Характер, темперамент, личность

Личность человека

Все, что было сказано до сих пор о психике человека, имело отношение к личности. Личность — это конкретный чело-век с его неповторимым сочетанием физических, физиологических и психологических качеств и свойств. Личностью человек не рождается, он ею становится. Само человеческое «я», т. е. внутреннее содержание личности, формируется только в про-цессе общения с окружающими людьми. Одной из важных черт личности является ее устойчивость. Если человек — это личность, то даже в тяжелых жизненных испытаниях он сохраняет свои глубокие жизненные установки и убеждения. Обще-ние с другими людьми, установление личных отношений — это важнейший этап формирования личности, ее самовоспита-ния, самопознания и самооценки. Установление товарищеских взаимоотношений, искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива должны сочетаться с принципиальностью и взаимной требовательностью.

Для оценки психического образа личности надо постараться раскрыть три вопроса. Первый — чего хочет человек, т. е. каковы его интересы, потребности, стремления, идеалы. Второй — что он может, т. е. каковы его способности, дарования. И третий — что он есть, т. е. что закрепилось в нем как стержневые особенности его личности, каков его характер.

Вы уже знаете, что потребности человека — это главная движущая сила нашего поведения, это внутренние побудители, мотивы нашей деятельности. Только человеку свойственны духовные потребности. Недаром говорят: «Не хлебом единым жив человек». Духовные потребности лежат в основе интересов, склонностей к определенным знаниям, занятиям, опреде-ленной деятельности. Удовлетворение своих интересов и склонностей вызывает чувство радости. В эмоциях, чувствах как раз и отражается соотношение между тем, «чего хочет человек», и тем, «что он может». А в результате во многом воз-никает то, «что он есть».

Проявляемые еще в детстве склонности могут свидетельствовать о наличии у ребенка соответствующих наследствен-ных задатков. Например, увлеченность рисованием, работой с техническими конструкторами может проистекать из природ-ных свойств ребенка. Они могут служить основой развития соответствующих способностей. Способность — это такие осо-бенности личности, которые являются условиями наиболее успешного выполнения данной деятельности, овладения знания-ми, умениями, навыками. Способности можно сравнить с зернышком, брошенным в землю. А вырастет ли. из этого зерныш-ка колосок, будет зависеть от многих причин. Так и с человеком: способности могут развиваться в действительности только в результате упорного труда. Способности не только проявляются, но и формируются в процессе самой деятельности.

Задатки, способности — это великое благо, которым наделила нас природа. Общество должно быть очень заинтересо-вано в максимальном развитии способностей каждого человека. Но это возможно только при самом активном участии само-го человека.

Характер человека

Неповторимое сочетание психологических черт личности представляет собой характер. Наиболее важные психоло-гические черты личности — это ее убеждения, идеалы, цели. Сюда же относится отношение человека к себе, к окружающим его людям, к обществу в целом. Особое место в характере человека занимают волевые черты личности. Воля — это способ-ность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей. Нам ежедневно приходится выбирать один из многих мотивов, от очень простых до весьма сложных.

После выбора очередной цели, т. е. после принятия решения, че-ловек подбирает средства для ее достижения. Далеко не безраз-лично людям, каковы средства для достижения очередной цели. Ко-нечно, проще списать у соседа домашнее задание, но полезнее и честнее выполнить его самостоятельно. Как же поступит человек? Это будет зависеть от характера, от его морально-нравственных установок. Главный этап волевого действия — исполнение принятых решений. На этом этапе требуется особая настойчивость, терпи-мость, самообладание.

Воспитание таких качеств характера — это наша повседневная действительность. От того, насколько прочно закрепятся в молодые годы волевые качества личности, будет зависеть многое в развитии наших природных способностей, наша социальная роль в обществе, семье, наконец, полноценность наших жизненных устремлений.

Нет двух одинаковых характеров, все люди по своим личност-ным свойствам отличаются друг от друга. Но есть такие психофизи-ческие свойства нервной системы, темпераменты, которые оказы-ваются сходными для многих людей. На основании этих свойств принято выделять четыре темперамента. Сангвиник — спокойный, доверчивый, устойчивый, чувственный; флегматик — малоэмоцио-нален, малоподвижен, работоспособен, терпелив, выдержан, с устойчивым вниманием, малообщителен; холерик — подвижный, возбудимый, страстный, энергичный, настойчивый, общительный; меланхолик — высокочувствителен, обидчив, малоподвижен, не-энергичен, робок, плаксив, неуверен в себе, необщителен.

Такое выделение темпераментов только относительно, в чистом виде таких людей встретить почти не удается. Чаще всего у человека сочетаются черты разных темпераментов. Нельзя путать свойства темперамента с чертами характера. Например, честным, добрым, вежливым можно быть при любом темпераменте.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *