Личность и индивидуальность, общая характеристика понятий

Личность, также как и сознание, является наиболее сложным и наименее изученным явлением. Будучи предельно широкой категорией, личность является предметом междисциплинарных исследований. Только в рамках психологической науки личность изучается в рамках социальной, дифференциальной, клинической, педагогической и т. д. психологии. Это не случайно, и связано, прежде всего, с тем, что любое психологическое исследование всегда в той или иной мере относится к личности.

Можно говорить о когнитивной или эмоциональной сфере личности, о патологии личности, о ее формировании и развитии. Что же является содержанием общей психологии личности? Прежде всего, то, что относится к собственно личности, не к личности политика, студента, холерика и т.п., а к особому психологическому образованию, к определенному уровню психической организации.

Современное состояние психологии личности характеризуется отсутствием согласованности, однозначности в понимании самого понятия «личность» и, соответственно, целостного представления о личности. Человек в психологии традиционно описывается четырьмя понятиями: субъект, личность, индивидуальность и индивид.

Субъект

Жизнедеятельность человека, его бытие является по существу взаимодействием субъекта с объектом. Под объектом в данном случае понимается окружающий нас мир, представляющий собой внешние условия деятельности. Субъект же, в свою очередь, является внутренним условием деятельности. Выделяют несколько свойств субъекта (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Первое свойство субъекта – активность. Внешние условия действуют только через внутренние. Это означает, что одно и то же внешнее событие по — разному будет преломляться в психике разных людей.

Выделение активности как свойства субъекта подчеркивает его способность к взаимодействию с внешним миром и преобразованию себя в процессе этого взаимодействия. Чтобы понять, как это происходит, необходимо рассмотреть вопрос о соотношении трех реальностей в психике человека: биологической, психологической и социальной.

Сложная, многообразная психическая деятельность человека может формироваться и развертываться при наличии определенных биологических (физиологических, организмических) условий. Внешняя социальная реальность является важнейшей детерминантой развития человеческой психики. Социум является основным контекстом, в пространстве которого только и может сформироваться личность. Как пишет Б.С. Братусь, эта реальность является «ответственной за содержание психических процессов».

При этом воздействия социального мира прямо не переходят в реальность психическую. Именно это подчеркивал С.Л. Рубинштейн, говоря о том, что внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. По замечанию В. Братуся, «внутреннее есть собственно душевная, психическая реальность … конкретные процессы этой реальности постоянно протекают в рамках условий, определяемых биологической, физиологической природой» (Братусь, 1999, с. 399).

Жизнедеятельность человека развертывается не только в условиях воздействия на психику внешних, социальных причин. А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн подчеркивали созидательную, творческую активность психики, ее преобразующее влияние на социальные процессы и собственное развитие. Так, в частности, А.Н. Леонтьев дополняет первоначальное высказывание следующей формулой: «Внутреннее… действует через внешнее и этим само себя изменяет». Подобное дополнение позволяет выделить еще одно свойство субъекта — способность к саморазвитию, к изменению себя. Третье свойство субъекта – наличие внутренних противоречий или множественность субъекта. Субъект не изолирован от мира, напротив, он включен в мир. Более того, можно говорить о том, что человек включен в разные миры, например в мир природы, культуры и общества. В.В. Петухов на основании этого выделяет трех разных субъектов:

Природный субъект может быть выделен по факту происхождения – субъект активного гибкого приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Этот опыт вырабатывается в процессе эволюции.

Социальный субъект определяется вхождением в общество – субъект присвоения и адекватного применения коллективных социальных представлений, способов поведения, имеющихся в данном обществе.

Культурный субъект – субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе общечеловеческих, то есть универсальных, абсолютных норм. Здесь важно подчеркнуть, что между социальными правилами и культурными нормами существуют определенные различия. Культурные нормы – это принципы решения личных проблем. Социальные правила – это различия в реализации данных принципов в зависимости от местных и временных условий. Культурные нормы абсолютны, социальные правила относительны. Если наличие природного и социального субъектов не вызывает сомнений и является неотъемлемым условием жизнедеятельности человека, то культурный субъект может состояться или не состояться.

Индивид

В понятии индивид содержится указание на принадлежность человека к человеческому роду. Индивид является продуктом фило- и онтогенеза. А.Н. Леонтьев определял индивида как генотипическое образование. Понятие индивид, с его точки зрения, выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Иными словами, содержание понятие индивид включает в себя совокупность природных генетически обусловленных и врожденных свойств человека, с которыми он входит в мир. Индивидные свойства наиболее полно представлены в концепции Б.Г. Ананьева.

 

Индивидные свойства человека

 

Возрастно-половые свойства Индивидуально-типические свойства
Половой диморфизм

(особенности, обусловленные принадлежностью к полу).

Возраст (особенности, связанные с возрастными изменениями). Конституциональные свойства, (тип телосложения, как органическая предпосылка психических особенностей). Нейродинамические свойства ( основные свойства нервной системы).

 

 

Темперамент – как интегративная характеристика индивидных свойств человека

 

Рис. 4. Структура индивидных свойств (по Б.Г. Ананьеву)

Личность

При всем многообразии подходов к пониманию и определению личности в психологии можно выделить некоторые характеристики, составляющие специфическое содержание понятия «личность», которые разделяются многими психологами. Личность – это особое качество человека, которое характеризует его со стороны его взаимосвязей с другими людьми. Таким образом, личность в психологии обозначает особый способ существования человека, существования его как члена общества. По мнению А.Н. Леонтьева, личность — это прежде всего социальный субъект. Становление личности начинается с вхождения в социум. Еще одной важной чертой психологического взгляда на проблему личности является постулат о динамическом характере личности. Так, В.В. Нуркова и Н.Б. Березанская пишут: «…хотя в каждый момент времени мы имеем дело с некоторой устойчивой системой, которую можно назвать личностью, все-таки более уместно говорить о личности как о процессе, а не о результате» (Нуркова, Березанская, 2007, с.366). Авторы предлагают следующее рабочее определение личности.

Личностьэто уникальная динамическая система психологических и физиологических свойств человека, в которой воплощается универсальная суть индивидуума как представителя человеческого рода, реализующего свой индивидуальный жизненный путь в определенном социо-культурном пространстве.

Жизненный путь личности — история формирования и развития личности в определенном обществе (биография). Жизненный путь в своей свершившейся части состоит из реализованных поступков, действий и выборов.

В рамках отечественной традиции Д.А. Леонтьев выделяет три уровня структурной организации личности:

уровень ядерных механизмов личности, образующих несущий психологический скелет или каркас, на который впоследствии нанизывается все остальное. Ядерные механизмы (ядро личности) представляют собой совокупность мотивационных структур, задающих направление «движения» личности;

смысловой уровень – отношения личности с миром, содержательная сторона отношений. Основными составляющими этого уровня являются присущие конкретному человеку и «… вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к последним, а также личностные ценности, которые являются наряду с потребностями источниками этих смыслов» (Леонтьев, 2007, с.144);

экспрессивно-инструментальный уровень. Сюда относятся структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку. Третий уровень – это уровень индивидных предпосылок существования личности.

Индивидуальностьчеловек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.

Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев подчеркивают, что личность и индивидуальность – это два способа бытия человека.

Существует два различных процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности происходит в процессе социализации, в ходе которой происходит принятие индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, формирование умений строить отношения с другими. Сформированная личность является субъектом свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социальных сообществах. В процессе социализации человек адаптируется к социуму, стремится занять в нем определенное место.

Индивидуализация – это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости. «Ставшая» индивидуальность – это самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни.

Самосознание личности

В психологии самосознание понимается как психический феномен осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я». В.В. Столин определяет самосознание как совокупность психических процессов, посредством которых субъект деятельности осознает себя как такового.

Можно выделить два уровня самосознания:

— Первый уровень – выделение себя из среды. Сознавание себя, сознавание субъектности (авторства) своих действий, способность заметить свои переживания.

— Второй уровень – знание своих возможностей. Осознание себя. Знание о себе, о своих индивидуальных особенностях, познавательных возможностях.

Самосознание включает когнитивную (самопознание, схема тела, образ Я) и аффективно-волевую (самопонимание, принятие себя) составляющие.

Два уровня самосознания возникают не одновременно. Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Понимание себя возможно только через понимание другого.

Результатом самосознания является Я – концепция.

Я – концепция, как уже упоминалось выше, — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая динамическая система представлений индивида о самом себе. В нее входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми.

Вслед за Р.Бернсом мы выделяем три основные составляющие Я-концепции: когнитивную, оценочную, поведенческую.

Когнитивная составляющая Я-концепции содержит в себе совокупность представлений индивида о самом себе, образ «Я», включающий атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, внешности, способностей, жизненных целей и т.д. Отношения между элементами подобного самоописания, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента.

Оценочная составляющая Я-концепции включает в себя совокупность оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Самооценка рассматривается как аффективная оценка образа Я. Она может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

По мнению Р. Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки.

Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я»: чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным «Я», тем выше самооценка личности.

Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с тем, как, по мнению человека, его оценивают другие.

Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности: чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше ее самооценка.

Поведенческая составляющая Я-концепции. Действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Можно заметить, что по содержанию понятие «Я — концепция» близко к понятию «самосознание», однако «Я — концепцию» традиционно рассматривают как результат самосознания.

Психологическая защита

В ситуации угрозы позитивному представлению личности о себе срабатывают механизмы психологической защиты. Их функция состоит в избегании или овладении мощным угрожающим чувством (преимущественно тревогой), а также в поддержании и сохранении целостного, непротиворечивого позитивного чувства Я. Термин «психологическая защита» был впервые введён основателем психоанализа З.Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы». В последующих работах З. Фрейд использовал это понятие для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Позднее психологическая защита изучалась представителями Эго-психологии — А. Фрейд, К. Хорни, Г.С. Салливаном, Э. Фромом, которые полагали, что защитные механизмы не всегда и необязательно приводят к развитию невроза. Они скорее представляют собой «глобальные, закономерные, здоровые, адаптивные способы переживания мира. Эти способы возникают как здоровая творческая адаптация и продолжают действовать на протяжении всей жизни».

Все механизмы психологической защиты характеризуются следующим образом:

— действуют на неосознаваемом уровне (включаются автоматически);

— обеспечивают снижение или избавление от тревоги путем определенного искажения, отрицания или фальсификации реальности.

Основные виды психологических защит

Вытеснение. Вытеснение З. Фрейд рассматривал как первичную защиту, так как она лежит в основе формирования более сложных защит, и в связи с тем, что при вытеснении происходит исключение из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание, оно представляет собой наиболее прямой путь избегания тревоги. Освобождение от тревоги при вытеснении не происходит бесследно. Вытесненный материал стремится прорваться в сознание, что периодически происходит в сновидениях, оговорках, описках и т.п. З. Фрейд называл это «психопатологией обыденной жизни».

Проекция. С помощью этого защитного механизма человек приписывает другим людям или окружению собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение. Это позволяет перекладывать вину за свои недостатки на других. Недоброжелательный человек будет жаловаться на то, что люди злые, им нет никакого дела друг до друга. Однако следует отметить, что проекция может быть и позитивной. Примером позитивной проекции может служить первая любовь, во время которой партнер воспринимается как «совершенство». Мы не видим недостатки любимого человека, нам кажется, что их нет. Негативным следствием позитивной проекции является разочарование.

Отрицание. За отрицанием стоит бессознательный отказ принять реальность определенных событий, ощущений, переживаний, которые могут причинить боль и страдания. Отрицание «включается», когда человек узнает о каком-то трагическом для него событии. Практическим психологам хорошо известны случаи тотального отрицания в ситуациях, когда у человека недостаточно личностных ресурсов для принятия реальности. Такого рода поведение характерно для родителей, неожиданно потерявших своего ребенка, людей, «вдруг» узнавших о страшном диагнозе. Отрицая реальность происшедшего, человек живет так, словно ничего не случилось.

Рационализация. Псевдоразумное объяснение происходящего, благодаря чему иррациональное поведение представляется таким образом, чтобы выглядеть вполне оправданным в глазах окружающих. Молодой человек, не поступивший в вуз, может объяснить свою неудачу тем, что вуз оказался гораздо слабее и хуже, чем казался вначале. Человек может объяснить псевдоразумно любой свой промах или несостоятельность (не очень-то и хотелось, такого-то мне и не надо). Это позволяет поддерживать позитивный образ Я в угрожающих обстоятельствах.

Сублимация. По мнению З. Фрейда, сублимация представляет собой «хорошую» защиту, здоровое средство разрешения психологических трудностей. С помощью сублимации человек может в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация сексуальных импульсов возможна в занятиях спортом, в творчестве. Сублимация агрессии часто осуществляется посредством выбора профессии, в рамках которой агрессивность трансформируется в способность оперировать, лечить зубы и т.п. З. Фрейд говорил о том, что сублимация является особо заметной чертой эволюции культуры. Как пишут об этом Л.Хьелл и Д.Зиглер – «благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни» (Л.Хьелл, Д.Зиглер,1997, с.132).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *