Гнесеология. Подготовка к ФЭПО

  1. Эмпиризм Ф. Бэкона основан на критическом исследовании того, что мешает адекватному познанию: заблуждений человеческого ума, или «идолов». Установите соответствие между видами «идолов» и их характеристиками.
1. «Идолы рода»

2. «Идолы пещеры»

3. «Идолы рыночной площади»

4. «Идолы театра»

А) индивидуальные особенности психики (2)

Б) экспериментальные данные

В) неправильное словоупотребление (3)

Г) ограниченность органов чувств и мышления (1)

Д) вера в авторитеты (4)

 

 

  1. Редукционизм в трактовке сознания характерен для следующих направлений в современной философии:

А) феноменализм

Б) физикализм

В) бихевиоризм

Г) интуитивизм

 

Физикализм — одна из концепций логического позитивизма, к-рая разрабатывалась Карнапом, О. Нейратом и др. Сторонники Ф. рассматривают истинность к.-л. положения любой науки в зависимости от возможности его перевода на язык физики. Знание является достоверным только в случае оно высказывается в эмпирически верифицируемых высказываниях о физических объектах. Предложения, не поддающиеся такой операции, оцениваются как лишенные научного смысла. В результате проблема единства научного знания, его объективной целостности подменяется поисками универсального, единого, или, точнее, единственного языка науки.

Бихевиоризм — школа в психологии, главная заповедь которой состоит в том, что сознание человека не доступно для познания, поэтому предметом изучения может быть только наблюдаемое поведение. Поведение изучается в ходе экспериментов над животными, принципов обучения (называемых также образованием условных рефлексов) и использование этих принципов для познания и управления поведением человека. Бихевиоризм как школа психологии был основан в США Э.Л. Торндайком (1911), разработавшим Закон эффекта — вознаграждаемое поведение имеет тенденцию к повторяемости, а не вознаграждаемое — к прекращению. Наиболее влиятельным и плодовитым бихевиористом, однако, является Б.Ф. Скиннер (1904—1990). Его имя стало почти синонимом бихевиоризма, и он изобрел блок Скиннера — прибор, обеспечивающий управляемую среду для исследования обучения животных (оперантное образование условных рефлексов) .

 

  1. Постклассический этап развития науки отличается от классического тем, что…

А) сокращение дистанции между научными открытиями и их практическим применением

Б) ее функционирование в качестве самостоятельной отрасли общественного труда

В) необходимость гуманистической и нравственной экспертизы научных достижений

Г) возникновение новых научных дисциплин

 

  1. Установите соответствие между именами античных философов и представлениями о сущности процесса познания.
1. Демокрит
2. Сократ
3. Платон
4. Плотин
А) нравственное совершенствование 2

Б) истечение копий с поверхности вещей 1

В) божественное откровение

Г) припоминание душой идей 3

Д) слияние души с Единым 4

 

  1. Бытие, по Г. Гегелю, есть развитие Мирового духа. Установите правильную последовательность ступеней развития духа

А) абсолютный дух (5)

Б) объективный дух (4)

В) мышление (1)

Г) природа (2)

Д) субъективный дух (3)

 

В основе всего существующего лежит Мировой Дух, стремящийся к самопознанию, самопроявлению.

  • На первой стадии мировой дух существует в виде – абсолютной Идеи в области чистого духа, совершенного мышления. Эта сфера называется у Гегеля Логикой (идеальный, незримый и умопостигаемый мир, являющийся первичной и истинно сущей реальностью).
  • На втором этапе Абсолютная Идея покидает сферу Логики и переходит в иную форму, воплощаясь в физический или материальный мир. Т.е. второй этап в развитии мирового духа – это природа, представляющая собой, по мнению Гегеля, «инобытие» мирового разума, «окаменевший дух».
  • На третьем, завершающем этапе развития мирового духа, происходит его возвращение к самому себе через область идеального – через человеческое сознание. Самопознание мирового разума осуществляется в различных видах человеческого сознания и деятельности.

— Первая, самая очевидная форма существования человеческого духа – это индивидуальное сознание. Гегель называет его «субъективным духом». Здесь происходит постижение содержания человеческого сознания. Учение о нем включает в себя антропологию, психологию, логику (обычную).

— Следующей формой бытия человеческого духа является «объективный дух» — сфера общественной жизни. К основным формам объективного духа Гегель относит право, политику, нравственность.

— Последняя форма бытия человеческого духа — абсолютный дух – сфера духовной культуры (искусство, религия, философия), где Мировой дух постигает свою сущность в различных формах знания. Дух в форме созерцания – это искусство, в форме представления – религия, в форме понятий – философия. Философия, по Гегелю, – это «конечный пункт» саморазвития мирового разума.

 

  1. Установите соответствие между диалектическими теориями и их основоположниками.
1. Диалектика культуры

2. Диалектика природы

3. Диалектика общества

 

А) И. Фихте

Б) К. Маркс (3)

В) Ф. Энгельс (2)

Г) Г. Гегель (1)

 

  1. С позиции диалектического материализма, сущностью теоретического мышления является …

А) зависимость от исторической практики

Б) отражение противоречий объективной реальности

В) саморазвитие понятий

Г) восхождение от абстрактного к конкретному

Д) противопоставленность интуиции

 

1) Сознание человека и его мышление определяется социальным бытием, которое изменяется с течением исторического времени. 2) Мир с точки зрения ДМ развивается из-за наличие внутренних противоречий. 3) восхождение от абстрактного к конкретному: теоретическая мысль движется ко все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета; «абстрактное» в диалектике понимается как «бедность», односторонность знания, а «конкретное» – как его полнота, содержательность.

 

  1. К субъективным критериям истины относятся …

А) согласованность мысли

Б) опыт

В) общезначимость

Г) ясность и очевидность

Д) полезность

Е) опредмечивание

 

1) согласованность мысли, то есть внутренняя непротиворечивость мышления, выведение суждений и умозаключений в соответствии с законами логики (критерий, выдвигаемый идеализмом); 2) ясность и очевидность мыслимого, то есть основанное на интеллектуальной интуиции понимание элементарных, не вызывающих сомнения положений, например 2+2=4 (критерий, выдвигаемый рационализмом, Р. Декартом); 3) общезначимость, то есть соответствие мнению и интересам большинства людей, принцип «экономии мышления» (обоснованный конвенционализмом, Э. Махом); 4) полезность, выгодность людям, то есть успешность при достижении утилитарных целей (критерий, выдвигаемый прагматизмом). Все эти критерии можно считать субъективными, поскольку они не выходят за границы непосредственной деятельности субъекта и не рассматривают истинное знание в отношении к объективной действительности.

 

  1. Характерными чертами интернализма являются…

А) утверждение самодетерминации научного знания

Б) утверждение о преобладании внешних факторов в развитии научного знания

В) кумулятивизм

Г) способность науки оказывать влияние на формирование социальных потребностей

 

Интернализм — принцип, в соответствии с которым движущей силой развития науки являются факторы, связанные с внутренней природой научного познания. Сторонники данной позиции подчеркивают, что идеи возникают только из идей, существует логическая последовательность, в которой они рождаются. Никакие внешние воздействия не в состоянии разрушить эту последовательность. Более того, они подчеркивают, что достижения науки само способны оказывать влияние на формирование социальных потребностей, но не наоборот. Социальный заказ может быть выполнен наукой лишь тогда, когда он не противоречит законам природы и когда внутренние механизмы развития научного знания подвели научное сообщество к выполнению этого заказа. Так, для экспериментальных исследований нужна специальная аппаратура, а для ее создания должен быть достигнут необходимый уровень научных знаний о свойствах металлов и других материалов, о способах их обработки; о химических, электрических, оптических и других процессах. Следует признать, что позиция интернализма уязвима: она не объясняет, почему рост научных знаний исторически неравномерен, почему он бурно идет в одних странах, тогда как другие никакими научными достижениями не блещут. Кроме того, они не учитывают личностную составляющую процесса познания, т.е. тот факт, что научное познание осуществляется под воздействием социально-политических, культурных установок, формирующихся у творцов научного знания.

 

  1. Установите соответствие между именами философов и их высказываниями.
1. Ф. Бэкон

2. Р. Декарт

3. Г. Лейбниц

4. Д. Беркли

5. Т. Гоббс

 

А) «Мы живем в наилучшем из возможных миров» (3).

Б) «Существовать – значит быть воспринимаемым» (4).

В) «Я мыслю, следовательно, существую» (2).

Г) «Естественное состояние общества есть “война всех против всех” (5).

Д) «Знание – сила» (1).

 

 

  1. Агностицизм характерен для философии …

А) Позитивизма

Б) Конвенционализма

В) субъективного идеализма

Г) объективного идеализма

Д) механицизма

 

Агностицизм – учение о непознаваемости истинного бытия через субъективный опыт. Всё познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью. Агностицизм говорит о невозможныности познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Термин введен в середине 19 в. английским естествоиспытателем Т. Гексли для обозначения непознаваемости того, что не может быть обнаружено непосредственно как предмет чувственного восприятия, и на этом основании ложности всего интеллигибельного. Агностицизм отрицает метафизику как науку и поэтому характерен для кантовского критицизма и позитивизма. Все интеллигибельное, т.е. чисто мировоззренческие вопросы, оказываются лишенными смысла. Например, вопрос об объективной реальности чувственно воспринимаемых предметов выходит за пределы чувственного опыта, поэтому “спрашивать, существуют ли тела или нет, бесполезно”. Агностицизм развивается в позитивизме, неопозитивизме и постпозитивизме (Все течения позитивной философии рассматривали метафизические вопросы о причинах и следствиях, о сущностях бессмысленными, на которые нельзя найти ответы. Они должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему», а на вопрос «как».), конвенциализме. Конвенциализм рассматривает истину как соглашение между учеными. Отношение между фактом и относящимся к нему высказыванием — чисто условно, поскольку возможно описание одного и того же факта в различных высказываниях.

  1. Формами практики как критерия истины являются …

А) исторический опыт человечества

Б) социально-политическая деятельность

В) прогностическая деятельность

Г) общественное производство

Д) научно-экспериментаторская деятельность

Е) духовное производство

Формами практики (материально-предметного освоения человеком действительности) как критерия истины являются: 1) исторический опыт человечества, так называемый «суд истории», подтверждающей или опровергающей знание человека о мире и самом себе. 2) социально-политическая деятельность, направленная на преобразование общественных отношений: в процессе этой деятельности подтверждается или опровергается истинность социальных знаний; 3) общественное производство, создание материальных благ, которые являются результатом опредмечивания знания и, следовательно, подтверждением его истинности; 4) научно-экспериментаторская деятельность, связанная с наблюдением объекта в искусственно созданных условиях, в процессе которой подтверждается истинность научных теорий.

  1. Представителями эволюционной эпистемологии являются…

А) Ж. Пиаже

Б) С. Тулмин

В) И. Лакатос

Г) М. Полани

 

Эволюционная эпистемология — теория познания, являющаяся разделом эпистемологии и рассматривающая рост знания как продукт биологической эволюции. Представители: Кэмпбелл Дональд Томас, Карл Поппер, Стивен Тулмин, Ж. Пиаже.

 

  1. Основными категориальными характеристиками научного познания в классической философии науки являются …

А) конструктивность, консенсуальность

Б) фундаментализм, интернализм

В) методологичность, сциентизм

Г) контекстуальность, кентавричность

Конструктивный — полезный, умный, применимый, разумный, плодотворный, дельный, деловитый, путный, деловой.

Консенсуальность – созданное на основе соглашения.

Фундаментализм — идеал познания в классической эпистемологии, выраженная в ориентации на принцип достаточного основания. Ф. ищет «надежный фундамент», на который могла бы опираться вся система научных знаний.

 

  1. Установите соответствие между этапами развития позитивизма и их особенностями:

а) позитивизм 1. интуитивная символизация

б) эмпириокритицизм 2. анализ языковых форм (в)

в) неопозитивизм 3. систематизация научного знания (а)

  1. критика логических понятий (б)

 

  1. Установите соответствие между гносеологическими направлениями Нового времени и принципами, на которые они опираются:

А) рационализм 1. отражение внешнего мира (Б)

Б) материалистический эмпиризм 2. существование врожденных идей (А)

В) идеалистический эмпиризм 3. существование двух субстанций

  1. реальность как совокупность ощущений

 

Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, К. Гельвеций) исходил из того, что источником опыта является материальный мир. Представители идеалистического эмпиризма (Дж. Беркли, Д. Юм) ограничивали опыт совокупностью ощущений и восприятий, отрицая, что в основе опыта лежит объективная реальность.

 

  1. Понятие парадигма в философию науки ввел:

А) Р. Карнап

Б) И. Лакатос

В) К. Поппер

Г) Т. Кун

 

Научная парадигма – это установка, стиль и образ мыслей, которые дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения.

 

  1. Автором слов «Человек есть мера всех вещей» является:

а) Платон;

б) Продик;

в) Пифагор;

г) Протагор.

 

  1. Мнение в отличие от знания…

А) является субъективной оценкой чего-либо

Б) имеет достоверный характер

В) изменяется достаточно быстро

Г) неизменно в определенных исторических пределах

 

  1. Установите соответствие между представлениями о сущности гуманитарного познания и направлениями современной философии.
1. Соотнесение фактов с ценностями

2. Созерцание явлений

3. Переживание собственного бытия

4. Понимание и интерпретация текста

 

А) феноменология (2)

Б) неокантианство (1)

В) герменевтика (4)

Г) структурализм

Д) экзистенциализм (3)

 

В современной философии предлагается разнообразие методов гуманитарного познания. Неокантианство (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), разграничивающее два типа научного метода – генерализирующий (обобщающий, естественнонаучный) и идеографический (индивидуализирующий, гуманитарный), утверждает ценностное познание действительности как специфическую особенность гуманитарных наук. Этот метод улавливает индивидуальную значимость события, факта, личности и т.п., а значит, соотносит данный объект с ценностями – культурными императивами, определяющими отношение исследователя к фактам.

Феноменология (Э. Гуссерль) считает сущностью познания непосредственное созерцание явлений, данных нам через сознание. Метод феноменологической редукции ставит под сомнение реальность внешнего мира, с одной стороны, и эмпирического самосознания (Я) – с другой, сводя мир к чистому феномену или эйдосу (явлению, фиксированному в словесной форме).

Экзистенциализм (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, А. Камю) рассматривает познание как переживание субъектом собственного бытия, через которое раскрывается тождество его с объектом. Познание, с этой точки зрения, не может быть абстрактно-отвлеченным, оно всегда затрагивает эмоциональную сферу личности, осуществляющей трансценденцию – выход за границы наличного бытия в поисках абсолютного бытия и собственной сущности.

Герменевтика (Г. Гадамер) считает познание прежде всего пониманием и интерпретацией. Понимание – это выявление смысла текста (в широком смысле), то есть письменных источников, произведений искусства, действий человека, исторических событий, которые могут рассматриваться в знаково-символической форме. Текст при этом выступает как часть контекста – исторической эпохи, культуры, мировоззрения автора, что определяет «герменевтический круг» – движение познания от целого к части и затем к целому. Понимание предполагает интуитивное вчувствование с целью преодоления исторической дистанции между автором и интерпретатором.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *