Общая характеристика функциональных стилей и типов речи

І. Деловой (официально-деловой) стиль

1. Сфера общения – официальная (законодательство, делопроизводство).

2. Функция речи – информативная, императивная.

3. Стилеобразующая установка – императивно-информативное регулирование внутри- и межгосударственных отношений.

4. Тип мышления – обобщенно-стандартизированный.

5. Стилевые черты: императивность, стандартизированность, официальность, предельная однозначность, безличность, логичность, отсутствие эмоциональности.

6. Подстили (обусловлены частными сферами официально-делового общения):

1) законодательный подстиль – включает в себя язык законодательных документов, связанных с деятельностью государственных органов;

2) дипломатический подстиль – язык дипломатических документов, относящихся к области международных отношений;

3) канцелярский (административно-канцелярский) подстиль включает в себя, с одной стороны, служебную переписку между учреждениями и организациями, а с другой, – частные деловые бумаги.

ІІ. Научный стиль

1. Сфера общения – научная деятельность.

2. Функция речи – информативная.

3. Стилеобразующая установка – объективно и обобщенно передать научную информацию.

4. Тип мышления – обобщенно-отвлеченный (абстрактный).

5. Стилевые черты: обобщенность, отвлеченность, объективность, подчеркнутая логичность, доказательность.

6. Подстили (обусловлены характером адресата и целью):

1) собственно научный подстиль;

2) научно-учебный подстиль;

3) научно-популярный подстиль.

ІІІ. Публицистический (газетно-публицистический) стиль

1. Сфера общения – массовая коммуникация.

2. Функция речи – информативная, функция воздействия, популяризаторская. Сочетание двух функций обуславливает переходный характер публицистического стиля.

3. Стилеобразующая установка – формирование общественного мнения.

4. Тип мышления – аналитико-синтетический в сочетании с конкретно-образным.

5. Стилевые черты: чередование стандарта и экспрессии, возможность открытой оценочности.

6. Подстили (по крайней мере две классификации на разных основаниях):

Во-первых, в зависимости от типа средства массовой информации выделяют 1) газетно-публицистический, 2) радио- тележурналистский и 3) ораторский подстили.

Во-вторых, в рамках газетно-публицистического стиля как стиля, носящего переходный характер межу научным и официально-деловым стилями, с одной стороны, и художественной речью, с другой стороны, выделяются подстили на основании чередования стандарта и экспрессии: 1) официально-информатив-ный подстиль; 2) неофициально-информативный подстиль; 3) газетно-научный подстиль; 4) собственно публицистический подстиль.

IV. Религиозно-проповеднический (конфессиональный) стиль

1. Сфера общения – религиозная (сфера культа).

2. Функция речи – информативная, функция воздействия. Это обуславливает близость с публицистическим стилем.

3. Стилеобразующая установка – донесение до верующих (прихожан) слова Божьего.

4. Тип мышления – сочетание обобщенно-отвлеченного с конкретно-образным.

5. Стилевые черты: торжественность, каноничность, образность.

6. Разветвленная жанровая система.

V. Разговорная речь

1. Сфера общения – непосредственная межличностная коммуникация.

2. Функция речи – коммуникативная.

3. Стилеобразующая установка – достижение эффективности общения.

4. Тип мышления – конкретно-предметный.

5. Стилевые черты: непринужденность, непосредственность, динамичность, эмоциональность.

6. Подстили (обусловлены обстановкой общения):

1) официальной (разговорно-официальный подстиль); 2) неофициальной (разговорно-бытовой подстиль).

VI. Художественная речь

1. Сфера общения – эстетическая (художественная литература).

2. Функция речи – функция воздействия.

3. Стилеобразующая установка – создание художественного образа.

4. Тип мышления – конкретно-образный.

5. Стилевые черты: образность, эмоциональный динамизм, авторская индивидуальность (образ автора).

6. Подстили (обусловлены прежде всего соответствием трем родам литературы):

1) лирике (поэтический подстиль),

2) эпосу (прозаический подстиль),

3) драме (драматургический подстиль).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *