Направления современной западной философии ФЭПО

  1. Установите соответствие между представлениями о сущности сознания и направлениями современной западной философии.
1. Целенаправленное отражение объективной реальности
2. Посредник между принципом удовольствия и принципом реальности
3. Смысловая интенциональность, конституирующий поток переживаний
4. Интегрированная система психологических состояний

 

А)Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.

×Ответ неверный!
Экзистенциализм описывает сознание как «бытие-в-мире» (столкновение с реальностью), причем не в повседневной жизни, когда сознание как бы «спит», а в «пограничных ситуациях» (болезни, вины, смерти), когда оно обнаруживает себя как страдающее, чувствующее, смертное, свободное. Именно в «бытии-к-смерти» обнаруживается истинная сущность сознания. Таким образом, экзистенциализм предлагает предельно персоналистичную, эмоциональную трактовку сознания, что отличает его от других направлений.

×Ответ неверный!
Правильно выбрав направления, Вы неверно установили соответствие между ними и представлениями о сущности сознания.

фрейдизм (2)

Б) марксизм (1)

В) феноменология (3)

Г) экзистенциализм

Д) постмодернизм (4)

 

Существует разные трактовки сущности сознания. Классический марксизм, с его верой в существование объективной реальности, трактует сознание как высший уровень развития материи рассматривает головной мозг, порождающий сознание. Функцией сознания по мысли марксистов является целенаправленное, абстрактно-логическое и творческое отражением объективной действительности.

Фрейдизм (психоаналитическая философия) полагает фундаментом психики бессознательное («Оно»), главным принципом которого является стремление к удовольствию – удовлетворению сексуального влечения к объекту. Когда овладение объектом оказывается невозможным, принцип удовольствия вступает в противоречие с принципом реальности (требованиями окружающей среды), в результате чего и формируется сознание («Я»). Нереализованный инстинкт вытесняется в сферу бессознательного, образуя различные психологические комплексы и преобразуясь в формах социальной активности.

Феноменология (Э. Гуссерль) анализирует сознание не с точки зрения его содержания, а с точки зрения его интенциональности – направленности на объект. Сущность сознания – в проявлении объекта, вне которого сознание остается «чистым». Любая интенциональность имеет ноэму (цель, ценность) – это акт оценивания, нечто, что проявляется только благодаря сознанию, но им самим не является. Кроме того, сознание есть конституирующий поток переживаний — ноэсис. Формой конституирования является феноменологическая темпоральность – единство прошлого (ретенции), будущего (протенции) и настоящего (интенции) в одном сознательном акте, благодаря чему формируется «Я» как целостность.

Постмодернизм (М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида) отказывается от понятия «внутреннего мира» субъекта, критикуя предшествующую философию за ее «верование в сознании». Подход постмодерна к трактовке сознания строится с помощью компьютерных аналогий: сознание представляет собой интегрированную (сведенную в подобие целого) систему психологических состояний индивида, каждый элемент которой соотносится с другими элементами, а ввод новой информации – с информацией, полученной в прошлом. Человек – это деперсонализированный, лишенный внутренней «самости» индивид; вместо целостного Я он обладает «мозаичной» структурой психики, подобной шизофрении.

 

  1. Установите соответствие между философскими направлениями XIX века и их представителями:
1. В.С. Соловьёв
2. Н.Г. Чернышевский
3. А.И. Герцен

 

А) Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.

1.×Ответ неверный!
Н.Н. Моисеев – крупный ученый XX века в области прикладной математики. В сферу его деятельности попали также проблемы математического моделирования процессов, протекающих в биосфере, в том числе процессы взаимоотношений природы и общества. Выдвинул идею о единственном возможном пути развития человечества – коэволюции человека и природы. Проблема эволюции биосферы привела к разработке системы взглядов, получившей название «универсальный эволюционализм».

2.×Ответ неверный!
Выбрав философов XIX века, Вы не смогли правильно установить соответствие между философами и основными направлениями данного периода развития русской философии.

материализм (3)

Б) религиозное направление (1)

В) универсальный эволюционизм

Г) антропологический материализм (2)

В основе этой системы лежит идея «всеединства», как идея, прежде всего, идеалистическая. С точки зрения Соловьева, в начале и основе мира лежит идеальный мир — некое Абсолютное, которое можно рассматривать как философского Бога. Это Абсолютное=Бог порождает внутри себя одновременно Единое (порядок) и множественное (хаос). В всеедином диалектически представлен порядок, хаос, добро и зло.

Целью существования «Всеединого» является превращение в абсолютное «Всеединство», которое возможно через воплощение реального мира с помощью Софии. София — Душа Мира. Речь — о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром; София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. София побуждает Бога к творению. Весь процесс истории мира Соловьев рассматривал как становление Богочеловечества. Богочеловечество — постепенное одухотворение человечества через внутреннее усвоение и развитие божественного начала. Философские взгляды В.С. Соловьева нашли наиболее полное выражение в труде «Оправдание Добра.

Нравственная философия». Философские взгляды Николая Гавриловича Чернышевского сформировались под влиянием «культа научности» характерного для XIX века. Н.Г. Чернышевский выступал против крепостного права. Был сторонником революционного преобразования действительности, полагал, что народ вправе сам решать свои проблемы. По своим философским воззрениям стоял на позициях наивного материализма и биологизма, хотя и полагал, что природа человека обусловлена не только природными, но и социальными факторами.

Его этика основывается на концепции «разумного эгоизма» и антропологическом принципе. Человек как биосоциальное существо принадлежит к миру природы и состоит в общественных отношениях с другими людьми, в которых он реализует изначальное стремление своей «натуры» к удовольствию. Главный философское произведение – «Антропологический принцип в философии», «Что делать?».

А.И. Герцен отрицательно относился к религии, идее Бога и личного бессмертия. Развивает идеи русского социализма: утверждает, что русская деревенская община с ее коллективной собственностью способна встать на путь преобразования общества. Основное философское произведение «Письма об изучении природы».

 

  1. Основными принципами религиозно-философского учения Августина Блаженного являются …

А) мистицизм

Б) пантеизм

В) утопизм

Г) волюнтаризм

Д) теодицея

Е) эсхатология

Основными принципами религиозно-философского учения Августина Блаженного являются (соч. «Исповедь», «О граде Божием»): теодицея, эсхатология, мистицизм, волюнтаризм. Теодицея (оправдание Бога) свойственна религиозно-философским доктринам, стремящимся согласовать идею благого и разумного Бога с наличием мирового зла: Бог есть Совершенная Личность, творящая мир по своему образу и подобию; зло является следствием «отпадения» мира от Бога в область небытия в результате действия свободной воли человека (грехопадения) и потому есть недостаток совершенства (добра) в отрыве от целого. Эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека – представляет собой мистическое осмысление истории как логического процесса, направляемого волей Бога (провиденциализм): целью истории является преображение несовершенного земного бытия в совершенное Царство Божие, окончательное преодоление мирового зла. Мистицизм – доктрина, осмысляющая духовную практику непосредственного единения человека с Богом: познание божественной истины – это иррациональный, интуитивный процесс восхождения духа, предполагающий озарение и мистический экстаз, «слияние» верующего с Абсолютом. Волюнтаризм – учение, рассматривающее волю как высший принцип бытия: воля и любовь ценнее разума; миром управляет Божественная воля; человек наделен свободой воли, предопределяющей грехопадение (ослабление воли к добру) и спасение души (следование божьей воле).

 

  1. Установите соответствие между антропологическими понятиями и направлениями современной западной философии.
1. Проекция и сублимация

2. Заброшенность и абсурд

3. Бинарность и символ

4. Деконструкция и коммуникация

 

А) «философия жизни»

Б) постмодернизм (4)

В) структурализм (3)

Г) экзистенциализм (2)

Д) психоанализ (1)

 

 

Современные антропологические концепции представляют разнообразие трактовок человека и его сущности.

Психоанализ рассматривает человека как противоречивое единство сознательного и бессознательного. Проекция – в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств или состояний на внешние объекты. Сублимация – психический процесс преобразования и переключения энергии бессознательных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Сублимация – преобразования энергии сексуального влечения (либидо), характеризующийся заменой сексуальной цели на цель «более отдаленную и более ценную в социальном отношении».

Экзистенциализм характеризует человека как экзистенцию (существование, «здесь-бытие»), сущностью которой является «заброшенность» в мир, случайность, непредопределенность, что делает человека существом открытым, одиноким и свободным. Ощущение случайности бытия создает абсурд (отсутствие высшего смысла) – единственно возможный тип взаимодействия между личностью и миром. Попыткой преодоления абсурда является трансцендирование (выход за пределы наличного бытия), построение собственной системы ценностей в поисках смысла; выбор ценностей всегда индивидуален, и только сам человек несет ответственность за свой выбор.

Структурализм и структурная антропология (К. Леви-Строс, Ж. Лакан) утверждает бинарность (двойственность) в качестве основного принципа структурной организации человека как культурного существа, поскольку человеческое бытие изначально противоречиво: оно находится между жизнью и смертью, своим и чужим, сознательным и бессознательным и т.д. Первобытные культуры сохранили способ гармоничного сочетания противоречий в дологической структуре мифа. Символ (миф и язык) есть основное выражение сущности человеческого бытия; ему, с одной стороны, противостоит «реальное», к которому у человека нет непосредственного выхода, с другой – «воображаемое» – область неустойчивых субъективных образований.

Ключевыми понятиями постмодернизма, сформировавшегося под влиянием информационной культуры (производства знаков, символов, информации), являются деконструкция (отказ от идей целого, универсального, абсолютного) и коммуникация (разговор, общение с целью создания и пересоздания разнообразных систем – «текстов» или «дискурсов»). Постмодерн вообще отрицает какую-либо реальность вне сферы коммуникации и производит реорганизацию, декомпозицию, размывание контуров, деперсонализацию т.н. «жизненного мира». Текущая действительность характеризуется как «перфоманс» – ситуативность, а сфера культуры – как «симулякр» – творческий монтаж имитированной реальности.

 

  1. Свойствами сознания являются…

А) беспредметность

Б) рефлексивность

В) идеальность

Г) автономность от материальных структур

 

 

  1. Характеристиками человека в традиционном обществе (деревенская культура и крестьянский образ жизни) являются

А) локальность, цикличность, непосредственность

Б) яркая индивидуальность, широкие социальные связи

В) недистанцированность личностных, социальных связей, отсутствие выраженной индивидуальности

Г) обыденность, размеренность

 

 

  1. Проблемой смысла жизни в русском космизме занимались Н. Федоров, Л. Чижевский:

А) Д. Менделеев

Б) Н. и Е. Рерихи

В) К. Циолковский

Г) П. Чаадаев

Русский космизм — течение русской религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной[4][5]. Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства, а также псевдонауки, оккультизма и эзотеризма.

Термин «космическая философия» употреблялся Константином Циолковским[5][7]. Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903). Сформулировал базисную идею, составляющую парадигму русского космизма: Мир (включая жизнь и человечество) есть закономерно эволюционирующая система. Философия Н. Ф. Федорова является синтезом православно-религиозной метафизики и теоретических идей естествознания[11]. Считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.

Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды, но Вернадский был оптимистом.

Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Александр Леонидович Чижевский (1897—1964) — биофизик, изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы. Представления о космосе и месте человека в космосе представлял в сових художественных произведениях Рерихи.

 

  1. Основными направлениями социальной антропологии в XIX–XX в. являются интерпретативная антропология, структурализм, марксистская антропология, …

А) эволюционизм

Б) функционализм

В) идеализм

Г) экзистенциализм

 

ФУНКЦИОНАЛИЗМ — доктрина, утверждающая, что общество или общественные системы можно описать через выполняемые функции, которые они осуществляют в интересах продолжения существования целого. Общество и общественные институты сравнивают с биологическими организмами. Общество воспринимается как нечто целое, созданное из составных частей, взаимосвязь которых обеспечивает поддержание его жизни. Основоположниками структурного функционализма считаются известный американский социолог Толкотт Парсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, а также британский социальный антрополог польского происхождения Бронислав Малиновский.

Эволюционизм – направление в социальной антропологии, рассматривающее как происходит эволюционное развитие общество. Общество уподобляется организму. Классические формулировки социологического эволюционизма представлены в работах шести представителей этого направления: Конта, Спенсера, Моргана, Дюркгейма, Тенниса и Уорда.

 

  1. Проблема отношения полов нашла отражение в творчестве…

А) В.С. Соловьева, В.В. Розанова

Б) З. Фрейда, Э. Фромма

В) К. Поппера, Л. Витгенштейна

Г) В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского

 

Проблемой отношения полов занимались З. Фрейд («Неудовлетворенность в культуре» и др.), Э. Фромм («Искусство любви»), В.С. Соловьев («Смысл любви»), В.В. Розанов («Уединенное», «Опавшие листья» и др.).

 

  1. Представителями провиденциализма в философии являются…

А) Гегель

Б) А. Тойнби

В) В.С. Соловьев

Г) К. Маркс

Д) Августин Аврелий

Провиденциализм – теологическое толкование истории как проявления воли Бога. Августин разработал целостную концепцию всемирно-исторического процесса как определенного Божественным провидением. Осуществление идеи Всеединства, предложенной В.С. Соловьевым, есть идеал будущего, предугаданный волей Бога. Модернизация провиденциализма наблюдается в трудах мыслителя ХХ века А. Тойби, который считает, что подлинная история есть диалог человечества с Богом, в ходе которого люди постигают волю Божию.

 

  1. К духовным общественным отношениям относятся…

А) религиозные

Б) производственные

В) организационно-технологические

Г) политические

Д) нравственные

 

  1. Нравственный смысл жизни, по В.С. Соловьеву, состоит в …

А) преодолении диктата Оно разумным человеком

Б) преодолении смерти

В) совершенствовании человеческой сущности

Г) развитии духовных оснований личности

 

  1. «Это ж тебе написал, любя, и призывая, и моля благодатью божьей, что переменишь ты скупость на щедрость и немилосердие на милость. Утешь плачущих и рыдающих день и ночь, избавь обиженных из рук обижающих. И если хорошо урядишь свое царство – будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится, по слову великого Богослова, а для христианской церкви сбудется блаженного Давида слово: «Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как пожелал я того».

(старец Филофей)

 

Данный отрывок относится к истории ________ философии.

А) русской

Б) итальянской

В) китайской

Г) античной

Мона́х Филофе́й (ок. 1465—1542) — старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря (село Елизарово Псковского района), сведения о котором весьма скудны. Известен как предполагаемый автор концепции «Москва — Третий Рим», тезисы которой изложены в его письмах к великому князю Василию III Ивановичу. Москва – 3 Рим – политическая теория 16 в. в России, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Теория «М. — т. Р.», изложенная в характерной для средневекового мышления религиозной форме, утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, по мнению создателей этой теории, из-за уклонения от «истинной веры», является Московская Русь — «третий Рим».

 

  1. «Это ж тебе написал, любя, и призывая, и моля благодатью божьей, что переменишь ты скупость на щедрость и немилосердие на милость. Утешь плачущих и рыдающих день и ночь, избавь обиженных из рук обижающих. И если хорошо урядишь свое царство – будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится, по слову великого Богослова, а для христианской церкви сбудется блаженного Давида слово: «Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как пожелал я того».

(старец Филофей)

 

Автор отрывка призывает своего адресата к более нравственному и милосердному поведению, аргументируя тем, что …

 

А) «твое христианское царство другим не сменится»

Б) «пожелал я того»

В) «все христианские царства сошлись в одно твое»

Г) «ты благочестивый царь»

 

  1. «Это ж тебе написал, любя, и призывая, и моля благодатью божьей, что переменишь ты скупость на щедрость и немилосердие на милость. Утешь плачущих и рыдающих день и ночь, избавь обиженных из рук обижающих. И если хорошо урядишь свое царство – будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится, по слову великого Богослова, а для христианской церкви сбудется блаженного Давида слово: «Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как пожелал я того».

(старец Филофей)

 

В данном отрывке под «третьим Римом» подразумевается город …

Москва

 

«Послание великому князю Василию III об исправлении крестного знамения и о содомском блуде» старца Филофея легло в основу концепции «Москва – третий Рим».

 

  1. В центре этических учений античных философов находится понятие «Благо» как конечная цель человеческих устремлений. Установите соответствие между представителями античной философии и теми идеями, которые отождествлялись с Благом.
1. Аристотель

2. Эпикур

3. Сенека

 

А) практическая полезность

Б)подавление аффектов (3)

Г) духовное наслаждение (2)

Д)господство разумной природы над чувственной (1)

 

 

  1. Установите правильное соответствие между основными философскими течениями и периодами развития русской философии:
1. Русское вольтерианство

2. Российский марксизм

3. Славянофильство

А) Первая половина XIX века (3)

Б) XVIII век (1)

В) Вторая половина XIX века (2)

Г)XX век

 

Можно выделить следующие основные течения в философском движении России в XVIII веке: 1) русское вольтерианство; 2) русский гуманизм XVIII века; 3) русское масонство. Русское вольтерианство – основное течение того времени, оно шло по линии секуляризации и определялось потребностью создать новую национальную идеологию «ввиду крушения прежней церковной идеологии». Для русских произведений литературы этого периода характерны скептицизм, ирония, критика общественного строя, осмеяние суеверий, преклонение перед разумом. Русское вольтерианство в своем нигилистическом аспекте надолго оставило следы в русском обществе, но это отразилось, скорее в быту, чем в русской культуре.

Славянофильство возникло как попытка опровергнуть немецкий тип философствования на основе русского толкования христианства, опирающегося на сочинения отцов восточной церкви. Философские работы славянофилов во многом явились реакцией на «Философские письма» П.Я. Чаадаева, опубликованных в 1836 году. Автор высоко оценивал западное христианство, сыгравшее, по его мнению, значительную социально-политическую роль в «воспитании» народов Европы. Славянофильство – реакция против слепого подражания Западу, характерного для широких кругов русского дворянства. Представители: А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, Ф. В. Чижов, .

Российский марксизм отразил всю сложность процесса развития России на рубеже XIX-XX веков. Его особенность – в практической направленности на решение задач, связанных с изменением общественно-политического строя. Первым теоретиком марксизма в России считается Г.В. Плеханов (1856– 1918). В понимании истории он считает всеобщей причиной общественного движения развитие производительных сил, а творцом истории с его точки зрения выступают народные массы. Его взгляды получили развитие в работах В.И. Ленина.

 

  1. Двумя стратегиями существования человека в культуре, по мнению Э. Фромма, являются …

А) «Разрушать»

Б) «Быть»

В) «Создавать»

Г) «Иметь»

 

 

  1. Уровень эстетической культуры личности определяется: эстетическим чувством, интенсивностью приобщения к ценностям искусства, …

А) умением оценивать

Б) определенной суммой знаний в области художественной культуры

В) рациональным мышлением

Г) расчетливостью человека

 

  1. Культура общества – это …

А) первая природа как условие развития человека

Б) совокупность общественных отношений

В) все формы и виды человеческой деятельности и все ее результаты

Г) нормы и правила поведения людей

Д) определенная система ценностей и идей, норм и традиций

 

  1. Способность к языковому общению в качестве основополагающего условия человеческого бытия рассматривается в философии…

А) постмодернизм

Б) механицизм

В) агностицизм

Г) герменевтика

 

  1. Понятие «жизнь» многоаспектно и может иметь не только биологическое но и _______ содержание.

А) гуманистическое

Б) политическое

В) экономическое

Г) культурно-историческое

 

 

  1. «Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь» (Джованни Пико делла Мирандола «Речи о достоинстве человека», 15 в.).

 

Данный отрывок характеризует мировоззренческую позицию человека эпохи …

А) Средневековья

Б) Первобытности

В) Возрождения

Г) Новейшего времени

 

  1. «Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь».

 

По мнению автора отрывка, сущность человека составляют …

А) бессмертная душа

Б) свободная воля

В) предопределенный образ

Г) свободное творчество

 

  1. «Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь».

 

Положение человека в системе мироздания, определенное автором отрывка, философская антропология характеризует как …

антропоцентризм

 

  1. Предметом изучения философской антропологии являются…

А) первооснова и сущность бытия

Б) сущность и природа ценностей

В) методы и границы познания

Г) специфика бытия человека

Д) сущность и природа человека

 

  1. Аскетизм рассматривает смысл жизни в качестве цели жизни, которая сводится к …

А) добровольному перенесению физической боли

Б) ограничению или подавлению чувственных желаний

В) удовольствию и поиску наслаждений

Г) отсутствию страдания

 

  1. Культура, по К. Марксу, является …

А) системой знаков, в которой закодированы духовные ценности

Б) второй натурой

В) совокупностью материальных и духовных ценностей

Г) принципом связи человека с миром

 

  1. Взаимосвязь религиозных и моральных ценностей проявляется в …

А) сакрализации действительности

Б) ритуализации жизни

В)утверждении установки на безусловное принятие высшей абсолютной реальности

Г) нравственной проблематике

Д) преобладании эмоционального восприятия мира

 

  1. Человеческая природа в христианской концепции выражена в добродетелях: …

А) вера, надежда, любовь

Б) познание, опыт, мировоззрение

В) святость, спасение, смирение

Г) трудолюбие, свобода воли, ответственность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *