Онтология, тесты с ответами

1. Установите соответствие между основными понятиями античной философии и их значениями.

1. Космос

2. Логос

3. Архе

4. Телос

А) предназначение сущего (4)

Б) человек как часть целого

В) первоначало (3)

Г) упорядоченное целое (1)

Д) разумная необходимость (2)

Космос («порядок») – термин древнегреческой философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого: так, Пифагор называл универсум «космосом», исходя из наличия в нем гармонии; Анаксимандр писал о концентрических сферах «элементов» внутри мира-небосвода; Гераклит говорил о «мирострое» вселенной; Платон объяснял возникновение космоса как результат упорядочивающей деятельности демиурга (творца).

Логос («слово», «смысл») – термин, означающий разумную необходимость, управляющую миром; это универсальный закон, придающий смысл, стабильность и гармонию всему сущему: термин был введен Гераклитом с целью обозначить всеединство и законосообразность постоянного движения в мире; стоики называли Логос «душой космоса»; неоплатоники – эманациями (истечениями) умопостигаемого мира.

Архе («начало», «принцип») – термин для обозначения онтологического и гносеологического принципа первоначала; большинство древнегреческих философов (Фалес, Гераклит и др.) понимали под «архе» субстанцию или «первоматерию», находящуюся за границами чувственного восприятия и являющуюся основой всего сущего: термин объясняется у Платона как «нечто невозникшее» и у Аристотеля как «недоказуемое» «начало сущности».

Телос («завершение», «цель») – предназначение сущего – отдельных вещей, человека и мира в целом: термин формируется в классический период древнегреческой философии у Платона и Аристотеля и означает свойство самой природы вещей («природа ничего не делает напрасно») – это не просто причинно-следственные связи явлений, а внутренняя логика целенаправленного движения.

2. Установите соответствие между категориями диалектики и их содержанием.

1. Явление

2. Сущность

3. Качество

4. Количество

А) специфические свойства (3)

Б) внутреннее содержание (2)

В) отвлеченные признаки (4)

Г) внешняя форма (1)

Д) граница определенности

Явление – чувственно воспринимаемый, конкретный, индивидуальный предмет, процесс, свойство или состояние; внешняя форма существования объекта, включающая в себя пространственно-временные, количественные и качественные характеристики.

Сущность – это внутренне содержание объекта, выражающееся в единстве всех многообразных форм его бытия; это главный, существенный признак предмета, постигаемый только мышлением. Сущность – это то общее, устойчивое, что характерно для множества единичных явлений (например, сущностью человека является наличие сознания).

Качество – категория, отображающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество – это устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, и вместе с тем – то общее, что характеризует класс однородных объектов (например, органическое вещество качественно отличается от неорганического). Количество – категория, отображающая отвлеченные от конкретного содержания признаки объекта; общее и единое в вещах и явлениях. Количественные характеристики объекта: число, размер, порядок связи элементов, скорость движения, степень развития и т.д. Раскрывая качественную и количественную определенность вещей, человек вместе с тем устанавливает их различие и тождество.

3. В эпоху Возрождения складывается новая натурфилософия, для которой характерны следующие черты: пантеизм; идея тождества микро- и макромира, а также …

А) гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия

Б) креационизм

В) идея самодеятельности материи

Г) провиденциализм

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. providentio — предвижу) — специфическая для теизма концепция истории, в свете которой исторический процесс мыслится как реализация Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества.

4. Установите правильную последовательность возникновения свойств материальных систем по мере их усложнения.

А) творческая активность (5)

Б) самодвижение (1)

В) самоорганизация (2)

Г) саморазвитие (3)

Д) психическая активность (4)

Самодвижение – изменение объекта под влиянием внутренне присущих ему противоречий – является фундаментальным свойством материи, присущим всем уровням ее строения – от механических, квантово-физических до социальных процессов.

Самоорганизация – процесс создания, воспроизведения и совершенствования, характерный для сложных динамических систем. Такими системами являются живая клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив и т.д.

Процессы самоорганизации происходят за счет перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Условие самоорганизации – большое количество элементов внутри системы, связи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный характер.

Типы самоорганизации:

а) самозарождение (генезис) – возникновение из некоторой совокупности целостных объектов новой системы со своими специфическими закономерностями (например, генезис многоклеточных организмов из одноклеточных);

б) самосохранение – поддержание определенного уровня организации при изменении внешних и внутренних условий;

в) саморазвитие.

Саморазвитие (самосовершенствование) – переход системы на более высокую ступень организации, усложнение внутрисистемных связей – характерно для открытых и неравновесных систем, способных накапливать и использовать прошлый опыт.

Психическая активность – высший вид отражения, свойственный наиболее сложным системам живой природы. Чувствительность, то есть способность иметь ощущения, является начальной формой психики у организмов. Взаимная координация органов чувств у животных формирует восприятие – отражение вещей в совокупности их свойств, а также существенных в биологическом отношении пространственно-временных и элементарных причинных связей в окружающем мире. Человеку свойственно сознание – высшая форма психической активности, для которой характерно целенаправленное отражение действительности в абстрактно-понятийных формах.

Творческая активность – способность системы не только отражать, но и преобразовывать окружающий мир – свойственна наиболее сложным, социальным системам. Для творческой активности характерно продуктивное воображение и фантазия, способность к созданию новых идей, целей, средств, результатов деятельности. Совокупность результатов преобразовательной деятельности образует культуру – искусственный мир «очеловеченной природы».

5. Установите соответствие между онтологическими направлениями и представителями философии Нового времени.

1. Монизм

2. Дуализм

3. Плюрализм

А) Спиноза (1)

Б) Кузанский

В) Декарт (2)

Г) Лейбниц (3)

6. Установите соответствие между представителями древнегреческой философии и онтологической проблематикой.

1. Гераклит

2. Пифагор

3. Парменид

4. Демокрит

5. Платон

А) неподвижность и единство сущего (3)

Б) умопостигаемые идеи и чувственно-конкретные вещи (5)

В) атомы, движущиеся в пустоте (4)

Г) Бог, творящий мир из ничего

Д) универсальность изменений в мире (1)

Е) числа и их соотношения (2)

7. Установите правильную последовательность возникновения философских представлений о материи.

А) атомизм (2)

Б) механистический субстанционализм (3)

В) диалектический материализм (4)

Г) конкретно-вещественное понимание (1)

1. В Древности было распространено конкретно-вещественное (субстратное) понимание материи: природные стихии, или элементы (вода, воздух, земля, огонь и т.д.), трактовались как «первовещество», образующее все многообразие вещей.

2. В V в. до н.э. сформировался атомизм – учение об атомном строении материи (Левкипп и Демокрит), в котором материя стала пониматься как множество атомов – неделимых, вечных и неизменных мельчайших частиц, движущихся в пустоте. Эта концепция принципиально изменила представления о «первовеществе», лишив материю чувственно-воспринимаемых свойств и заложив основы механицизма.

3. В XVII в. Декарт предложил «эфирную» концепцию материи, в соответствии с которой атомы движутся не в абсолютной пустоте, а в эфире, где распространяются электромагнитные волны. В XVIII–XIX вв. ведущим является механистический субстанционализм – учение о материи как вечной и неизменной субстанции, проявляющейся в различных акциденциях – несущественных свойствах (вес, цвет, движение, и т.д.).

4. На рубеже XIX–XX вв. субстанционализм был дискредитирован в ходе революции в естествознании: обнаружилось, что такие характеристики атомов, как неизменность, неделимость, непроницаемость и т.п., потеряли свое универсальное значение. Диалектический материализм отказывается от понимания материи как субстанции и характеризует ее как многообразную и изменчивую объективную реальность, познаваемую через ее свойства – атрибуты. Такая концепция материи называется атрибутивной. Материализм, предшествующий диалектическому, называются метафизическим.

8. Установите соответствие между диалектическими категориями и их содержанием.

1. Действительность

2. Реальная возможность

3. Абстрактная возможность

4. Необходимость

5. Случайность

А) незакономерное нереализуемое бытие

Б) закономерное нереализуемое будущее (3)

В) настоящее бытие (1)

Г) неизбежное бытие (4)

Д) реализация одного из множества вариантов бытия (5)

Е) реализуемое будущее (2)

Диалектический анализ динамического материального объекта заключается в выделении в нем аспектов потенциального и актуального бытия. Действительность – это конкретное бытие объекта в настоящее время, пространственно локализованного, в определенных условиях, с определенными свойствами. Эта категория отражает все богатство содержания объекта, его внутренних и внешних связей.

Признаки действительности: реальность (актуальность) и историчность (связь с прошлым и будущим состоянием). Возможность – это будущее объекта в его настоящем, определенные тенденции, направления изменения объекта. Действительность всегда содержит в себе некоторое множество возможностей; при этом набор возможностей ограничен свойствами и законами объекта. Мера возможности называется вероятностью.

Реальная возможность – такая, которая может реализоваться в будущем, превратиться в действительность на основе существующих условий. Абстрактная возможность – не реализуемая на основе существующих условий, хотя в принципе допускаемая свойствами и законами объекта. Такая возможность характеризует отсутствие препятствий для становления объекта, однако для ее осуществления нет необходимых условий.

Необходимость – это то, что закономерно вытекает из существенных свойств объекта, что неизбежно должно произойти именно так, а не иначе; это реализация единственной возможности, имеющейся у объекта в определенных условиях. Случайность – это реализация одной из нескольких возможностей, имеющихся у объекта при определенных отношениях; это то, что может произойти, а может и не произойти. Необходимость и случайность – различные, но взаимосвязанные способы превращения возможности в действительность.

9. Аристотель в сочинении «Метафизика» выделил четыре причины бытия, каждая из которых выполняет определенную функцию в становлении и существовании каждой вещи.

Установите соответствие между причинами бытия и понятиями, выражающими их функции.

А) Материальная

Б) Формальная

В) Движущая

Г) Целевая

1. Субстрат (А)

2. Энергия (В)

3. Энтелехия (Г)

4. Эвдемония

5. Сущность (Б)

10. Основными направлениями онтологии являются …

А) идеализм

Б) гуманизм

В) материализм

Г) эмпиризм

Д) рационализм

Е) дуализм

11. Установите соответствие между онтологическими идеями Платона и понятиями, их обозначающими.

А) Первоматерия

Б) Эйдос

В) Вещь

Цель бытия

2. небытие (А)

3. истинное бытие (Б)

4. бытие-становление (В)

Античная философская мысль, чуждая идее творения мира из ничего, не могла отказаться от понятия первоматерии. Так же как и мир идей, первоматерия существует вечно. Первоматерия не обладает у Платона никакими качествами и свойствами, она есть чистое небытие в том смысле, что является непрерывной изменчивостью и неустойчивостью. Первоматерия — чистая возможность. Вечно существует и демиург — бог, сотворивший мир из первоматерии соответственно идеям.

12. Установите соответствие между типами причинности и типами закономерности.

А) Линейная причинность

Б) Вероятностная причинность

1. динамическая закономерность (А)

2. общественная закономерность

3. статистическая закономерность (Б)

ПРИЧИННОСТЬ, причинная связь, каузальная связь (от лат. causa – причина) – одна из важнейших форм взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов бытия, выражающая такую генетическую связь между ними, при которой одно явление (процесс), называемое причиной, при наличии определенных условий неизбежно порождает, вызывает к жизни другое явление (процесс), называемое следствием (или действием).

В концепции классического детерминизма причинность рассматривалась как внешнее силовое воздействие одних тел на другие, вызывающее изменения в состояниях и свойствах последних. Причинность имела линейный и однонаправленный характер; при этом она отождествлялась с внешним воздействием (ср. известное перипатетическое изречение: «Все, что движется, движется чем-то другим»). В статической механике вероятностная причинность, понимание к-рой в осн. остаётся прежним: состояние системы в данный момент однозначно определяется состоянием системы в предшествующий момент, однако способ описания состояния становится новым, вероятностным.

13. К монистическим моделям мира относятся философские направления …

А) плюрализма

Б) идеализма

В) гилозоизма

Г) материализма

Д) дуализма

14. Натурфилософии Возрождения свойственны следующие принципы:

А) креационизм

Б) эманационизм

В) гелиоцентризм

Г) геоцентризм

Д) мистицизм

Натурфилософии Возрождения, в центре внимания которой находятся проблемы соотношения Бога и мира и устройства космоса (космология), свойственны принципы, обусловленные влиянием неоплатонизма и научных открытий: мистицизм, эманационизм, гелиоцентризм.

Мистицизм – осмысление природы и материи как проявления таинственной божественной сущности (Николай Кузанский). Эманационизм – понимание природы как эманации (истечения, развертывания) Бога. Гелиоцентризм (gelios – Солнце) – представление о Солнце как центре Солнечной системы (Николай Коперник, Галилео Галилей), благодаря которому развилось представление о бесконечной Вселенной, не имеющей центра (Джордано Бруно).

15. Наиболее общими понятиями онтологии являются…

А) культура

Б) небытие

В) действительность

Г) бытие

Д) цивилизация

16. Представление материи и духа как неотделимых сторон одной и той же субстанции характерно для представителей …

А) гилозоизма

Б) идеализма

В) дуализма

Г) материализма

Д) пантеизма

Е) панпсихизма

В гилозоистических и пантеистических философских учениях материя и дух понимаются как две стороны одной и той же субстанции, которые всегда существуют вместе и неотделимы друг от друга.

Пантеизм – учение, в котором отождествляются Бог и мир. Бог – безличный дух, растворенный в природе, слитый с нею.

Гилозоизм рассматривает каждое тело и весь мир как живой организм. Особый вариант гилозоизма – панпсихизм – идеалистическое представление о всеобщей одушевленности природы.

17. Мыслитель раннего Возрождения Николай Кузанский обосновал…

А) идеи реформации

Б) социальную утопию

В)структурно-математический метод

Г) учение о совпадении противоположностей

Д) концепцию «ученого незнания»

18. Установите правильную последовательность уровней организации материальной системы от простого к сложному в зависимости от преобладающего типа движения.

4 биологический

5 социальный

2 физический

3 химический

1 механический

В зависимости от преобладающего типа движения в материальной системе различаются следующие уровни:

1) механический (перемещение тел в пространстве);

2) физический (взаимодействия элементарных частиц, полей и атомов);

3) химический (разнообразные химические реакции, приводящие к изменению молекулярной структуры вещества);

4) биологический, или органический (микроорганизмы, организмы и биосфера);

5) социальный (экономические, социальные, политические и культурные процессы общественной жизни).

Каждый последующий уровень материальной системы является более сложным, так как включает в себя предшествующие формы движения, но при этом качественно отличается от них. Так, отличием социальной системы является сознательная деятельность людей. В целом мир представляет собой единство неорганической природы (геосферы), органической жизни.

19. Представление о том, что все в этом мире имеет духовное начало, является характерным для представителей…

А) атомизм

Б) объективного идеализма

В) гилозоизма

Г) дуализма

Д)материализма

20. Существенными свойствами пространства, согласно диалектическому материализму, являются …

А) Объективность

Б) Трехмерность

В) Субъективность

Г) Двухмерность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *