Понятие, признаки, сущность и функции права

Право является не менее сложным явлением, чем государство. Оно функционирует в различных видах, формах, образах. К понятию права до сих пор не выработано единого универсального подхода. Ведущие правовые школы всегда стремились представить свое собственное понимание права, выделить его основные черты и отличительные особенности.

Существовало многочисленное количество воззрений на право, но всех их объединяет, ряд общих положений:

  • право есть социальное явление, без которого невозможно существование
  • цивилизованного общества; право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, a также отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;
  • право частной собственности является основой всех прав человека;
  • право есть мера поведения, установленная в охраняемая государством.

С древних времён мыслителей, философов и ученых волновал вопрос о понимании права. В литературе принято классифицировать представления о праве по научным направлениям (теориям, школам). Наиболее древней считается теологическая теория права, устанавливающая доктрину божественной сущности права и его позитивности (устанавливается по воле богов в лице его «помазанников» — правителей). Наиболее видным представителем этого направления является средневековый теолог Фома Аквинский.

Своё развитие эта теория получила и в современном мире в работах Ж. Маритена. Согласно теории естественного права, кроме позитивного, создаваемого государством, права существует и естественное право людей (право на жизнь, труд, образование, участие в делах государства и т.д.), которое «стоит» над позитивным правом. Естественные права человека появляются с рождения, неотделимы от него самого, и должны быть обязательными для государства. Римские юристы выделяли естественное право в качестве непосредственного отражения законов природы и соответственно естественного порядка вещей.

Цицерон ещё писал «закон государства, противоречащие естественному праву, не может рассматриваться как закон». Свое логическое окончательное формирование теория естественного получила в период буржуазных революций XVII—XVIII веках. Наиболее видными представителями данной школы были Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев.

Согласно данной теории, источником права по существу является сам человек и его «человеческая природа», общечеловеческие моральные и нравственные ценности в виде справедливости, равенства и т.д. именно они должны составлять ядро права. Историческая школа права как логически завершенное научное направление сформировалась на рубеже XVIII и XIX веков.

Наиболее видным мыслителем данного направления считается Ф. Савиньи (1779–1861), выступающего в противовес воззрениям представителей теории естественного права, которые не учитывали специфику национальных потребностей и исторического развития человека и права. По его мнению, право не может быть создано искусственно законодателем, а развивается естественно и постепенно подобно языку и предстает как выражение «народного духа».

Как невозможно изменить язык народа, так и право невозможно «пересоздать». Веками в народе складывались обычаи, правила поведения и существования, формируя правовой массив национального самосознания, а основная задача законодателя извлечь из него соответствующие правила и предать им юридическую форму. Ф. Савиньи также выступал против универсальности права и возможности переноса его в иные общества в силу сугубо национального характера.

Также видными представителями исторической школы права были Г. Гуго, Г. Пуха. По мнению Г. Гуго «право создается не только государством, но и самостоятельным развитием в виде норм, добровольно принимаемых народом, подобно тому, как язык не возник из договора и не дан готовым от бога, а развивается сам собою». Впервые представителями данной школы акцентировалось внимание на национально-исторических аспектах права и обязательность их в правотворческом процессе государства, в тоже время переоценка значения правовых обычаев не способствовала развитию законодательства в новых экономических условиях развития рыночной экономики.

С середины XIX века получила свое развитие позитивная теория права, основными представителями которой являлись И. Бентам, К. Бергбом Г.Ф. Шершеневич, Т. Гоббс, Д. Остин, утверждающие, что право – это продукт деятельности государства, создающего нормы, направленные на удовлетворение интересов людей и во имя всеобщего блага. Без государства не существует права, так же и государство не существует без права. Правом признаются только те нормы, которые исходят от государства.

Свое дальнейшее развитие данная идея получила в начале XX века и сформировалась в нормативизм. Видными представителями данного направления стали Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г.Кельзен и другие. По мнению Г. Кельзена создателя «чистой теории права» — право — это сфера должного, а не сущего. Право представляет собой «пирамиду» норм, на верху которой находится суверенная «основная норма», созданная государством, а нижестоящие нормы законны только исходя из более сильной в юридическом смысле нормы.

В основании системы «пирамиды» располагаются индивидуальные акты. Таким образом, впервые свое развитие получила концепция иерархичного характера правовых норм, представляющая собой соподчиненность правовых норм по степени их юридической силы. По Г. Кельзену изучение права должно быть в «чистом виде», без взаимосвязи с иными оценками (политическими, социальными, нравственными и т.д.), поэтому юридическая наука должна описывать свой объект таким, какой он есть, а не предписывать, каким он должен быть.

К достоинствам данной теории относятся основные положения, устанавливающие нормативность права, напрямую связанная с ее формальной определенностью, кроме того, раскрыты обширные возможности самого государства в сфере существенного влияния на общественное развитие, так как именно государство определяет и обеспечивает «основную (суверенную) норму».

В то же время, преувеличение роли государства в создании норм права без учета их содержания (нравственных, моральных, объективных потребностям человека и общества начал и т.д.) может привести к государственному произволу. Психологическая теория права сложилась в начале XIX века. Основоположником данной школы считается русский ученый, правовед, философ и видный политический деятель Л.И. Петражицкий (1867-1931).

Приверженцами данной теории были также Э.Р. Бирлинг, Л. Кнапп, Г. Тард, А.Росс, З.Фрейд. В своей работе «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» Л.И. Петражицкий представил право в качестве явления, принадлежащего миру психики и представляющего собой «императивно-атрибутное (обязательно-притязательное) переживание людей». Каждый народ обладает интуитивным правом, которое развивается постепенно.

По мнению представителей данной теории, право не связано с государством и иными социальными явлениями и возможность его появления обусловлено только способностями людей к правовым эмоциям, психологического понимания своего поведения в рамках сущего и должного. Поэтому, наряду с официальным правом, которое устанавливает государство, существует право, которое осознается человеком в виде особого психологического состояния и переживания.

По мнению автора переживания, могут быть правовые – в их основе эмоции долга и чувство правомочия (атрибутивные), и нравственные – в их основе этические эмоции и чувство обязанности (императивные). Право – не реальность, а «комплекс переживаний» человека относительно прав и обязанностей, которые также не суть реальность, а лишь конкретно переживаемые в данный период жизни юридические мысли и чувства.

Права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли. Кроме того, Л.И. Петражицкий писал о трех элементах, имеющих важнейшее значения в понимании существа права: внутренние психологические акты человека; поведение человека (телодвижения); всякого рода сообщения, исторические памятники. И далее: «Чувство и сознание нашей связанности по отношению к другим мы выражаем словом «право». Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам, как наше добро, долг другого лица».

Таким образом, право рассматривается как психологический фактор общественной жизни и действует он исключительно психологически. Социологическая школа права как направление сформировалось в XX веке. Основными представителя являлись О.Эрлих, С.А.Муромцев, Р. Паунд, Дж.Фрэк, К.Левеллин, Р.Иеринг, которые утверждали, что воплощение права возможно только в процессе его реализации и если закон находится в сфере должного, то право — в сфере всего сущего.

Они различали «мертвое право», существующего в застывшем виде на «бумаге» и «живое право», представляющего собой систему правоотношений и непосредственного поведения человека в сфере права. Право — это реальное поведение субъектов правоотношений. Формирование же «живого права» происходит в процессе деятельности судей, именно им отводится функция правотворчества. Так, Р.Паунд писал: «Право — то, что решил судья».

Идеологи социологической теории наполнили право социальным содержанием, что способствовало рассматривать его в качестве балансирующей силы в обществе и государстве. Кроме того, они заложили идею правового государства, подчёркивая общеобязательность норм права для граждан и самого государства в интересах общего блага. Попытки соединения идей политико-правовые теории с социологическими, психологическими и иными концепциями предпринял Р. Иеринг, ставшим основоположником реалистической школы права.

Немецкий правовед Рудольф Иеринг (1818-1892) писал: «Право есть защищённый государством интерес. Право принадлежит не тому, кто изъявляет волю тому, кто пользуется им». Право гарантирует жизненные интересы личности и помогает удовлетворению потребностей людей и далее автор считал, что не может существовать абсолютно справедливого права и ценность его только в реализации и заложенной в нем самом цели. В данном контексте право выступает необходимым инструментом формирования, организации, поддержании жизнедеятельности и сохранения общества.

Материалистическая (марксистская) теория права нашла свое отражение в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и др. В основе данного направления лежит доктрина классовой природы государства и права и как постулат о сущности права, являющемуся по сути выражением и закреплением воли экономически господствующего класса, то есть содержание носит классово-волевой характер. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Помимо того, что господствующие индивиды при данных отношениях должны конструировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона».

Приверженцы марксистско-ленинского учения видели право, как возведенное в закон волю господствующего класса, которая определяется исключительно материальными условиями жизни этого класса и расценивали право, как средство подавления эксплуатируемых классов. В то же время право понимается ими как закон, исходящий от государства, существенное влияние на право оказывают социальноэкономические условия.

Марксистская теория выделяла два пути право-образования — это преобразование обычаев первобытного общества в нормы права, устанавливаемых государством и снабжающихся санкциями принудительного характера, а также правотворчество и установление норм со стороны господствующего класса, обеспечивающих привилегированность его интересов. Абсолютизм в обосновании роли классового начала в праве в ущерб разнообразным интересам и потребностям людей, несомненно, относится к недостаткам данной теории.

В настоящее время все большее развитие приобретает интегративный подход к праву, сформулированный в отечественной юридической литературе и основанный на интеграции приведенных раннее подходов к право-пониманию (В.К. Бабаев, В.И. Червонок и др.). Вызывает интерес работы советского и российского ученого, юриста, специалиста в области права, а также политических и правовых учений В.С. Нерсесянца (1938-2005), являющегося основоположником концепции цивилизма и либертарно-юридической теории права и государства.

В контексте либертарно-юридического подхода, под правом автор понимал нормативное выражение принципа формального равенства, под которым, в свою очередь, подразумевается единство трех компонентов: равной для всех нормы и меры, свободы и справедливости. По мере развития человечества представления о праве претерпевали изменения. Анализируя выше предложенные теории права, можно с уверенностью сказать, что по данной проблеме нет единого мнения, что каждая концепция имеет свои достоинства и недостатки, однако никто не умаляет их практического значения.

Несмотря на то, что право представляет собой сложное и многоаспектное явление, можно выделить несколько обобщённых формальных признаков:

  • связь с государством
  • нормативность
  • системность
  • общеобязательность
  • формальная определенность
  • императивный и государственно-волевой характер

Важнейшими признаками права, отличающих их от неправовых являются также:

  • тесная связь его с деятельностью государства (государство в лице своих компетентных лиц устанавливает правовые нормы и закрепляет их в официальных актах);
  • установленные государством правовые нормы охраняются принудительной силой соответствующего государственного аппарата (в случаях добросовестного исполнения норм права государство предпринимает меры их реализации, а в случаях их нарушения применяют меры юридической ответственности);
  • право является выразителем как общей, так и индивидуальной воли населения в контексте гармоничного их взаимоотношения.

Таким образом, с учетом перечисленных признаков, право можно определить, как «систему общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений».

Важнейшей, внутренней качественной характеристикой права, раскрывающей предназначение права в обществе, является сущность права.

В процессе раскрытия понятия сущности права необходимо учитывать следующие его стороны: формальную (с учетом того, право –регулятор) и содержательную (в чьих интересах данный регулятор используется). В юридической литературе выделяют два подхода в понимании сущности права:

  • классовый (данный подход характерен для марксистско-ленинскогопонимания права, согласно которому право прежде всего становится выражением воли экономически господствующего класса, используется как орудие принуждения и подавления, и в целом выступает в качестве социально-классового регулятора общественных отношений);
  • общесоциальный (согласно которому право рассматривается как система средств и способов достижения компромиссов, договоренностей и взаимных уступок в гражданском обществе и государстве, и в целом выступает в качестве механизма управления общественных отношений).

Функции и принципы права

Функции права – это совокупность основных направлений воздействий права на общественные отношения. Основное предназначение функций права заключается в упорядочении, урегулировании и придании правовому воздействию таких черт, как единство, стабильность, и динамизм. Поскольку право не отделимо от государства, то его функции в значительной мере совпадают с направлениями функций самого государства, осуществляемых в правовых формах.

Функции права классифицируются по основаниям, характеризующие те основные задачи, которые преследует право. Система функций права имеет непосредственную связь с системой права. Профессор Т.Н. Радько выделяет пять групп функций права: общеправовые, т. е. присущие всем отраслям права; отраслевые, т. е. свойственные одной какой-то отрасли права; межотраслевые (присущие двум и более отраслям права, например охранительная функция, присущая уголовному, административному и другим отраслям права); правовых институтов; нормы права или отдельных норм. В юридической науке выделяются внутренние и внешние функции права.

Внутренние функции права связаны непосредственно с юридическим воздействием права на поведение людей и общественные отношения. Они определяют собственно юридические функции права, к которым относятся регуляторная и охранительная функции права.

Регуляторная функция права призвана содействовать обеспечению четкой организации и функционированию общественных отношений, а также способствовать полноценному развитию в соответствии с изменяющимися потребностями гражданского общества и государства. Можно выделить два основных направления достижения реализации регуляторной функции права: закрепление общественных отношений в нормативно-правовых актах и обеспечение посредством права высокой степени свободы и организованности, постоянного прогресса и совершенствования общественных отношений.

Охранительная функция — это направление воздействия с помощью правовых ограничений, основной целью которого является охрана положительных и отсечение вредных для общества отношений.

Данная функция является производной от регуляторной и направлена на ее обеспечение. Внешние функции права призваны характеризовать право в качестве социального регулятора и находятся за пределами юридического воздействия. К внешним функциям права относят общесоциальные, среди которых выделяют культурно-историческую, воспитательную, функцию социального контроля и информационно-регулирующую функцию. Принципы права — это основные исходные начала, положения, выражающие сущность права, его социальное назначение и закрепляющие в юридической форме закономерности общественной жизни.

Принципы права составляют основу деятельности правового государства и его органов государственной власти. Они являются фундаментом всей системы права и выступают в качестве специфического регулятора общественных отношений. Различают следующие виды принципов права: общие, межотраслевые и отраслевые.

Группу общеправовых принципов составляют:

  • принцип справедливости
  • принцип социальной свободы
  • принцип гуманизма
  • принцип демократизма
  • принцип равенства всех перед законом (равноправия)
  • принцип единства юридических прав и обязанностей
  • принцип законности
  • принцип ответственности за вину

Перечисленные общеправовые принципы права представляют собой общие начала, определяющие существенные характеристики права в целом (содержание, особенности), распространяются с одинаковой силой на все отрасли права вне зависимости от вида общественных отношений. Межотраслевые принципы права выражают существенные особенности ряда родственных отраслей права.

К ним относятся такие принципы как: принцип неотвратимости наказания, принцип коллегиальности в рассмотрении гражданских и уголовных дел, принцип состязательности, принцип гласности судебных разбирательств и др. Необходимо отметить, что общеправовые принципы на смежные отрасли распространяются в полной мере. Отраслевые принципы права – общие начала, характеризующие существенные особенности уже конкретной отрасли права, например, гражданского, уголовного или административного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *