основывается на доказательствах, полученных при осмотре места происшествия, орудий и предметов административные правонарушения, изучении доку

судне и у судовладельца (арендатора судна), допросе подозреваемых, свидетелей и на основе иных доказательств. В ходе расследования уголовного дела должны быть приняты меры для обеспечения возможной конфискации добытых водных биоресурсов и самоходных транспортных средств с находящимися на их борту орудиями лова.

При производстве следственных действий возникают определенные проблемы не процессуального характера, затрудняющие расследование. Например: большая протяженность участков ответственности пограничных управлений; отсутствие развитой инфраструктуры дорог, а в отдельных местностях — возможности добраться до места административные правонарушения на ином виде транспорта, кроме как на воздушном (вертолетом); сложности по своевременной доставке вещественных доказательств, орудий лова, добытых водных биологических ресурсов, самоходных плавающих средств, с помощью которых производился вылов, к месту проведения экспертизы, что приводит к увеличению сроков дознания по административным делам.

На первоначальном этапе расследования наибольший эффект для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, дают следующие следственные действия:

— осмотр места происшествия (по возможности, с участием специалистов и с применением видео- и фототехники);

— допрос подозреваемых, членов судовой команды, должностных лиц контролирующих органов в случае их присутствия на борту судна, лиц, обнаруживших признаки административные правонарушения, и иных лиц, которые являются или могли являться свидетелями совершения административные правонарушения;

— назначение и проведение судебной экспертизы по установлению размера ущерба, способов добычи водных биологических ресурсов и по установлению времени и места незаконной добычи.

Сложность производства осмотра места происшествия связана со следующими факторами:

— проведение в тяжелых погодных и особых географических (т. е. в море) условиях;

— значительное отдаление от берега, вследствие чего затруднено привлечение к участию в данном следственном действии незаинтересованных в исходе дела понятых.

Осмотр места происшествия обычно включает осмотр плавательного средства, осмотр орудий лова, осмотр навигационного прибора, выставленных в нем координат с составлением протокола осмотра, а также с осуществлением выезда на места зафиксированных точек в навигационном приборе в целях обнаружения орудий административные правонарушения. Проведение следственного действия должно сопровождаться видео- и фотосъемкой. К протоколу осмотра места происшествия необходимо прилагать схему места происшествия, фототаблицу. При производстве следственного действия желательно присутствие специалиста либо очевидцев незаконной добычи, которые могут пояснить и наглядно показать, что и где произошло, что конкретно они наблюдали, назвать приметы браконьеров, направление, в котором они скрылись и т. д.

При осмотре палубы самоходных транспортных средств и орудий лова, мест их выборки и хранения следует обращать внимание на возможное наличие и свежесть объектов промысла или их частей, водорослей, донного грунта, следов донной флоры и фауны (например, донных червей). Правильно избранные криминалистические средства и методы, тактика производства осмотра судна позволяют обнаружить необходимые для

обоснования обвинения доказательства, например, донные организмы, являющиеся естественными паразитами краба, в технологических помещениях судна, чанах, предназначенных для транспортировки краба, фрагменты краба в дробильных агрегатах, бункерах-накопителях.

Необходимо безотлагательно выявить и зафиксировать быстро исчезающие с некоторых видов орудий лова следы незаконной добычи, например, характерный металлический блеск на рабочих поверхностях промыслового оборудования, используемого для подъема-спуска орудий лова в море, наличие свежих следов демонтажа промыслового оборудования.

При осмотре орудий лова необходимо сопоставить их виды с видами объектов промысла. Так, при осмотре судна СРТ-Н «Пилигрим» на его борту были выявлены 15 т гребенчатой креветки, документально оформленной в качестве прилова к донно-пищевым рыбам. Умысел капитана судна был доказан исходя из проведенных осмотров судна, промыслового оборудования (креветочных тралов), свидетельствующих о том, что капитан как лицо, обладающее специальными познаниями, осознавал, что, используя указанное судно и находящееся на нем оборудование, будет добывать именно неразрешенную к добыче креветку.

Описывая в протоколе следственного действия навигационные приборы, промысловое оборудование, двигательные установки судна, необходимо указывать их серийные номера и названия. Так же надо указывать на нахождение приборов и механизмов в рабочем и готовом к эксплуатации состоянии и осуществлять их фотографирование. Находящиеся на борту продукция, объекты промысла, орудия лова и следы незаконной добычи водных биоресурсов фиксируются в протоколе. Они могут быть изъяты и приобщены к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств. В ходе осмотра рыбопродукции устанавливается конкретный вид и количество особей, пошедших на ее изготовление, при этом используются методика подсчета крабовых конечностей, коэффициенты выхода готовой продукции, средний вес сырца водных биологических ресурсов. Незаконно добытые водные биологические ресурсы могут быть изъяты, арестованы, уничтожены, переданы на реализацию, возвращены в естественную среду обитания. В случае, когда незаконно добытые биоресурсы возвращаются в естественную среду обитания в живом виде, осуществляется отбор части особей для производства биологической судебной экспертизы. Указанные особи уничтожаются экспертом в ходе лабораторных исследований либо после проведения экспертизы, как не представляющие ценности.

Существуют особенности поиска и допроса свидетелей и подозреваемых (обвиняемых) по делам о административные правонарушениях в сфере охраны водных биологических ресурсов. Свидетелями по данной категории дел выступают, как правило, лица, задержавшие браконьеров и члены команды задержанного судна. Подозреваемые на допросе практически не дают признательных показаний, а доказать факт незаконной добычи водных биоресурсов (производимой в море на значительном удалении от берега в отсутствие свидетелей) достаточно сложно. После разъяснения подозреваемому сущности подозрения ему ставится вопрос: «Вы подозреваетесь в незаконной добыче морских биологических ресурсов, что вы можете показать по существу возникшего в отношении вас подозрения?», — а затем перед ним ставятся вопросы, которые зависят от того, при каких обстоятельствах он задержан.

Сложности при производстве допроса подозреваемых и свидетелей административные правонарушения возникают в силу следующих факторов:

— необходимости привлечения переводчиков, поиск которых в ряде пограничных подразделений является затруднительным (в силу их удаленности);

— проживания допрашиваемых лиц в отдаленных местностях, имеющих слабую транспортную инфраструктуру;

— заинтересованности свидетелей из числа членов команды в исходе дела (в силу зависимости от работодателя);

— наличия предварительного сговора или указаний о даче ложных показаний членами команды судна;

— характера отношения свидетеля к расследуемому событию или подозреваемому.

Допрос свидетеля желательно производить не на судне-нарушителе, а в служебных помещениях органа дознания, чтобы переместить его в другую морально-психологическую обстановку и снизить вероятность воздействия и контроля показаний допрашиваемого со стороны капитана судна и других членов экипажа и иных лиц. В случае признания подозреваемым факта незаконной добычи необходимо выяснить следующие данные:

— причины и условия, время возникновения умысла совершить преступление;

— сведения о возможных соучастниках (организаторе, соисполнителях, пособниках), их конкретных действиях; совершенные подготовительные действия; сведения о примененных орудиях лова (где, когда и у кого они приобретены или кем изготовлены, кому принадлежат, где хранились до и после совершения административные правонарушения);

— место, обстоятельства и последовательность незаконной добычи водных биологических ресурсов;

— вид и количество незаконно добытых водных биологических ресурсов, кто присутствовал при их добыче, конкретные действия каждого из соучастников, их установочные данные.

Если капитан судна дает показания о заходах судна в какие-либо порты или о стоянке на ремонте с целью скрыть истинное нахождение судна в период совершения административные правонарушения, необходимо тщательно изучить правильность данной информации и выборочно допросить сотрудников указанных портов и судоремонтных заводов, а также других организаций, упоминаемых в показаниях допрошенных лиц. В случае отсутствия возможности установления подозреваемого в совершении административные правонарушения в процессе расследования, дознаватель производит все следственные действия, возможные без участия лица, подозреваемого в совершении административные правонарушения: осмотр места происшествия, осмотр орудий и предметов административные правонарушения, допросы свидетелей, назначение экспертиз, производство выемок, следственных экспериментов и др.

Так же могут проводиться следующие виды экспертизы:

— ихтиологическая (для определения вида водных биологических ресурсов, их района обитания и миграционных путей, времени и способа вылова);

— рыбохозяйственная (для определения ущерба, причиненного незаконной добычей водных биологических ресурсов, установления иных способов массового уничтожения водных биологических ресурсов);

— техническая (для установления вида самоходных плавающих средств; для восстановления удаленных точек с памяти навигационного прибора, времени их установки и координат);

— оценочная (для определения стоимости водных биологических ресурсов и продукции из них);

— биологическая (для определения вида, представленного на исследование млекопитающего и установления его ценности);

— ветеринарная (для определения пригодности представленной на исследование рыбы и рыбопродукции для питания, возможности ее вторичной переработки) и др.

После проведения экспертного исследования представленные образцы водных биоресурсов и рыбопродукции уничтожаются с составлением соответствующего акта. Водные биоресурсы и продукция из них представляют собой громоздкие, скоропортящиеся, требующие специальных условий хранения предметы.

Из-за невозможности длительного хранения при уголовном деле водных биологических ресурсов (рыбы), особенно в летний период, биоресурсы после проведения осмотра и экспертизы уничтожаются дознавателем комиссионно по акту в рамках уголовного дела.

В ходе дознания по административным делам в отношении нарушителей государственной границы, осуществлявших незаконную добычу водных биоресурсов, не имеющих при себе документов, удостоверяющих личность, принимаются меры по установлению личности преступников.

В частности, для установления личности лиц, подозреваемых и обвиняемых по административным делам, через органы прокуратуры могут направляться письменные международные запросы о правовой помощи по административным делам. Вместе с тем, указанные запросы исполняются длительный период времени, который может превышать общие сроки дознания по уголовному делу, а некоторые запросы остаются без ответа. Средний срок исполнения запросов составляет 4 — 7 месяцев.

Количество дел, неуклонно растет, что объясняется следующими основными факторами:

— ростом количества нарушений законодательства в области охраны водных биологических ресурсов, особенно российскими и китайскими гражданами;

— появлением возможности с июня 2007 г. возбуждать уголовные дела по факту административные правонарушения, а не только в отношении конкретных лиц;

— изменением подхода к разграничению составов административных правонарушений в правоохранительных органах и в суде некоторых регионов России;

— низким доходом жителей сельских приграничных районов и жителей побережья, безработицей;

— фактическим безразличным отношением официальных властей ряда сопредельных государств к профилактике совершения их гражданами административных правонарушений;

— низкой законопослушностью граждан Российской Федерации и иностранных государств, осуществляющих пользование водными биологическими ресурсами и др.

Таким образом в заключении можно сделать вывод, что, качество проведения дознания и наработка практики розыска и привлечения к уголовной ответственности лиц за

административные правонарушения в сфере охраны водных биологических ресурсов являются определяющим фактором в обеспечении экономических интересов Российской Федерации в морском пограничном пространстве.

Совершенствование правовых основ предупреждения органами ФСБ незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов и нарушения правил охраны водных биологических ресурсов

Наиболее перспективными направлениями (каждое из которых включает систему определенных мер) предупреждения деликтов в сфере уголовно наказуемого загрязнения вод и морской среды, нарушения законодательства о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне, незаконного вылова и нарушения правил охраны водных биоресурсов, а также особо ценных водных биоресурсов, нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов предлагаем считать следующие:

— подготовка законопроектов или совершенствование законов и иных правовых актов, способствующих усилению государственных гарантий, нейтрализации неточностей, пробелов, противоречий, что очевидным образом будет способствовать устранению правовых обстоятельств, которые в настоящее время содействуют совершению административных правонарушений в изучаемой нами сфере, созданию необходимых предпосылок для исполнения своих обязательств субъектами рыбного промысла, т.е. правовые меры;

— разработка ведомственных, межведомственных рекомендаций, соглашений, межгосударственных договоров, иных нормативно-правовых актов, носящих не декларативный характер, а с четко разработанным механизмом применения, действие которых должно быть направлено на контроль и надзор за соблюдением законодательства, т.е. данный блок мер предупредительного воздействия можно назвать «организационно-правовые меры»;

— в качестве предупредительной меры выступает и административная ответственность, привлечение к которой на первоначальном этапе противоправной деятельности может повлечь отказ от такой деятельности в дальнейшем, а значит избежать ответственности;

Среди собственно правовых мер следует назвать следующие. Во-первых, совершенствование уголовного и административного законодательства за правонарушения в сфере добычи водных биоресурсов. Вопросы совершенствования уголовного законодательства за незаконную добычу водных биоресурсов касаются совершенствования- норм;.

Предусматривает ответственность за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, что обусловливает необходимость возбуждения уголовного дела по факту добычи имущества пр-ступным путем. Таким образом, уголовная ответственность за скупку имущества, добытого преступным путем, наступает только при совокупности с другими административные правонарушениями.

Но при массовых фактах браконьерства и сбыта рыбопродукции с учетом временного факта, расстояния и других обстоятельств сделать это довольно затруднительно. Этим пользуются различные посредники, перевозящие и сбывающие икру

осетровых пород, рыбопродукцию, не опасаясь привлечения к уголовной ответственности. В то же время факт продажи морепродуктов без сертификатов и других документов, подтверждающих легальность происхождения данной продукции, в определенной степени свидетельствует о ее добыче преступным путем.

С целью устранения пробелов в законодательстве, не позволяющих привлечь к уголовной ответственности лиц, осуществляющих приобретение, сбыт и транспортировку различными видами транспорта рыбы и рыбопродукции, представляется целесообразным внести дополнение в законодательство, предусматривающее ответственность за незаконное приобретение, сбыт и транспортировку водных биоресурсов, в том числе рыбы осетровых и лососевых пород, икры рыб осетровых и лососевых пород, иных водных животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации в крупном и особо крупном размерах. Санкцию за совершение указанного правонарушения, по нашему мнению, целесообразно ограничить штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Необходимо также внести предложения по дополнению административного законодательства в сфере незаконного оборота водных биоресурсов.

Так, представляется целесообразным разработать механизм реализации мер административного воздействия к нарушителям, в частности, за недостоверную информацию, передаваемую в систему мониторинга, отсутствие или отключение технических средств контроля, отсутствие или изменение информации о местоположении судна, объеме находящихся на борту биоресурсов и продукции морского рыбного промысла, нарушения порядка прохождения контрольных пунктов.

Полагаем целесообразным внесение дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в виде нормы, предусматривающей ответственность за незаконную транспортировку, сбыт, приобретение водных биологических ресурсов, включая рыбопродукцию осетровых и лососевых пород, а также их икру, других водных животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.

Целесообразно также принять нормативные акты, предусматривающие правила, согласно которым плавсредства морского исполнения типа «Байда» изготавливать запрещается, поскольку конструкция и исполнение таких лодок являются кустарными, осуществляются без соблюдения технических норм и используются для браконьерского вылова рыбы осетровых пород. Кроме того, в целях ликвидации нелегального рынка осетровых и продукции из них следовало бы ввести запрет на свободную реализацию указанных биоресурсов путем внесения соответствующих изменений в Правила продажи отдельных видов товаров.

Делая вывод, можно заключить, что предупреждение административных правонарушений — это совокупность государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию соответствующих обстоятельств, им способствующих. Предупреждение правонарушений должно обеспечиваться всей совокупностью мероприятий, направленных на укрепление государства, его экономического могущества, повышение качества жизни населения, его здоровья, культурного и образовательного уровня, ликвидацию тех социальных явлений, которые порождают правонарушения (безработица, нищета, бесправие людей, несправедливый характер распределения

материальных благ, неравенство людей перед законом и судом, социальная напряженность и многое другое).

Природоохранной деятельности должен быть придан статус федеральный и при том приоритетный. Предупреждение экологических правонарушений должно стать всенародным делом при полной поддержке органов власти федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *