Проблема распределения упражнений. Закон Йоста.

Проблема распределения упражнений. Закон Йоста. Кривая забывания (сохранения) Эббингауза и ее модификация (Пьерон).

Роль упражнений, их оптимальное распределение (закон Йоста)

Прочность запоминания во многом зависит от повторения, которое является важнейшим условием овладения навыками, знаниями и умениями. Однако повторение должно быть правильно организовано с тем, чтобы сделать заучивание максимально эффективным. Важно, чтобы оно было активным и разнообразным, с использованием примеров, контрольных вопросов, схем и пр. Необходимо также правильно распределить повторение во времени. Существуют два основных способа заучивания: концентрированное заучивание – способ заучивания, при котором материал заучивается в один прием, а повторения следуют одно за другим и распределенное заучивание – рациональный способ заучивания при котором повторения разделены промежутками времени.

Какой из этих способов предпочтительней? На этот вопрос, впервые поставленный Эббингаузом, отвечают работы Р. Йоста (1897). В его экспериментах принимали участие два испытуемых, заучивавших один и тот же материал разными способами. Испытуемый 1 повторял ряды бессмысленных слогов 30 раз в течение одного дня, а повторное заучивание производилось на следующий день до первого безошибочного воспроизве­дения. Испытуемый 2 повторял материал также 30 раз, но они были распределены на три дня, по 10 повторений в день, повторное заучивание производилось на 4-й день. Затем они меняли способ заучивания и эксперимент повторялся.

Несмотря на индивидуальные особенности памяти обоих испытуемых, обнаружилась общая тенденция к уменьшению числа проб при переходе к распределенному заучиванию по сравнению с концентрированным.

Йост дает следующее объяснение этому факту: повторяя ряды слогов, испытуемый устанавливает ассоциации между элементами материала; при распределенном заучивании актуализируются старые ассоциации (их “возраст” – от одного до трех дней), а при кон­центрированном – новые (“возраст” – один день).

Поскольку распределенное заучивание оказывается более эффективным, Йост сформулировал правило, получившее название правило Йоста: из двух ассоциаций одинаковой силы (т. е. дающих равное число угадывани.юй), но разного возраста, новое повторение лучше актуализирует более старую ассоциацию.

Вывод: если материал таков, что его можно заучить при небольшом количестве повторений, то следует использовать метод концентрированного заучивания; если же необходимо большое число повторений, то экономичней оказывается метод распределенного заучивания.

Кроме того, существуют различия в запоминании материала в целом и по частям. Существуют три способа заучивания: целостный, частичный и комбинированный. При целостном способе заучивания материал заучивается от начала до конца несколько раз до полного усвоения. При частичном способе заучивания материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Комбинированный способ, по данным исследований, является наиболее целесообразным, он представляет собой сочетание целостного и частичного способа, при котором материал сначала изучается целиком, а затем в нем выделяются трудные места для частичного заучивания.

Кривая забывания (сохранения) Эббингауза и ее модификация (Пьерон)

Эббингауз заучивал 1200 рядов по 13 слогов в каждом (по 2,5 секунды на слог) до двукратного безошибочного воспроизведения. Затем. После 15-секундного перерыва он заучивал следующий ряд. Итого 8 рядов за сеанс.

После определенного перерыва он вновь заучивал тот же материал до достижения того же критерия научения. Единицей измерения, по отношению к которой Эббингауз определял величину сбережения при повторном заучивании, является общее время заучивания всех 8 рядов слогов.

— на кривой видно, что эффективность сохранения быстро уменьшается в течение первого часа после окончания заучивания, затем падение замедляется и становится почти незначительным.

Пьерон: быстрый и значительный спад кривой вызван тормозящим воздействием интерференций, которые возникли из-за заучивания других рядов.

Пьерон предложил заучивать 5 рядов из 50 цифр, до первого безошибочного воспроизведения и получил график, в котором была выявлена фаза, в течение которой не наблюдалось заметных изменений в сохранении заученного.

Эти результаты более согласуются с теорией реминисценции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *