История создания оперы »Снегурочка», краткое содержание.

Н. А. Римский-Корсаков был великим оперным драматургом. Среди его опер есть и исторические, и сказочные. Большая часть его оперных творений написана на русские сюжеты, взятые из классической литературы или народного творчества. Особое место среди них занимает опера «Снегурочка».

«Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью», — признавался сам композитор.

История ее возникновения такова. Римский-Корсаков всегда поражался любви народа к природе, обожествлению и прославлению ее могучих сил. А прочитав «весеннюю сказку» А. островского «Снегурочка», где народная мудрость так тесно сплетена с миром глубоких чувств и высокой поэзии, композитор проникся желанием написать на этот сюжет оперу.

Больше всего «Снегурочка» привлекла его тем, что в сказочной форме прославляла добро, любовь к людям, силу искусства и красоту.

Работу над оперой композитор начал летом 1879 года в деревне Стелево. Северная природа глухого живописного уголка очень соответствовала тому миру, которым он жил тогда.

В «Снегурочке» выступают жанровые признаки сказочно-эпической оперы. В то же время в ней много лиризма.

Основной принцип оперы – сопоставление разнохарактерных сцен, прежде всего – мира природы и мира людей.

В начале оперы композитор знакомит нас с главными фантастическими персонажами сказки. Это Дед Мороз, сковавший землю лютой стужей; Весна-Красна, чья тема вырастает из птичьего гомона; причудливый и немного страшный Леший; и сама Снегурочка – нежная, кроткая, она воплощает стремление к самому прекрасному, ценному в жизни – искусству. Выразителем этого начала является Лель – одновременно реальный и сказочный. Потому что это – действительно реальный существующий пастух. И в то же время – это символ, символ вечной волшебной силы искусства.

В опере много народных обрядовых сцен: проводы Масленицы, выкуп невесты (берендейки Купавы), праздник – Ярилин день.

Краткое содержание оперы

Дочь Деда Мороза и Весны-Красны Снегурочка томится в тереме отца, а душа ее стремится к людям. Мороз боится, что Снегурочка может влюбиться, и огонь любви ее погубит. Очутившись среди людей, Снегурочка увлекается песнями пастуха Леля. Но Лелю скучно со Снегурочкой. Красавица Купава сочувствует ей. Ведь сама она счастлива – скоро ее свадьба с Мизгирем. Однако, увидев Снегурочку на празднике, мизгирь, пораженный ее красотой, бросает Купаву и умоляет Снегурочку полюбить его.

Купава хочет утопиться, но Лель останавливает ее. Народ осуждает Мизгиря и советует Купаве пожаловаться царю Берендею. Берендей в гневе. Но когда он видит Снегурочку, его душа смягчается. Более того, он надеется, что красота девушки смягчит и суровость бога Ярилы, который вот уже много лет гневается на страну Берендеев. Царь задумал в Ярилин день обвенчать всех женихов и невест в царстве. Кто же будет женихом Снегурочки? Мизгирь уверяет Берендея, что его любовь «зажжет Снегурочки нетронутое сердце».

Но раньше, чем любовь, проснулось в душе Снегурочки чувство ревности, когда она увидела объяснение в любви Купавы и Леля. Появляется Мизгирь. Он повсюду ищет Снегурочку, он не может жить без нее. Снегурочка тронута такими чувствами. Ее душа открывается для любви, и она протягивает руки навстречу влюбленному юноше. Мизгирь просит царя благословить их союз. Внезапно яркий луч солнца падает на Снегурочку. Не в силах вынести горячих лучей Ярилы, Снегурочка тает. Потрясенный мизгирь в отчаянии бросается в озеро. Но ничто не может омрачить Ярилин день, знаменующий наступление лета и утверждающий незыблемость власти Природы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *