Анализ симптомов и синдромов

Первое, на что обращается внимание — это симптомы неурядиц, которые напрягают человека. Некоторые трудности клиент сам будет классифицировать как неадекватные нормальной жизни, другие он считает фоном — к которому давно привык.

Обычно в основе любой симптоматики лежит бесконтрольность эмоциональной сферы человека. Выделяют несколько групп симптомов, сигнализирующих о наличии дезадаптивности:

Во-первых, это психологические симптомы, которые и привели клиента на консультацию к психологу(недовольству собой, окружающими людьми, жизнью вообще, ощущение одиночества и ненадобности, снижено настроение, нехватка мотивации, неспособность принимать решение и слабость воли и т.д.) Клиент рассказывает о напряженности в отношениях, ссоры, конфликты, измену, чью-то „злую волю», подозрения, двойственность ситуаций и тому подобное.

Во-вторых, это социальные симптомы, то есть проявления дезадаптации в социуме: безработица, частое изменение работы или брачного партнера, невыполнение родительских (сыновних и др.) обязанностей, ложь, кражи, несчастные случаи, криминальные поступки, проституция, наркотики, алкоголизм и другие асоциальные поступки, и тому подобное.

В-третьих, это физические симптомы, к которым можно отнести характерные особенности телесной маски, мимики, физические изъяны, разные болезненные состояния и недомогания (усталость, плохое самочувствие, головная боль, и тому подобное), психосоматические болезни и другие заболевания.

Вообще под симптоматическим поведением понимают широкий класс нарушений, которые удовлетворяют таким условиям:

1. Поведение человека влияет на других.

2. Поведение непроизвольно и часто не поддается сознательному контролю.

3.Симптоматическое поведение является «выгодным» человеку или членам ее семьи.

4.Симптоматическое поведение исполняет роль скрытой, коммуникации между людьми.

Все отмеченные симптомы выполняют или выполняли в прошлом защитные функции. Поэтому нельзя устранять симптом без определения его полезной роли и при отсутствии равноценной замены

Симптомы могут выполнять разные функции. Часть из них имеет функцию морфостатическую (вторичная выгода). То есть создает некое равновесие в потребностях. Например, ребенок может заболеть, или у него появятся признаки девиантного поведения, чтобы переключить внимание семьи на себя и т.д.

Вторая часть симптомов выполняет морфогенетическую функцию, целью которой является изменение системы отношений, которые не устраивают человека. Да, подросток может осуществить попытки самоубийства как крайней меры для того, чтобы избежать избыточных требований родителей и получить больше свободы.

Синдромы

Разнообразная симптоматика, замеченная в процессе работы, нуждается в соответствующем обобщении, которое для большего удобства можно проводить путем определения определенных психологических синдромов, Слово „синдром» означает соединение симптомов, признаков, характерных для определенного явления.

Как определить, квалифицировать психологический синдром? Во-первых, описание тех или других психологических нарушений можно найти в литературе, особенно знакомясь с работами специалистов, которые исследовали специфическую проблематику, развивали конкретную отрасль психологического знания.

Во-вторых, такие описания как результат наблюдений Консультант может формировать для служебного использования и самостоятельно.

В консультировании синдромы могут касаться как формальных характеристик консультативного процесса, так и содержательных признаков тех или других психологических феноменов. Например, заподозрить психическое нездоровье клиента можно тогда, когда имеются основные признаки „синдрома подозрения на душевное нездоровье», а именно:

а) запутано непоследовательное изложение жалобы, нелогичность;

б) наличие галюциногенной симптоматики;

в) снижение эмоциональности в тех местах, где рядовой человек переживает очень сильно, и наоборот;

г) пренебрежение реакциями консультанта на то, о чем идет речь;

д) исключительная психологическая проблематика, малосвязанная с реальностью;

е) нереалистичность запроса, (например, просьба „перегипнитизировать») упоминание о прошлой госпитализации в психиатрическую клинику или медикаментозное лечение и др.

Совокупность симптомов, составляющих синдром, может создавать настолько характерные паттерны поведения, что по нескольким признакам, которые сразу бросаются в глаза, можно делать выводы о наличии тех характеристик, которые еще не проявились.

Например, о синдроме личностного неблагополучия можно уверенно говорить сразу, как только в рассказе человека лейтмотивом будет звучать просьба о помощи „себе дорогому» и жалобы на эмоциональные негативные состояния. В этом случае целесообразно принять решение о необходимости глубинной терапевтической работы, пока еще без привлечения к ней других членов семьи.

Еще один пример: женщина жалуется на то, что ее мать (бабушка) отказывается беспокоиться о ее ребенке, мальчике, 9 лет, пока она будет в долговременном отъезде. Слушая жалобы и сетования на бабушку, психолог допускает, что в этой ситуации скорее всего идет речь о синдроме детского неблагополучия, и спрашивает о конкретных проявлениях, которые бы могли подтвердить или не подтвердить его: лживость, кражи, побеги, из дома, повышенную болезненность ребенка и др. особенности. На каждое из поставленных вопросов женщина дает утвердительный ответ, хотя сама по-видимому не рассказывала бы обо всем этом психологу, потому что считала такие проявления поведения сына скорее исключительными, не типичными для него.

Первичная диагностика, анализ симптомов, синдромов, опосредованной информации, позволяют психологу принять решение об обоснованности жалобы, то есть прийти к выводу о том, что клиент действительно нуждается в психологической помощи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *