Определение онтологии

Онтология – (от греческого — слово, мысль, учение) — учение о бытии, его формах и фундаментальных принципах, универсалиях и категориальных расчленениях. Термин «онтология» был введен Р. Гоклениусом в 1613. В 1656 И. Клауберг предложил термин «онтософия», но он не прижился. Онтологические структуры вводились уже в античной философии в ходе анализа эпистемической проблемы «что такое знание». Онтология сливалась с космологией – учение о 4 стихиях(огонь воздух вода земля).

По мере развития философской мысли трактовка онтологии усложнялась. На смену онтологии вещей и их свойств, характерной для философии от Аристотеля до Мейнонга и исходящей из соответствия языка и предметов, пришла онтология, в которой выделялись различные слои в предметной области теорий и строилась наряду с региональными онтологиями общая онтология. Эта версия онтологии присуща Гуссерлю, М.Шелеру, Н.Гартману и Уайтхеду.

В 20 веке утверждается онтология событий, которая соединяясь с динамическим взглядом на ми, трактует его как серию событий.

Причем на рубеже 20 и 21 вв все более и более утверждается позиция конструктивизма в онтологии, в которой подчеркивается значимость ментальной активности в построении предметного мира.

Понимание частей онтологии зависело от трактовки онтологии. В наши дни выделяются онтика (связана с выбором исходного подхода к онтологии, ее проблем и понятий), онтометодология (ее предметом являеются принципы и методы построения онтологии) и онтологика( ее цель построение онтологического универсума и анализ соответствия между логическими отношениями и онтологическими положениями. (онтология процесса) Обычно выделяют различные виды онтологии в зависимости от общей методологии:

  • cтатическая и генетическая
  • эссенциалистская и реляционистская
  • дескриптивная и конструктивистская
  • гомогенная и стратифицированная
  • модальная и немодальная

Еще написано, что Кант считал «прежнюю онтологию» частью метафизики (критические преддверие подлинной метафизики, для него (прежняя) онтология – «система всех рассудочных понятий и основоположений, поскольку они относятся к предметам, которые даны чувствам, и, следовательно, могут быть удостоверены опытом».

Физическая метафизика Мамардашвили

Прежде всего, метафизика для него — это не мировоззрение, не учение и не система знаний о мире в целом, о законах природы, общества и мышления. Подвергая критике наивные и натуралистические (эмпирические) отождествления философии с наукой, особенно с естествознанием, Мамардашвили рассматривал философию как способ задавания вопросов, как технику постановки и решения определенных и далеко не эмпирических проблем, захватывающих бытие человека в мире. Метафизика существовала и существует во множестве интерпрета-ций. Это означает, что мир дан человеку в определенных перспективах, что не существует и не может существовать единой, одной единственной верной интер-претации. В центре метафизики — проблема бытия, прежде всего бытия свободы с присущей ему самоочевидной необходимостью самого себя. Причем бытие охвачено сознанием. Оно есть бытие-сознание, осознанное бытие, сознательное бытие.

Принцип тождества мышления и бытия образует исходный принцип его «физической метафизики». Он неоднократно говорит о «континууме «бытие-со- знание»»Поворот, общий для оригинальных философов России этого времени, к континууму бытие-сознание, где сознание было понято как момент бытия, а бытие как репрезентированное сознанием, выразился в идее тождества мышления и бытия.

Как же понимал тождество мышления и бытия Мамардашвили? Прежде всего он обращает внимание на символический и парадоксальный характер философского языка. Он имеет дело с символами — с символическим бытием, с трансцендентными объектами, которые помимо слоя эмпирического бытия обладают иным, трансэмпирическим, метафизическим смыслом. Будучи вещью, любой символ обладает другой стороной — стороной скрытого смысла, требующего расшифровки и понимания. В отличие от идеологически нагруженных конструктов и эмблем, которые всегда возникают и исчезают в быстротекущем времени, символы — вне времени, или точнее говоря, в длительном времени, в большой длительности.

Поэтому у метафизики иной способ рассуждения и аргументации, чем у научных дисциплин. Она обращается не к индуктивным или дедуктивным выводам, а к парадоксальным способам рационального смыслополагания и смыслопости- жения.

Парадоксальность аргументации метафизики заключается в соединении классического и неклассического языков, в дополнении неклассического языка языком классическим. Этот мотив уже чувствуется в его обращении к образу двуликого Януса, который он неоднократно использует и который становится у него решающим при характеристике и онтологии, и гносеологии. Он неоднократно говорил о своей «физической метафизике» как о «Янус-онтологии» и «Янус-гносеологии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *