Общая психология. Представление о процессе творческого мышления в концепции Я.А.Пономарева.

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я. А. Пономарев (1988). Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Изучая умственное развитие детей и решение задач взрослыми, Пономарев пришел к выводу, что результаты опытов дают право схематически изобразить центральное звено психологического интеллекта в виде двух проникающих одна в другую сфер. Внешние границы этих сфер можно представить как абстрактные пределы (асимптоты) мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго интуитивного мышления животных). Сверху — логическое (за ним простирается сфера строго логического мышления компьютеров).

Творческий продукт предполагает включение интуиции и не может быть получен на основе логического вывода.Основой успеха решения творческих задач является способность действовать «в уме». Эта способность, возможно, является структурным эквивалентом понятия «общая способность», или «генеральный интеллект». С креативностью связаны два личностных качества, а именно — интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям.

Пономарев рассматривает творческий акт как включенный в контекст интеллектуальной деятельности.

В качестве «ментальной единицы» измерения креативности мыслительного акта творчества Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задачи (задача всегда решается на более высоком уровне структуры психологического механизма, по отношению к уровню, на котором приобретаются средства ее решения).

В психологии существуют разныеподходы к проблеме творческих способностей:

  1. Творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
  2. Существует «креативная активность личности», полагая, что эта активность определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчествоявляется ситуативно не стимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности.

3.Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.

Главное в творчестве — не внешняя активность, а внутренняя — акт создания идеала.

Итак, спонтанность творческого акта, пассивность воли и измененное состояние сознания в момент вдохновения, активность бессознательного, говорят об особых отношениях сознания и бессознательного. Сознание (сознательный субъект) пассивно и лишь воспринимает творческий продукт. Бессознательное (бессознательный творческий субъект) активно порождает творческий продукт и представляет его сознанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *