Мифологическая концепция мира в культуре древних греков
Периодизация
Выделяют три основных периода развития мифов
— Хтонический или доолимпийский
— Олимпийский
— Классический или героический
Проще пройтись по каждому периоду и потом увидеть общую картину сути вещей.
Итак, доолимпийский период, то есть самое начало, еще нет никаких богов, олимпа, и представление о мире складывается в форме фетишизма. То есть люди наделяют неживые предметы божественной силой. К доолимпийскому периоду относятся мифы о хтонических (от греческого слова хтон — земля) божествах. Хтонические божества связаны со стихийной, производительной силой земли и с подземным миром — царством мертвых.
Так же надо понимать, что в греческом сознании весь их род, все люди, представлялись одной большой общиной. Этот же принцип они перенесли и в свою мифологию.
Как и у первобытных людей был свой культ матери с их «венерами» так и у греков было что то похожее. Нашло оно свое отражение в мифах таким образом — женщина является главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей. Так что земли понимаются, как источник всего мира, богов, демонов, людей. Это был период матриархата. По мере развития производящего хозяйства человек интересуется вопросами производства вещей, их составом, их смыслом и принципами их строения. Тогда – то человек научился отделять «идею» вещи от самой вещи, а так как вещами являлись фетиши, т. е. отделять магическую силу демона от самой вещи – так совершился переход к анимизму(вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы).
Важно так же понимать, что в раннем периоде греческой мифологии не маловажное место занимают демоны. Демон – это первоначально та
действующая сила, о которой человеку нечего не известно, его законченного образа ещё не существует, но он уже не является фетишем (Сфинкс, кентавры, сирены). Запомните этот момент и держите его в голове.
В Олимпийский период матриархат сменился патриархатом. Так же этот период называют ранней классикой, в нем появляется герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшие воображение человека задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Помните демонов из первого периода? Так вот в чем суть, дальше люди начинаются с ними справляться и формировать ту мифологию, которая нам наиболее знакома.
Например Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте своё святилище. Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, которому поклоняются все остальные боги и демоны. В этом же примере мы видим, как в мифологии проявляется патриархальное устройство общества.
Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифах совершенно новое оформление. Прежде всего преображается природа, которая раньше была наполнена непонятными и страшными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умеет находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей.
Сводка греческих богов и их функции в мифологии
- Зевс — верховный бог древнегреческого пантеона, бог неба, грома и молний.
- Гера — сестра и жена Зевса, покровительница брака, семейной любви.
- Посейдон — бог морской стихии.
- Аид — владыка Царства Мёртвых.
- Деметра — богиня плодородия и земледелия.
- Гестия — богиня домашнего очага.
А также потомки Зевса:
- Афина — богиня мудрости, справедливости, наук и ремёсел.
- Арес — бог войны и кровопролития.
- Персефона — богиня весны, королева Царства Мёртвых.
- Афродита — богиня любви и красоты.
- Гефест — бог огня и кузнечного ремесла.
- Гермес — бог торговли, хитрости, скорости и воровства. Покровитель странствующих.
- Аполлон — бог света, покровитель искусств. Также бог-врачеватель и покровитель оракулов.
- Артемида — богиня охоты, покровительница всего живого на Земле.
- Дионис — бог виноделия и веселья.
Классический или героический, или Поздний героизм, как угодно. В культуре греков общество начинает разлагаться на классы, общины перестали быть актуальны, появляются первые государства. Характерна гибель наивной мифологии как самостоятельного творчества. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с богами растёт, они осмеливаются даже вступать в состязания с богами. (я одна вспоминаю год оф вар?). Мифология превращается скорее в литературный приме, нежели что то существенное. Значит ли это что греки стали меньше верить? Видимо да, потому что попутно с этим, у самих греков появляется такая наука как философия, объяснения в стиле «все сделал бог» перестало их устраивать и они сами пытались найти ответы.
Но вообще, некоторые философы понимали под древними богами те или иные философские категории и строили на мифах целую систему философии или, точнее сказать, своеобразную систему логических категорий. Но скорее это примеры частных случаев.
На этом мифология греков заканчивается