Агломерация

Одной из необходимостей пристального внимания к городу является сегодняшний разрыв между российскими регионами по многим показателям. В результате разные территориальные общности обладают разными, часто несопоставимыми возможностями, потенциалом для решения проблем, развития, что еще больше увеличивает разрыв между регионами. Чем больше развит регион, тем больше его потенциал, скорость экономического роста, роста качества жизни и т.д. Отсюда очевидно, что с течением времени, если не предпринимать какие-либо меры, разрыв только увеличится. Одним из выходов из сложившейся ситуации является феномен городских агломераций.

Агломерация – процесс разрастания групповых систем расселения в зонах влияния крупных и крупнейших городов, где сконцентрированы самые прогрессивные отрасли экономики, финансовые, административные, научные организации, уникальные учреждения культуры и искусства, сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, влечет за собой возникновение качественно новых, более развитых территориальных образований – агломерационных форм, в дальнейшем – устойчивых агломераций.

Критерии, определяющие агломерацию:

  • Численность населения города-ядра (или нескольких городов) не менее 500 тыс. чел.
  • Наличие у близлежащих между собой городов или поселков городского типа единой совместно используемой транспортной, промышленной и коммунальной системы;
  • 1,5 ч. удаленность со всех концов агломерации до центра города-ядра;
  • Наличие устойчивых ежедневных маятниковых миграций – не менее 15% экономически активного населения периферийных территорий агломерации работает в городе-центре;
  • Плотность населения 350-400 чел. на кв. км и выше;
  • Наличие устойчивых социально-экономических связей между различными частями агломерации.

Выделяется четыре основных типа пространственного развития агломераций. Они определяются ландшафтом местности, особенностями экономического развития, динамикой миграционного прироста, развитостью и доступностью транспортного сообщения.

Моноцентрическая модель агломерации

Для нее характерно наличие города-лидера с тяготеющими к ядру агломерации миграционными, товарными и другими потоками. Город-лидер обладает административными функциями высокого уровня и по своему размеру и экономическому потенциалу способен формировать объединения. Развитие сосредоточено в центре, от которого кругами расходятся зоны расширения и роста. В большинстве стран мира преобладают моноцентрические агломерации с одним городом-ядром, подчиняющим своему влиянию все населенные пункты его пригородной зоны. Пример. Московская агломерация. Ядро агломерации — г. Москва в современных границах. Одна из главных тенденций территориального развития агломерации — стирание границ между Москвой и областью. В 2012 г. часть территорий МО была присоединена к Москве.

 

Рассеянная модель агломерации

Для нее характерно развитие агломерации за счет роста ряда не связанных между собой территорий при довольно низкой плотности населения. Агломерации такой модели, как правило, состоят из нескольких экономических единиц, каждая из которых определяется как отдельная городская зона. Пример. Верхнесилезская агломерация, Польша. Самый большой промышленный и транспортный узел Польши, включающая 29 населенных пунктов. Расположена в Катовицком воеводстве, на территории Верхнесилезского каменноугольного бассейна. Представляет собой почти сплошную городскую застройку. В агломерации сосредоточена большая часть добычи каменного угля в Польше, производства стали, а также цинка и свинца.

Лучевая (линейная) модель агломерации

Отличительная черта этой модели агломерации – рост вдоль транспортных коридоров, с образованием в каждом из них «лучей» развития, тесно связанных с ядром, но необязательно – между собой. Лучевая модель наиболее характерна для бурно растущих агломераций, так как позволяет быстро развиваться вдоль мощных транспортных коридоров. Такой тип агломераций обычно обусловлен их расположением на побережьях и наличием нескольких основных транспортных магистралей. Пример. Агломерация Стамбула. Она занимает территорию на европейском и азиатском берегу пролива Босфор. Население агломерации стремительно увеличилось во второй половине XX в.: в 1950 г. в ней проживало менее 1 млн чел., к 2012 г. ее население достигло 12,7 млн чел. С 1985 г. рост агломерации Стамбула происходил прежде всего за пределами ее ядра, которое потеряло 27 % своего населения. Агломерация обслуживается двумя крупнейшими автострадами, идущими с востока на запад. У каждой из них имеются мосты через пролив. Другие шоссе связаны с этими автострадами в европейской и азиатской частях города.

Полицентрическая модель агломерации

Данная модель предопределяет развитие компактного города с максимальным переосвоением его земель и развитием тесно связанных между собой и с главным центром городов-спутников. Полицентрическая модель имеет много преимуществ моноцентрической, но при этом учитывает и важную роль дальних поселений в разнообразном развитии и укреплении экономики агломерации. Пример. Регион Рейн-Рур, Германия. В регионе численность населения достигает 10 млн чел. Агломерацию Рейн-Рур образуют такие города, как г. Кёльн (крупнейший город региона и центр собственной агломерации), Рурштадт, включающий Дортмунд, Эссен, Дюссельдорф и другие города. Из-за высокого уровня полицентричности территории агломерация сильно зависит от своей дорожной сети. Через ее территорию проходит развитая сеть скоростных магистралей, состоящая минимум из четырех маршрутов с востока на запад и пяти – с севера на юг. В этом регионе также пересекаются автострады европейского значения.

Конурбационная модельагломерации

(подвид полицентрической модели) Конурбация – городская агломерация полицентрического типа, имеющая в качестве ядер несколько примерно одинаковых по размеру и значению городов при отсутствии явно доминирующего центра. Пример. Агломерация Рандстад, Нидерланды. В её границах находятся главные по значимости города: Амстердам — столица; Гаага — резиденция парламента, правительства и международных правовых органов; Роттердам — крупнейший международный порт; Лейден — старейший университетский город. Население Рандстада составляет около 7 млн человек (почти половина населения Нидерландов). Из них около 4 млн живут непосредственно в урбанизированных зонах.

Таким образом, агломерация целесообразна, если она приносит агломерационную экономию: положительные выгоды от ее формирования больше, чем дополнительные издержки, связанные с ее возникновением.

Под агломерационным эффектом понимается экономическая выгода от территориальной концентрации производств и других экономических объектов в городах и агломерациях. Агломерационный эффект объясняется тем, что точечно или лаконично расположенные объекты, если они сочетаются, всякий раз действенней, чем находящиеся отдельно, разбросанно. Его суть заключается в суммировании экономического и демографического потенциала нескольких территориальных образований и достижении максимально эффективного результата за счет комплексного перераспределения ресурсов и минимизации издержек.

Таким образом, городские агломерации превращаются в «точки экономического роста» и стимулируют на локальном уровне социально-экономическое развитие регионов.Развитие агломераций связано, в первую очередь, с агломерационной экономией – экономией расходов в процессе сращивания разнообразных видов деятельности в одном месте, отказом от дублирования функций на территориях членов агломераций. Экономический эффект агломерирования предопределен перспективой сомкнуть в границах территориально ограниченных агломерационных ареалов большую часть производственных и иных связей.

Проявление агломерационного эффекта исследуется в рамках его составных компонентов: эффектов локализации и урбанизации.

Эффекты локализацииЭффекты урбанизации
Чем вызваны?
Предопределены территориальной концентрацией производственной деятельности в конкретном городеЯвляются результатом роста людности (величины) города, увеличения в целом масштаба городской экономики
Результаты:
Снижение издержек за счет сопряженного развития пространственно-соседствующих производств, позволяющих в результате наращивать масштабы экономической деятельности, распределять постоянные издержки производства на возможно больший объем продукции.

Совместное использование расположенными в непосредственной близости друг от друга предприятиями разных отраслей, совокупности во многом дефицитных местных (городских) факторов производства (земля, труд, капитал), которые могут выступать в качестве активов и которые, будучи вовлечены в процесс производства и воспроизводства, способны приносить доход как фирме, так и городу в целом.

Появление новых рентных моделей, в т. ч. сетевых, среди которых – коммуникационные, транспортно-логистические, информационные, торговые, финансовые и др.

Формированию единого локального (городского) рынка труда, обеспечивающего быстрое перемещение с одних предприятий на другие.

Сохранение и расширение разнообразия в экономической деятельности. Это разнообразие может обеспечиваться за счет «включения» в сеть новых пространств хозяйственного освоения.

Изолированность сообщества заставляет его вести напряженный обособленный творческий поиск. Слабые, дальние и нерегулярные связи являются источниками новых идей, озарений и открытий.

Сохранение культурного, духовного, поведенческого разнообразия автономных изолированных малых сообществ, в том числе коренных малочисленных народов. Ремесло, художественные промыслы местной общины имеют вынужденную подлинность.

Близость к работникам с различными уровнями образования на городском рынке труда, авторам новых идей и носителям информации, к многочисленным клиентам, обладающим значительными объемами денежных накоплений и ищущим удовлетворения своих потребностей.

Высокая экономия от оптовых и розничных торговых операций, сокращение времени поставок и увеличение удобств для покупателей, клиентов.

Формирование и территориальная концентрация инновационных, высокотехнологичных видов деятельности, предъявляющих особые требования к образовательной, научной, научно-исследовательской базе, высокому уровню развития социальной и бытовой инфраструктуры.

Пространственная кооперация в сферах интеллектуальной, научной, творческой деятельности.

Рост занятости в третичных и четвертичных секторах экономики, поскольку появление новых видов услуг может быть оправдано лишь при определенном масштабе спроса, лишь при определенной численности клиентов, в условиях достаточно высокой фоновой плотности населения.

Формирование системы сотрудничества и кооперации различных субъектов на обширных пространствах. Мощный экономический эффект от сотрудничества существенно разных элементов создается именно в силу значительных расстояний между ними.

Проявление силы кооперативности, взаимовыручки, реальности низкоплотностных пространств, экономические явления глобальных компаний, субконтрактинга и аутсорсинга

 

Пространственная организация ресурсов в экономике способствует значительному повышению их эффективности, что прослеживается при формировании агломерации. Агломерация включает в себя планирование и бюджетирование социальной, транспортной, экологической, инженерной инфраструктур, исходя из общих необходимостей. Это делает возможным оптимизацию землепользования, обнаружения новых территорий, исключения дублирования. Формирование агломерационного сообщества как формы межмуниципального сотрудничества предоставляет шанс более рационально образовать территорию в схеме «город-пригород». (таблица).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *