Общая психология. Исследования процессуальной стороны мышления в школе С.Л.Рубинштейна.

Психологическое исследование мышления, естественно, зависит от общей психологической концепции. Положение той психологической концепции, из которой мы исходим, можно сформулировать следующим образом: основным способом существования психического является его существование в качестве процесса или деятельности.В соответствии с этим основным предметом психологического исследования мышление является как процесс, как деятельность.

Мы стремимся повсюду исходить, из объективно контролируемых «внешних» фактов, но видим задачу психологического исследования в том, чтобы вскрыть и внутренние условия, и закономерности того скрытого, непосредственно не выступающего процесса, который к ним приводят.Два основных положения, определяющие наш подход к проблеме мышления, — это диалектико-материалистический принцип детерминизма и положение о процессе мышления как исходном предмете психологического исследования…

Правильное понимание положения о мышлении как процессе предполагает, что мышление понимается «как деятельность» субъекта, взаимодействующего с объективным миром. Процесс мышления — это прежде всего анализирование и синтезирование того, что выделяется анализом; это затем абстракция и обобщение, являющиеся производными от них. Закономерности этих процессов в их взаим
оотношениях друг с другом суть основные внутренние закономерности мышления.

Анализ и синтез — это две стороны, или два аспекта, единого мыслительного процесса. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Синтезом является всякое соотнесение, сопоставление, всякое установление связи между различными элементами.

В чувственном познании, в восприятии синтез выступает в виде изменения чувственных элементов, их конфигурации, структуры, формы и той или иной их интерпретации в результате соотнесения выделенных анализом составных частей смыслового содержания.
На уровне теоретического познания анализ и синтез выступают в новых формах. Анализ, вычленяя существенные свойства явлений из несущественных, необходимые из случайных, общие из частных, переходит в абстракцию.

Итак, ясно: не операции порождают, мышление, а процесс мышления порождает операции, которые затем в него включаются. Если под мышлением сначала разуметь деятельность решения задач, то непосредственно эта деятельность выступает не как мышление «в чистом виде», а в значительной мере в функционировании операций, сплошь и рядом являющихся затвердевшими сгустками чужой мысли, функционирующими в виде слепых навыков.

Задача исследований, направленного на изучение мышления, заключается в том, чтобы путем анализа мыслительной деятельности (решения задач), отправляясь от того, что выступает эмпирически на поверхности явлений, вскрыть процесс мышления в его существенных закономерностях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *