Практическая психология

Практическая психология — отрасль практического применения психологических знаний, предметом которой является психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека с его проблемами, запросами, потребностями. Самостоятельными областями практической психологии являются: психологическое консультирование, психологическое тестирование, психологическая коррекция.

Проблемы практической психологии

Проблема ответственности.

Массовость применение психологических знаний и технологий — обостряет проблему обоснованности воздействия одного человека на другого.

Проблема ответственности для психолога означает:

1. — необходимость обосновывать тот или иной вид воздействия на человека;

2. – осознание профессиональной ответственности (распределения отвественности) при реализации различных видов психологической помощи.

Проблема границ.

Вопрос о границе профессиональных возможностей схожи с принятием решения об оказании реанимационной мед. помощи. Профессиональный долг требует действия, и принятие ограничений на собственные действия. “Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу (понимаю, знаю), что этому человеку я не смогу помочь, он не сможет принять моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого профессиональными средствами.”

Таким образом:

1. Существуют общепрофессиональные границы – работаем только с психической нормой;

2. Границы профессиональной компетентности самого психолога – осознаю уровень моей компетентности и оказываю психологическую помощь только тем клиентам и в том случае, если я компетентен (имею уровень подготовки и готовности).

3. Существуют границы прменения некоторых методов и методик (в коррекции и психотерапии). Необходимость создавать определенные условия для оказания психологической помощи.

Проблема подготовки практиков-психологов

В стране не было практической психологии во всем многообразии видов психологической помощи. Отечественная психология развивала в русле психологии деятельности — помощь детям в овладении той или иной деятельностью. Вышеизложенные проблемы не имеют готовых ответов, каждый психолог в каждом конкретном случае должен отвечать на них сам.

Изменение социальных условия, трансформация общественных отношений – порождает множество стрессов и вызывант психологические затруднения разного порядка. Это требует постоянного развития и появления новых методов и методик оказания психологической помощи.

Практика всегда опережает теорию и ищет ответ на конкретную проблему в лице живого клиента.

Психолог-практик должен постоянно обучаться новым методам и техникам оказания помощи, постоянно повышать свою квалификацию.

Психологическая помощь – это область практического применения психологии, и деятельность практического психолога. По содержанию – это активное целенаправленное психологическое воздействие на человека, группу или организацию с целью повышения психологической компетентности, гармонизации психической жизни индивида, улучшению социально-психологической адаптации, реконструкции личности, формирования стрессоустойчивости.

В человеческом сообществе феномен помощи существовал всегда, но в качестве социального института возник и оформился только к середине XX века, вызвав к жизни появление целого ряда новых профессионалов: психолог-консультант, психолог-психотерапевт и др.

Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, психокоррекцию, профориентацию и др.

В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь может оказать:

психолог — специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать;

психотерапевт — врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией.

психиатр – врач, при наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу-психиатру.

Виды психологической помощи

Психологическое консультирование

Единого понимания термина психологическое консультирование не существует.

Б.Д.Карвасарский предлагает понимать консультирование, как профессиональную помощь человеку или группе людей (например, организации) в поиске путей разрешения определенной проблемной ситуации.

Психологическое консультирование – это психологическая помощь психически здоровым людям в совладании с различного рода внутри- и межличностными затруднениями в процессе специально организованной беседы (психологическое интервью).

Происходит от лат. consultare — совещаться, заботиться, советоваться. Разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и углубления знаний.

Главная идея: Каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами.

Специфика психологического консультирования определяется рядом параметров:

— кратковременность личных контактов клиента со специалистом (одна-три);

— эпизодичность данных контактов;

— практическая завершенность каждой встречи клиента с психологом-консультантом;

— активность клиента в процессе консультирования;

— самостоятельность действий клиента по решению своей проблемы после консультации в соответствии с рекомендациями специалиста;

— ответственность психолога за правильность своих выводов о сути проблемы и профессиональную обоснованность рекомендаций.

Процедурные отличия психоконсультирования от психотерапии (по Ю.Е.Алешиной):

1. По характеру жалобы клиента. В случае психологического консультирования клиент жалуется на трудности в межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае, ориентированном на психотерапию, клиент жалуется на невозможность контролировать себя.

2. По процессу диагностики. В психологическом консультировании диагностика преимущественно направлена на события настоящего и недалекого прошлого. При этом значительное внимание уделяется конкретному поведению, межличностным отношениям.

3. По процессу оказания воздействия. Основой психологического консультирования является, прежде всего, изменение установок самого Клиента на других людей и на различные формы взаимоотношений с ними. Следующим этапом работы является изменение поведения клиента.

В психотерапии большее внимание уделяется взаимоотношениям между Клиентом и психотерапевтом, анализу переноса и контрпереноса как средства воздействия.

4. Отличия, связанные со сроками работы. Психологическое консультирование чаще всего является краткосрочным и редко превышает 5-6 встреч с клиентом.

5. Отличия, связанные с типом клиентов. Клиентом в психологическом консультировании может быть практически любой человек. Психотерапия ориентирована на невротиков (пациент).

6. Отличия в требованиях к уровню подготовки специалиста, оказывающего воздействие. Психологу-консультанту необходим психологический диплом (удостоверяет его знание достижений научной психологии) и дополнительная специальная подготовка в области теории и практики психоло-гического консультирования.

Перенос — склонность клиента переносить (проецировать) на специалиста, оказывающего воздействие, и свои отношения с ним, и свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты.

Контрперенос — склонность специалиста, оказывающего воздействие, проецировать свои отноше-ния со значимыми людьми, основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом.

Перре и Бауманн, рассматривая соотношение психологического консультирования и психотерапии, в качестве различий указывают следующее:

а) в психологическом консультировании на первом месте стоит информирование (передача информации человеку, обратившемуся за помощью);

6) психологическое консультирование в медицине выполняет в основном функцию гигиены и профилактики;

в) в рамках консультирования анализируются варианты решений конкретной проблемы, но их осуществляет сам человек и не в рамках консультирования, а самостоятельно;

г) в практике консультирования изменения происходят по окончании самого консультирования без сопровождения специалистом, в психотерапии — сущностью является сам процесс изменений, сопровождаемый специалистом.

Цели психологического консультирования

Вопрос определения целей консультирования не прост, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако, выделяют несколько универсальных целей:

1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

3. Обеспечить принятие жизненно важных решений: понимание своих ценностей, влияния установок на принятие решений и т.п.

4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. И др.

Несмотря на некоторую общность целей психологического консультирования, основные психологические школы все-таки значительно расходятся в их понимании (см. табл. 1).

Современные представления о целях консультирования

Цели консультанта и клиента соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент — свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту.

Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: «Что Вы ожидаете от нашего общения?», «Каковы ваши желания?» и т.п.

Главная цель консультирования — помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.

Алешина Юлия Евгеньевна основную цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими.

Абрамова Галина Сергеевна определяет целью психологического консультирования культурно-продуктивную личность клиента, чтобы человек обладал чувством перспективы, действовал осознанно, был способным разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения.

Кочюнас Римантас-Антанас Броневич — появление у клиента черт зрелой личности. Первоочередная задача здесь — появление черт зрелой личности у самого психолога-консультанта.

Обозов Н.Н. цель психолога в консультировании видел в том, чтобы прояснять клиенту причины и следствия жизненных ситуаций. Задачей здесь будет доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации.

Флоренская Тамара Александровна обосновала духовно ориентированный подходом. В качестве основной задачи, стоящей перед психологом-консультантом, она называет задачу помочь клиенту осознать реальность своего «Духовного Я». В структуре личности Т.А. Флоренская выделяет:

1. «Эмпирическое обыденное Я» — прижизненные приобретенные качества.

2. «Духовное Я» — врожденный голос совести, интуиции человека, сосредоточие нравственной и творческой интуиции, подсказывающее человеку, что и как, каким образом необходимо делать, что нравственно, эстетично, а что нет.

Высшие проявления любви, готовность к самопожертвованию, способность преодоления инстинкта самосохранения ради высшего смысла — проявления «духовного Я» человека.

Флоренская Т.А. описала условия, при которых личность может возвратиться к осознанию реальности своего «Духовного Я».

Копьев Андрей Феликсович свой подход к консультированию назвал диалогическим. Целью работы с клиентом в рамках этого подхода, является достижение высших степеней диалогического общения, момент максимально искреннего обсуждения значимых личностных проблем.

Копьев А.Ф. описал что может мешать: Психологическая интоксикация — рассуждательный интерес к психологии и психотерапии; Эстетизация личностных проблем — человек воспринимает свои проблемы, как ценность, что сообщает его личности значительность и глубину; Манипуляция-пристрастие — активный поиск путей для достижения поставленных целей, поиск инструктора, который бы научил его совершенным техникам манипулирования.

Капустин Сергей Александрович – определил цель консультирования в разрушении полярности оценочной позиции (человек признает для себя реализацию только каких-то одних жизненных требований и обесценивает реализацию противоположных).

Горностай П.П. и Васьковская С.В. определяют проблемный подход. Цель работы — решение клиентом своих психологических проблем.

Мастеров Борис Михайлович обосновал реконструктивный подход (реконструкция субъективной картины мира и опыта клиента).

Меновщиков В.Ю. цель психол.консультирования определяет как адаптацию к жизни за счет активации жизненных ресурсов. Опора делается на развитие новых способов мышления клиента.

Задачи консультирования

В процессе психологического консультирования, специалист должен решить ряд задач:

1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)

3. Изучение личности клиента с целью выяснения, может ли клиент самостоятельно справиться с проблемой (определить наличие ресурсов у клиента для решения проблемы)

4. Формулирование цели (как клиент поймет, что проблема решена); как наилучшим образом решить его проблему.

5. Создание совместно с клиентом алгоритм достижения цели. Оказание текущей помощи в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.

6. Оосознание клиентом причин возникновения данной проблемы.

7. Обучение клиента тому, как предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики).

8. Передача Консультантом Клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки. (Психолого-просветительское информирование клиента.)

Профессиональная позиция практического психолога

1) Цели психологической помощи.

Квалифицированный психолог ориентирует клиента в его целях, дает человеку возможность найти максимально возможное число вариантов поведения.

Квалифицированный психолог рассматривает цели психологической помощи как новые возможности клиента, которые он должен выявить во взаимодействии с ним. Ответственность за выбор несет клиент. Психолог помогает осознать максимальное количество вариантов, увидеть новые возможности.

Неквалифицированный психолог преследует свои цели, использует клиента для реализации своих склонностей.

Например, психолог может демонстрировать клиенту свою исключительность как носителя профессии, подчеркивая постоянно свою компетентность. Или будет дискредитировать все высказывания клиента своими суждениями, которые направлены на обесценивание переживаний клиента.

Неквалифицированный психолог цели психологической помощи формирует на основе своей личной Я-концепции, поэтому игнорирует Я-концепцию клиента.

2) Отклики или реакции практического психолога в ситуации профессиональной деятельности.

Квалифицированный психолог может найти множество реакций – вербальных и невербальных – на широкий спектр ситуаций и проблем.

Неквалифицированный психолог обладает типичным стилем поведения, не всегда типичные реакции могут быть адекватны ситуации .

Квалифицированный психолог способен к выработке множества моделей поведения в своей культуре и в рамках других культур. При встрече с клиентом психолог ориентируется на нормы и ценности данного человека. У психолога обязательны широкие границы принятия и высокая терпимость к разнообразным реакциям клиента.

Неквалифицированный психолог способен работать только в рамках одной культуры, которую он понимает через содержание своей Я-концепции. Себя он рассматривает как проявление общекультурной нормы, стандарта поведения.

3) Мировоззрение (концепция) практического психолога

Квалифицированный психолог понимает сложность предмета своего исследования и воздействия на индивидуальность человека, понимает невозможность описания и исследования его в рамках одной концепции, поэтому стремится понять и использовать в работе множество концепций.

Неквалифицированный психолог ограничивает свою работу рамками одной концепции.

Квалифицированный психолог постоянно осваивает новые теории и подходы. Он может стать приверженцем какой-то одной теории, но постоянно открыт для освоения нового знания, для восприятия, альтернативных точек зрения.

4) Ограничения в деятельности практического психолога.

Квалифицированный психолог постоянно рефлексирует на содержание своей профессиональной деятельности, реально оценивает свои возможности и уровень квалификации, понимает и принимает ограничения своих возможностей.

Квалифицированный психолог адекватно относится к проблеме профессионального роста как к необходимости постоянного профессионального взаимодействия с коллегами.

Для квалифицированного психолога ответ клиенту “Нет, я не работаю над этими вопросами” – не является показателем его профессиональной некомпетентности, а наоборот, ограничения и их обоснование как для клиента, так и для себя является источником профессионального роста.

Неквалифицированный психолог работает без ограничений, берется за любую проблему. Он не работает с другими профессионалами. Его позицию можно обозначить словами: “То, что я делаю как психолог, всегда правильно.”

5) Человеческое достоинство. Уважение к личности, анонимность и конфиденциальность

Человеческое достоинство – является самоценностью. Психологическая информация сообщается в адекватной для клиента форме, адекватным словарем.

Для непрофессионального психолога характерно неуважительное отношение, позиция сверху, перегруженность терминологией.

6) Безоценочность.

Квалифицированный психолог, реагируя на ситуацию, избегает оценочных суждений по поводу действий клиента.

Для неквалифицированного психолога существуют шаблонные оценки действий.

Простое на первый взгляд качество, но так как оценивание сопровождает одну из ведущих операций мышления – сравнение, исключить оценивание чрезвычайно сложно. Считается, что профессионалам требуется не менее 17 лет для того, чтобы относиться к клиентам без оценивания. Счастье и переживания человека индивидуальны. Практическая психология работает с индивидуальностью, которую можно сравнивать саму с собой. Прочие оценки не имеют смысла. При этом любое оценивание вызывает напряжение у оцениваемого. Если человек поймет, что его не оценивают, он начинает открываться. А в этом и заключается мастерство консультанта дать человеку возможность говорить о себе правду.

Базовые принципы психологического консультирования

Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательным для специалистов, следование которым не только обеспечивает этичность про-фессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия.

1. Принцип причинности. Психолог стремится разобраться в причинах и механизмах проблемы клиента, а не «борется» с их внешними проявлениями. Принцип не всегда является универсальным, например, в гештальт-терапии главным становится принцип «здесь и сейчас», и этот путь эффективен в ряде случаев. В проблемном анализе возможно прогнозирование ситуации в будущем.

2. Принцип консультативного альянса — высокий уровень открытости и доверия.

3. Принцип проблемной диагностики — процесс выявления характера и причин психологических трудностей, иногда с применением диагностических методик для адекватной постановки гипотезы.

4. Принцип эффективности консультирования:

а) нестандартный подход, так как одинаковых случаев не бывает;

б) ориентация на понимание, то есть говорить на языке клиента;

в) ориентация на установки клиента;

г) использование рекомендаций и директив исключительно для определенных ситуаций (например, консультирование по вопросу воспитания ребенка, выходу из конфликтной ситуации, налаживанию гармоничного взаимодействия); форма рекомендации должна быть нейтральной, из которой выводы должен сделать сам клиент, где «совет срабатывает как внушение, приводящее человека к самостоя-тельному решению» (Р. Мэй);

д) избежание излишней оригинальности, то есть использование проверенных и целесообразных методов;

е) формирование доверительных отношений всеми возможными способами;

ж) поддержание мотивации долговременной работы: предупреждение в начале первой беседы о целесообразности повторных встреч;

з) фиксирование внимания на положительном эффекте уже на первой встрече, ориентация на постепенность изменений в личности клиента; формирование положительного эмоционального отношения к консультации.

5. Принцип психологического посредничества, то есть позиция «третейского судьи» для помощи сторонам нахождения компромисса.

6. Неманипулятивный подход — стимуляция клиента к принятию собственного решения. Директивная модель психологической помощи придерживается другой точки зрения, но недирективная модель ближе к основной идеи консультации, заключающейся в развитии клиентом своих психологических потенций.

7. Принцип безоценочного принятия, когда «психолог и его клиент сливаются в одно психическое целое» (Р. Мэй).

8. Принцип профессионализма — адекватное формирование психологической задачи и несоздавание у клиента иллюзий своего (психолога) всемогущества. Необходимо переориентировать запрос в сторону возможного, а если надо, раскрыть компенсаторные возможности человека и т. д.

9. Ориентация клиента на самого себя. Локус контроля должен быть внутренний.

10. Фиксирование результатов консультации, что помогает лучше анализировать проблему, концентрироваться на нюансах, учит психолога профессиональной саморефлексии.

Типы задач взаимодействия клиента с психологом

При работе с заказом на работу практический психолог может зафиксировать то, на какие особенности психологической информации ориентируется клиент. Можно выделить четыре типа задач взаимодействия клиента с психологом.

1) Социальные задачи.

Они специфичны тем, что клиент воспринимает психологическую информацию, тему взаимодействия с психологом на основе строго нормированных социальных оценок, которые могут быть ранжированы по шкале “правильно — неправильно“ или по другому: “соответствует норме – отступает от нормы”. Человек оценивает свои переживания и психологическую информацию о других людях, ориентируясь на социальные критерии и нормы. Возникают переживания несоответствия обобщенной норме. “Проверьте меня, нормален ли я”, “Что люди скажут”. Эти социальные критерии обедняют жизнь человека, приводят к постоянным ситуациям дискомфорта. (требуется изменение системы оценок Клиента).

2) Этические задачи

Другую категорию задач взаимодействия клиента и Психолога можно обозначить как задачи этические. Переживания Клиента ориентированы на шкалу этической оценки “Хорошо – Плохо”. Психологическая информация воспринимается в свете этого отношения. Появляемся избирательное отношение, основанное на этой оценке. Клиент может ориентироваться на оценку других людей. Этическая задача дает возможность клиенту осуществить выбор между оценкой других и своими переживаниями. “Это плохо, когда ребенок не слушается, надо, чтобы он слушался”,”Нельзя же все время его хвалить, он же избалуется, что тут будет хорошего…”

Психолог, работая с таким заказом, должен не только четко обозначить тему взаимодействия с ним, но и выделить и обсудить с клиентом систему его оценок. Психологу необходимо показать ограниченность оценочной шкалы “Хорошо – Плохо”.

3) Нравственные задачи

Третья категория задач может быть названа нравственными задачами. Они связаны с ориентацией переживаний на критерии “добра” и “зла”, которые требуют нравственного выбора. Эти задачи взаимодействия Клиента и Психолога не имеют логического конца, так как нет четкого критерия “добра” и “зла”, который был бы однозначно применен к анализу психологической информации.

“Добро” по своей природе условно, оно требует от человека особого отношения к себе и к другим, внешне ничем не обусловленного. Тема же взаимодействия всегда конкретна. Работа Практического Психолога с нравственной задачей Клиента состоит в том чтобы показать ему условность критериев “добра” и “зла”. Подвести его к нетождественности этих критериев для разных людей.

4) Психологические задачи

Это собственно психологические задачи. Клиент спрашивает о значении психологической информации – “Как понять? Что это значит? Не понимаю.” Клиент демонстрирует свою систему оценок переживаний, готов ее изменять, сопоставлять. Таких Клиентов мало. Большая часть клиентов ориентируется на социальные и этические задачи.

Работа Практического Психолога состоит в том, чтобы они переформулировали свою задачу в задачу психологическую – это уже первый шаг к оказанию психологической помощи. Можно использовать четыре этапа фиксации задачи, которые позволят описать психологическую задачу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *