Общая психология. Дискуссия Л.С. Выготского и Ж. Пиаже относительно мышления и детской эгоцентрической речи.
Можно разделить речь двух испытуемых на две большие группы — эгоцентрической и социализированной.
Эгоцентрической речью произнося фразы первой группы, ребенок не интересуется тем, кому он говорит, и слушают ли его. Он говорит либо для себя, либо ради удовольствия приобщить кого-нибудь к своему непосредственному действию, при этом он не пытается встать на точку зрения собеседника. Ребенку важен лишь видимый интерес, хотя у него, присутствует иллюзия, что его слышат и понимают. Данный вид речь подобен разговору вроде тех, что ведутся в некоторых гостиных, где каждый говорит о себе и никто никого не слушает.
Можно разбить эгоцентрическую речь на три категории:
- Повторение (эхолалия). Слова повторяются для удовольстия, без смысловой нагрузки.
- Монолог. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал.
- Монолог вдвоем \ коллективный монолог. Позиция собеседника никогда не принимается в расчет, собеседник только возбудитель.
Что же касается социализированной речи, то здесь можно различать следующие категории:
- Адаптированная информация. Здесь ребенок действительно обменивается мыслями с другими; тут наблюдается сообщение собеседнику о чем-нибудь, что может интересовать его или повлиять на его поведение, либо настоящий спор или даже сотрудничество в достижении общей цели.
- Критика. В данную группу включаются все замечания по поводу работы или поведения других лиц, носящие тот же характер, что и адаптированная информация, — так сказать, специфические замечания по отношению к собеседнику. Но, разумеется, надо признать, что различие между критикой и адаптированной информацией крайне тонкое. Это различие может раскрыть лишь контекст.
- Приказание, просьбы и угрозы. Здесь явное воздействие одного ребенка на другого.
- Вопросы. Большинство вопросов, задаваемых детьми детям же, вызывает ответ, поэтому их можно отнести к социализированной речи, но принимая во внимание приводимые ниже оговорки.
- Ответы. Это ответы, даваемые на собственно вопросы (с вопросительным знаком) и на приказания, а не ответы, даваемые во время диалога на предложения, не являющиеся вопросами, но относящиеся к «информации».
*Короче, ребенок почти никогда не спрашивает себя, поняли ли его. Для него это само собой разумеется, поскольку он, когда говорит, не думает о других. Он произносит коллективные монологи. Итак, для упрощения можно сказать, что взрослый думаетсоциализировано, даже когда он один, а ребенок младше 7 лет мыслит и говорит эгоцентрически, даже когда он в обществе.
*Эгоцентрическая логика более интуитивна, скорее синкретична, чем дедуктивна, рассуждения ее не явно выражены. Суждение перескакивает с первых предпосылок прямо к выводам, минуя промежуточные этапы.