Общая психология. Классификации видов мышления

Классификации видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; образное, визуальное и пространственное; эгоцентрическое, аутистическое и реалистическое; практическое и теоретическое мышление; эмоциональный и социальный интеллект.

Мышление — это опосредственное и обобщенное познание мира.

Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера.

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.

  • Наглядно-действенное мышление .[от 1 до 3] Основная характеристика – решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта.

*Опыт с детьми младшего возраста. К одному концу рычага прикрепляется игрушка, но ребенок не может достать ее. Ребенок может потянуть второй конец рукоятки на себя, но тогда игрушка отодвигается еще дальше. Нужно потянуть рукоятку от себя. Ребенок должен найти это решение.*Существует у высших животных.

  • Наглядно-образное мышление.[от 4 до 6]Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важная особенность – нахождение непривычных сочетаний предметов и их свойств.

*Дошкольнику предъявляли плоскую фигуру , например гуся, и закрывали ее диском, причем голова гуся оставалась видна. После этого фигуру поворачивали на опред. Угол и предлагали ребенку определить по положению головы, где находится хвост гуся.

  • Словесно-логическое мышление.[от 7]Характеризуется использованием понятий, логических конструкций, функционирующих на базе языка и языковых средств.

 

  • Образное мышление – единая система форм отражения – наглядно-действенного, наглядно-образного и визуального мышления, — с переходами от означивания конкретных единиц предметного содержания отражения к установлению между ними связи, обобщению и построению образно-концептуальной модели и выявлению на её основе категориальной структуры сущностной функции отражаемого
  • Визуальное мышление — умственная деятельность, в основе которой лежит оперирование наглядными графиками, пространственно структурированными схемами. Является разновидностью рационального постижения существенных связей и отношений вещей и дополняет вербальное мышление. Способно отражать любые категориальные отношения реальности (пространственно-временные, атрибутивные, каузальные, телеологические и др.), но не через обозначение этих отношений словом, а посредством их воплощения в трансформированную чувственность — в форме зримого явления сущности. Платон обозначал В. м. понятием «ноэзис» и подразумевал под ним мыслящее усмотрение сущности (идеи) в ее зримом «лике».
  • Пространственное мышление является локальным образованием. Обеспечивает создание образов пространства, и оперирование ими в процессе решения разнообразных задач.

 

  • Мышление эгоцентрическое— особенности мыслительной деятельности у индивидов с таким качеством личности, как эгоцентризм. Эгоцентризму свойственно, как известно, рассматривать собственное Я как находящееся в центре всего, что его окружает. Основные признаки эгоцентрического мышления таковы: 1. индивид убеждён, что и другие люди представляют себе значение какого-либо явления, как и он сам; 2. индивид считает, что происходящее имеет для других тот же смысл, как и для него самого; 3. индивид склонен приписывать окружающим те же мотивы поведения, какими руководствуется он сам; 4. индивид ограничен в способности видеть себя со стороны и оценивать своё поведение с объективных позиций.
  • Мышление аутистическое— обозначает алогическое мышление, связанное с аутизмом, то есть неспособностью пациентов принимать во внимание реальные свойства, связи и отношения, предпочитая последним образы кататимным фантазиям. В этом смысле можно сказать, что аутистическое мышление суть сновидное мышление, сновидения наяву, поскольку аналогия со сновидениями здесь вполне уместна или даже очевидна.
  • Мышление реалистическое — умственная деятельность, направленная на познание и преобразование реальной действительности. Основные принципы реалистического мышления таковы: 1. принцип объективности, состоит в том, что индивид руководствуется исключительно объективными ценностями и в своих суждениях сводит к минимуму роль субъективных факторов; 2. принцип каузальности, состоит в признании того, что каждое явление имеет естественные причины своего происхождения; 3. принцип достоверности, который гласит: ни одно положение не может быть принято, пока оно не будет доказано результатами практических действий. Реалистическому мышлению свойственны также критичность в оценке его хода и результатов и, что существенно важно, определенная этика, согласно которой знание не может быть использовано во зло природе и человеку и их будущему.

 

  • Y Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Открытие периодической системы Менделеева – это продукт теоретического мышления.
  • Y Практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Так, например, для фундаментальных наук открытие закона в феврале или марте одного и того же года не имеет принципиального значения. Составление же плана ведения боя после его окончания делает работу бессмысленной. В практическом мышлении очень ограниченны возможности проверки гипотез. Все это делает практическое мышление подчас еще более сложным, чем мышление теоретическое.
  • Эмоциональный интеллект – способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, а также способность управлять данными чувствами. Эмоциональный интеллект характеризуют знание психологии и умение практически применять и использовать данные знания. К эмоциональному интеллекту относятся:
  1. Знания и накопленный личный опыт;
  2. Способность управлять собой и воплощать цели и желания в жизнь;
  3. Эмпатия – способность чувствовать, понимать и принимать;
  4. Навыки межличностного общения;
  5. Самопознание и самосознание.

 

Социальный интеллект – способность распознавать различные роли, а также «снимать» и «одевать» данные роли в процессе жизненной игры.Мы считаем, что почти каждая жизненная ситуация есть игра. Вы можете быть ребенком или взрослым, лежебокой или домохозяйкой или кем угодно. У игр есть определенные правила. Иногда их устанавливаете Вы. Иногда другие. Иногда Вам приходится принимать правила чужих игр (например, при устройстве на работу). Иногда устанавливаете свои игры и правила. Иногда это получается. Иногда нет.*Человек с высоким социальным интеллектом умеет замечать и различать роли и игры. Умеет их осознавать и распознавать. Умеет менять и создавать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *