Мифологическая концепция мира в культуре древних греков

Периодизация

Выделяют три основных периода развития мифов

— Хтонический или доолимпийский

— Олимпийский

— Классический или героический

Проще пройтись по каждому периоду и потом увидеть общую картину сути вещей.

Итак, доолимпийский период, то есть самое начало, еще нет никаких богов, олимпа, и представление о мире складывается в форме фетишизма. То есть люди наделяют неживые предметы божественной силой. К доолимпийскому периоду относятся мифы о хтонических (от греческого слова хтон — земля) божествах. Хтонические божества связаны со стихийной, производительной силой земли и с подземным миром — царством мертвых.

Так же надо понимать, что в греческом сознании весь их род, все люди, представлялись одной большой общиной. Этот же принцип они перенесли и в свою мифологию.

Как и у первобытных людей был свой культ матери с их «венерами» так и у греков было что то похожее. Нашло оно свое отражение в мифах таким образом — женщина является главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей. Так что земли понимаются, как источник всего мира, богов, демонов, людей. Это был период матриархата. По мере развития производящего хозяйства человек интересуется вопросами производства вещей, их составом, их смыслом и принципами их строения. Тогда – то человек научился отделять «идею» вещи от самой вещи, а так как вещами являлись фетиши, т. е. отделять магическую силу демона от самой вещи – так совершился переход к анимизму(вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы).

Важно так же понимать, что в раннем периоде греческой мифологии не маловажное место занимают демоны. Демон – это первоначально та

действующая сила, о которой человеку нечего не известно, его законченного образа ещё не существует, но он уже не является фетишем (Сфинкс, кентавры, сирены). Запомните этот момент и держите его в голове.

В Олимпийский период матриархат сменился патриархатом. Так же этот период называют ранней классикой, в нем появляется герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшие воображение человека задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Помните демонов из первого периода? Так вот в чем суть, дальше люди начинаются с ними справляться и формировать ту мифологию, которая нам наиболее знакома.

Например Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте своё святилище. Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, которому поклоняются все остальные боги и демоны. В этом же примере мы видим, как в мифологии проявляется патриархальное устройство общества.

Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифах совершенно новое оформление. Прежде всего преображается природа, которая раньше была наполнена непонятными и страшными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умеет находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей.

Сводка греческих богов и их функции в мифологии

  • Зевс — верховный бог древнегреческого пантеона, бог неба, грома и молний.
  • Гера — сестра и жена Зевса, покровительница брака, семейной любви.
  • Посейдон — бог морской стихии.
  • Аид — владыка Царства Мёртвых.
  • Деметра — богиня плодородия и земледелия.
  • Гестия — богиня домашнего очага.

А также потомки Зевса:

  • Афина — богиня мудрости, справедливости, наук и ремёсел.
  • Арес — бог войны и кровопролития.
  • Персефона — богиня весны, королева Царства Мёртвых.
  • Афродита — богиня любви и красоты.
  • Гефест — бог огня и кузнечного ремесла.
  • Гермес — бог торговли, хитрости, скорости и воровства. Покровитель странствующих.
  • Аполлон — бог света, покровитель искусств. Также бог-врачеватель и покровитель оракулов.
  • Артемида — богиня охоты, покровительница всего живого на Земле.
  • Дионис — бог виноделия и веселья.

Классический или героический, или Поздний героизм, как угодно. В культуре греков общество начинает разлагаться на классы, общины перестали быть актуальны, появляются первые государства. Характерна гибель наивной мифологии как самостоятельного творчества. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с богами растёт, они осмеливаются даже вступать в состязания с богами. (я одна вспоминаю год оф вар?). Мифология превращается скорее в литературный приме, нежели что то существенное. Значит ли это что греки стали меньше верить? Видимо да, потому что попутно с этим, у самих греков появляется такая наука как философия, объяснения в стиле «все сделал бог» перестало их устраивать и они сами пытались найти ответы.

Но вообще, некоторые философы понимали под древними богами те или иные философские категории и строили на мифах целую систему философии или, точнее сказать, своеобразную систему логических категорий. Но скорее это примеры частных случаев.

На этом мифология греков заканчивается

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *