Дифференциация функциональных стилей

Функциональный стиль (ФС) — явление не монолитное, а представляющее собою многослойное (сложное) единство. По словам М.Н. Кожиной, это обусловлено тем, что на речь и создание ее стилевого своеобразия одновременно воздействует множество экстралингвистических факторов, каждый из которых так или иначе оставляет в стиле свой след.

Функциональные стили как наиболее крупные разновидности литературного языка (макростили) подвергаются дальнейшей внутристилевой дифференциации. ФС выделяются и классифицируются на основе базовых (первичных) экстралингвистических стилеобразующих факторов (сфера общения, вид деятельности, целевая установка, форма мышления).

В каждом стиле выделяются подстили (микростили), которые в свою очередь подразделяются на еще более частные разновидности.

Каждый из ФС подразделяется на более частные и конкретные стилистико-речевые разновидности: подстилевые, жанровые и т. д. — вплоть до отражения в стиле индивидуальной стилевой манеры автора. Каждый конкретные текст (высказывание, произведение), с которым, собственно, и имеет дело исследова-

тель (рецепиент), обладает одновременно стилевыми чертами: 1) макростиля; 2) конкретной более частной его разновидности, к которой он принадлежит.

Любой подстиль, так же как и стиль, реализуется в совокупности определенных типов текстов. Каждый из таких типов текстов можно назвать жанром.

Существуют 2 различных подхода к трактовке понятия жанр:

1) литературоведческий;

2) лингвистический.

В литературоведении жанр — это главным образом вид художественного произведения в пределах рода. жанры выделяются по их ведущему эстетическому качеству, эстетической тональности, объему и соответствующей ему общей структуре произведения, по охвату действительности и т.д.

Понятие речевого жанра трактуется в лингвистической литературе неоднозначно. В большинстве своем исследователи опираются на концепцию речевых жанров М. Бахтина, которые подчеркивал, что жанры речи исключительно разнообразны, поэтому трудности изучения их природы нельзя приуменьшить. Речевые жанры соответствуют типичным ситуациям речевого общения, типичным темам, т. е. представляют собой отражение в речи многократно встречающихся в жизни определенных видов социального взаимодействия людей. По М. Бахтину, речевые жанры — это “относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказы-ваний”. Термин высказывание здесь означает не предложение, а некую единицу общения, которой свойственна смысловая завершенность и которая отграничена от других подобных единиц сменой субъектов речи.

Как справедливо указывает О.А. Крылова, есть все основания для того (включая тезисы работы самого М. Бахтина) для того, чтобы в определении РЖ заменить слово высказывание на слово текст. Т.о., речевой жанр — это относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип текста.

На основании (1) предметно-смысловой исчерпанности, (2) речевого замысла и (3) типичных композиционно-жанровых форм завершения М. Бахтин предлагал различать:

1) первичные (простые) речевые жанры — жанры, сложившиеся в условиях непосредственного речевого общения (реплики бытового диалога, бытовой рассказ, письмо);

2) вторичные (сложные) — жанры, которые возникают в условиях более сложного и относительно высоко развитого и организованного культурного общения, преимущественно письменного (романы, драмы, научные исследования всякого рода, большие публицистические жанры.

Помимо этой, существует и другая оппозиция РЖ:

1) элементарные (атомарные) речевые жанры — это такие тематические, композиционные и стилистические типы текстов, в составе которых нет компонентов, имеющих статус определенных жанров речи (похвала, приветствие, приказ);

2) комплексные речевые жанры — это такие типы текстов, включающих в свой состав такие компоненты, которые, в свою очередь, сами имеют статус определенных РЖ (утешение, уговоры, беседа, дискуссия, ссора).

Так, в состав комплексного РЖ ссора входят элементарные РЖ упрек, угроза, обвинение, оскорбление и т. п.

Жанр в лингвистике понимается как род, разновидность речи, определяемая данными условиями ситуации и целью употребления.

Специфика жанров, как и стиля в целом, определяется экстралингвисти-ческими факторами и создается особенностями функционирования языковых средств в конкретных условиях общения. Например, хроникальная информация существенно отличается от очерка, интервью, репортажа не только своей структурой и композицией, но и характером употребления языковых средств.

Речевой жанр идентифицируется вместе с определенным типом текста. При этом стиль речи — это композиционно речевая структура текстов этого типа (текстов, принадлежащих к данному РЖ). С точки же зрения ФС, один речевой

жанр может быть воплощением различных ФС. Н-р, РЖ обвинение (атомарный РЖ) может быть воплощением публицистического стиля, официально-делового стиля, разговорного типа речи и даже выходить за рамки ФС лит. языка (область просторечия):

(1) Эти уличные беспорядки явно инспирированы представителями вашей партии.

(2) Гражданин Иванов обвиняется в превышении скорости, повлекшем за собой нанесение травм средней степени тяжести гражданину Петрову.

(3) Это вы науськали собаку!

(4) Хамишь, козел!!!!

Следует отметить, что дифференциация функциональных стилей (прежде всего выделение подстилей) лишена единого основания, так как она базируется на дополнительных (по отношению к основным), специфичных для каждого стиля факторах.

ПОДСТИЛИ и ЖАНРЫ

І. Разновидности научного стиля определяются спецификой различных видов научного общения (характер адресата, цель). В нем сложились такие подстили, как

1) собственно научный (академический) подстиль;

Жанры собственного научного подстиля:

· монография, статья, диссертация, тезисы, доклад, сообщение, выступление (собственно научные),

· реферат, автореферат диссертация, обзор, аннотация, резюме (информационно-реферативные);

· энциклопедия, словарь, справочник (справочно-энциклопедические);

· рецензия, отзыв, экспертное заключение, научная дискуссия (научно-оценочные)

2) научно-технический подстиль;

Жанр научно-технический отчет, инструкция, патент, технические условия

3) научно-учебный подстиль;

Жанры научно-учебного подстиля:

учебник, учебное пособие, курс лекций, методические указания, программа, рекомендации.

4) научно-популярный подстиль.

II. В официально-деловом стиле в зависимости от назначения текстов выделяются такие подстили, как

1) законодательный подстиль (включает собственно законодательный и судебно-процессуальный подстили) — охватывает язык законодательных документов, связанных с деятельностью государственных органов.

Жанры законодательного подстиля:

· закон, указ, устав, постановление, решение, разъяснительное письмо (в собственно законодательном);

· иск, приговор (обвинительное заключение), протокол расследования, судебное решение, кассационная жалоба, поручение, подписка, обязательство, постановление об аресте, об обыске, показания, опрос (в судебно-процессуальном);

2) дипломатический подстиль — язык дипломатических документов, относящихся к области международных отношений.

Жанры дипломатического подстиля:

договор, соглашение, конвенция, пакт, декларация, ультиматум, вербальная нота, меморандум, коммюнике, заявление МИДа, протокол.

3) канцелярский (административно-хозяйственный) подситиль (подраз-деляется на административный и обиходно-деловой подстили) включает в себя, с одной стороны, служебную переписку между учреждениями и организациями, а с другой, — частные деловые бумаги.

Жанры администативного подстиля:

приказ, решение, устав, постановление, инструкция, договор, контракт, трудовое соглашение, петиция, заявление, рекомендательное (служебное,

коммерческое) письмо, объяснительная записка, заявка, завещание, автобиогра-фия, акт, счет, протокол, реестр, накладная, ходатайство, доверенностьи т. д.

IІI. Особенности публицистического стиля определяются спецификой средств массовой информации.

Во-первых, в зависимости от типа средства массовой информации выделяют 1) газетно-публицистический, 2) радио- тележурналистский и 3) ораторский подстили.

Во-вторых, в рамках газетно-публицистического стиля как стиля носящего переходный характер межу научным и официально-деловым стилями, с одной стороны, и художественной речью, с другой стороны, выделяются подстили на основании чередования стандарта и эксперессии:

1) официально-информативный подстиль;

2) неофициально-информативный подстиль;

3) газетно-научный подстиль;

4) собственно публицистический подстиль.

Жанры публицистического стиля:

хроникальная заметка, репортаж, интервью, фельетон, очерк, проблемная статья.

Хроника (хроникальная заметка) — жанр новостной журналистики, вторичный текст, представляющий собой подборку сообщений, констатирую-щих наличие события в настоящем, ближайшем прошлом или ближайшем будущем.

Репортаж — жанр новостной журналистики, в котором рассказ ведется (в электронных СМИ) или как бы ведется (в прессе) одновременно с развертывание действия. Ситуация аллюзии присутствия, ситуации сопричастности. Част сближается с очерком или фельетоном.

Интервью — полифункциональный жанр, который охватывает различные по целевой установке, по содержанию тексты (информационное интервью, аналитическое интервью), которые объединены только одним — формой диалога, который ведет журналист с информированным лицом.

Статья (проблемная статья) — аналитический жанр, в котором представ-лены результаты исследования события или проблемы.

Очерк — художественно-публицистический жанр, требующий образного, конкретно-чувственного представления факта и проблемы. Тематически очерки разнообразны (проблемный, путевой, портретный, событийный очерк). Может строиться как рассказ о реальном событии, как рассказ о журналистском расследовании, как эмоционально окрашенное рассуждение журналиста о проблеме.

Фельетон — художественно-публицистический жанр, представляющий событие или проблему в сатирическом или, реже, комическом освещении.

IV. Стилевая дифференциация художественного типа речи прежде всего соответствует трем родам литературы:

1) лирике (поэтический подстиль),

2) эпосу (прозаический подстиль),

3) драме (драматургический подстиль).

V. В разговорном типе речи выделяются разновидности, обусловленные обстановкой общения:

1) официальной (разговорно-официальный подстиль) —

2) неофициальной (разговорно-бытовой, разговорно-обиходный подстиль) жанры: бытовой разговор, застольная беседа, разговор по телефону, спор, дружеская беседа, расспросы, личное письмо, записка, анекдот, тост, здравица и др.

VІ. Изучение церковно-религиозного стиля в светской филологической науке еще только начинается.

Не все жанры церковно-религиозной современной речи (молитва, исповедь, напутственное слово, надгробное слово, послание, проповедь и др.) изучены полностью.

С одной стороны, каждый текст на основе его содержания, композиции, специфики отбора и организации в нем языковых средств можно отнести к определенному стилю, подстилю и жанру. Например, даже такое краткое высказывание, как Прошу предоставить мне очередной отпуск, содержит приметы официально-делового стиля, административно-канцелярского подстиля, жанра заявления.

Однако, с другой стороны, каждый текст в той или иной степени индивидуален, в нем находят отражение индивидуально-стилистические особенности автора, так как выбор языковых средств из ряда возможных осуществляет говорящий (или пишущий) с учетом особенностей того или иного жанра.

Таким образом, функционально-стилевая дифференциация речи не сводится к пяти/шести основным стилям, она представляет собой довольно сложную картину. Каждый стиль подразделяется на подстили, в которых в свою очередь выделяются более частные разновидности, вплоть до проявления индивидуальных особенностей автора. Кроме того, следует иметь в виду, что в языковой действительности нет резких границ между функционально-стилевыми разновидностями, встречается немало переходных явлений. Стили, находясь в тесном взаимодействии, могут частично смешиваться и проникать один в другой.

Однако чаще всего один из стилей выступает в качестве главного, а на его фоне проявляются элементы других стилей. Всякое конкретное высказывание осуществляется в соответствии с основными функционально-стилевыми нормами того или иного стиля, что позволяет определить принадлежность высказывания к данному стилю, несмотря на то, что в нем могут быть черты, нетипичные для этого стиля в целом.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *