Развитие ребенка в первый год жизни

Развитие ребенка от рождения до школы – это невероятно важный период в жизни каждого человека. То время, когда закладываются основы физического и психического здоровья. То время, когда формируется личность и осознание человека в этом мире. И это не громкие слова! Известно, когда детей воспитывали животные и, в изначально здоровом организме, происходили метаморфозы психики и физиологические изменения, которые после возвращения ребёнка в мир человека оказывались необратимы. И наоборот, огромное количество примеров, когда ребёнок рождался с серьёзными патологиями в развитии, но при грамотном подходе родителей, медиков, педагогов, становился не только успешной, но и выдающейся личностью!

Таким образом, при рождении ребёнка, мы получаем очень хрупкий, невероятно пластичный материал, из которого творим человека. Однако, не стоит забывать, что материал этот различен по своим характеристикам и требует не общего, а индивидуального подхода. И только тогда нас ждёт успех!

Для возможности понимания родителями особенностей личного развития ребёнка, мы предлагаем ознакомиться с общими критериями . Оценка индивидуального развития осуществляется по тем навыкам и умениям, которые малыш освоил к определённому возрасту.

В полтора- два месяца у ребёнка угасают новорожденные рефлексы, мышцы шеи становится более крепкими, ребенок может держать голову непродолжительное время. уменьшается напряжение в конечностях, малыш реагирует на предметы, находящиеся на близком расстоянии. Появляется реагирование на речь. Ребёнок прислушивается, успокаивается на пение колыбельной. Можно наблюдать гуление – произнесение отдельных гласных звуков или их сочетания, звуковое интонирование, как реакцию на речь родителей. Рёбенок уже умеет улыбаться, различает голоса родителей.

В четыре месяца, малыш умеет переворачиваться, фиксирует взгляд, держит погремушку, рассматривает её, смеется «в голос», заметно оживляется, если видит бутылочку либо грудь, различает маму и папу, не только по звуку голоса и по внешнему виду.

С 4 до 6 месяцев, гуление постепенно превращается в лепет, к гласным добавляются некоторые согласные раннего онтогенеза. Отдельные звуки всё чаще превращаются в слоги.

В 6 месяцев, ребенок перекладывает предметы из руки в руку, может поднять упавшую игрушку, может переворачиваться со спины на живот, уверенно сидит с поддержкой. У ребёнка появляются первые зубы, он различает незнакомцев и относится к ним с недоверием, может криком или плачем «позвать» маму, «попросить» поднять или дать игрушку, слышит «дальние» звуки, пытается подражать звукам, которые слышит.С 6-7 месяцев ребёнок начинает ползать.

В 9 месяцев, ребёнок уже уверенно сидит, пытается стоять, трясет погремушку, активно лепечет. Лепет обогащается новыми звуками, интонациями, перерастает в длинные ряды слогов. Лепет становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого и сопровождает различные действия с предметами и игрушками. В 9 месяцев ребенок демонстрирует понимание обращенной к нему речи, реагирует на свое имя, воспринимает некоторые простые словесные инструкции и отвечает на них действием: «открой рот», «дай ручку», прижимаются щекой к матери на просьбу «поцелуй маму», ищут спрятанную у них на глазах игрушку.

Ребенок повторяет за взрослым новые слоги, которые сам ранее не произносил, хорошо копирует интонацию, сопровождая ее выразительной мимикой и жестами. К 9-10 месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа).

Ребенок 11-12 месяцев все чаще обращает внимание на лицо говорящего, начинает кивать головой в знак утверждения и качать ею в знак отрицания. Слоги, входящие в лепет, становятся составными частями слов: ма-ма-ма – «мама». Малыш начинает обозначать определенные предметы звуковыми сочетаниями например: машина – «би-би» и др. Одновременно с этим у детей этого возраста обычно проявляется новый интерес – рассматривание книг с картинками. Узнавая на картинках знакомые предметы или показывая их по просьбе взрослого, дети обозначают их лепетными словами.

К году словарь обычно достигает 8-10, а иногда и большего количества «слов» (баба, киса, му, бэ и др.), которые имеют конкретное значение. К 1 году ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др.

Таким образом, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно идет активный процесс развития понимания речи. От рождения до года происходит крайне интенсивный рост и созревание всех функций младенца на уровне физиологии и психики, поэтому очень важно не упустить это время и посвятить его активному сенсо-моторному развитию малыша. Задействовать зрительное, слуховое, тактильное восприятие. Вместе с ребёнком рассматривать, трогать, обонять, слушать, двигаться. Знакомить младенца с эмоциями, выражать мимикой и интонацией различные настроения. Это время, когда начитает формироваться «материнский», родной язык, принадлежность ребёнка к той или иной культуре.

Пойте ему колыбельные, рассказывайте потешки и стихи с движениями, играйте в пальчиковые игры, делайте материнский массаж ручек и ножек младенца. Делайте то, что делали Ваши бабушки и прабабушки, только ещё больше и лучше! В наше время столько литературы по развитию малыша! И не забудьте про природу. Она наш главный помощник! Гуляйте, наблюдайте за птицами, животными, деревьями… Рассказывайте обо всём, что видит Ваш малыш. Постоянно разговаривайте с ним!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *