Общая характеристика функциональных стилей и типов речи
І. Деловой (официально-деловой) стиль
1. Сфера общения – официальная (законодательство, делопроизводство).
2. Функция речи – информативная, императивная.
3. Стилеобразующая установка – императивно-информативное регулирование внутри- и межгосударственных отношений.
4. Тип мышления – обобщенно-стандартизированный.
5. Стилевые черты: императивность, стандартизированность, официальность, предельная однозначность, безличность, логичность, отсутствие эмоциональности.
6. Подстили (обусловлены частными сферами официально-делового общения):
1) законодательный подстиль – включает в себя язык законодательных документов, связанных с деятельностью государственных органов;
2) дипломатический подстиль – язык дипломатических документов, относящихся к области международных отношений;
3) канцелярский (административно-канцелярский) подстиль включает в себя, с одной стороны, служебную переписку между учреждениями и организациями, а с другой, – частные деловые бумаги.
ІІ. Научный стиль
1. Сфера общения – научная деятельность.
2. Функция речи – информативная.
3. Стилеобразующая установка – объективно и обобщенно передать научную информацию.
4. Тип мышления – обобщенно-отвлеченный (абстрактный).
5. Стилевые черты: обобщенность, отвлеченность, объективность, подчеркнутая логичность, доказательность.
6. Подстили (обусловлены характером адресата и целью):
1) собственно научный подстиль;
2) научно-учебный подстиль;
3) научно-популярный подстиль.
ІІІ. Публицистический (газетно-публицистический) стиль
1. Сфера общения – массовая коммуникация.
2. Функция речи – информативная, функция воздействия, популяризаторская. Сочетание двух функций обуславливает переходный характер публицистического стиля.
3. Стилеобразующая установка – формирование общественного мнения.
4. Тип мышления – аналитико-синтетический в сочетании с конкретно-образным.
5. Стилевые черты: чередование стандарта и экспрессии, возможность открытой оценочности.
6. Подстили (по крайней мере две классификации на разных основаниях):
Во-первых, в зависимости от типа средства массовой информации выделяют 1) газетно-публицистический, 2) радио- тележурналистский и 3) ораторский подстили.
Во-вторых, в рамках газетно-публицистического стиля как стиля, носящего переходный характер межу научным и официально-деловым стилями, с одной стороны, и художественной речью, с другой стороны, выделяются подстили на основании чередования стандарта и экспрессии: 1) официально-информатив-ный подстиль; 2) неофициально-информативный подстиль; 3) газетно-научный подстиль; 4) собственно публицистический подстиль.
IV. Религиозно-проповеднический (конфессиональный) стиль
1. Сфера общения – религиозная (сфера культа).
2. Функция речи – информативная, функция воздействия. Это обуславливает близость с публицистическим стилем.
3. Стилеобразующая установка – донесение до верующих (прихожан) слова Божьего.
4. Тип мышления – сочетание обобщенно-отвлеченного с конкретно-образным.
5. Стилевые черты: торжественность, каноничность, образность.
6. Разветвленная жанровая система.
V. Разговорная речь
1. Сфера общения – непосредственная межличностная коммуникация.
2. Функция речи – коммуникативная.
3. Стилеобразующая установка – достижение эффективности общения.
4. Тип мышления – конкретно-предметный.
5. Стилевые черты: непринужденность, непосредственность, динамичность, эмоциональность.
6. Подстили (обусловлены обстановкой общения):
1) официальной (разговорно-официальный подстиль); 2) неофициальной (разговорно-бытовой подстиль).
VI. Художественная речь
1. Сфера общения – эстетическая (художественная литература).
2. Функция речи – функция воздействия.
3. Стилеобразующая установка – создание художественного образа.
4. Тип мышления – конкретно-образный.
5. Стилевые черты: образность, эмоциональный динамизм, авторская индивидуальность (образ автора).
6. Подстили (обусловлены прежде всего соответствием трем родам литературы):
1) лирике (поэтический подстиль),
2) эпосу (прозаический подстиль),
3) драме (драматургический подстиль).