Половое воспитание. Проблема полового воспитания детей и подростков
На первом этапе формированию понятия половой принадлежности способствует тому, что в 3 года ребёнок заявляет: «Я мальчик» или «Я девочка». Излишняя детализация процесса рождения может пробудить в детях интерес к сексуальным подробностям. Что касается вымысла и сказок, то со временем наступает разоблачение этих уловок и возникает недоверие детей, стремление побольше узнать о такой стороне жизни.
Каждый ребенок изучает свое тело, в том числе и половые органы, дотрагиваясь до них руками так же естественно и не стыдясь этого. Если постоянно одергивать и запрещать ему познавать свой организм, у него сформируется понятие о постыдности тела, но одновременно выработается и повышенный интерес именно к этим органам.
На втором этапе –7-13 лет – дети, до того дружно игравшие вместе, чётко разделяются на два лагеря: мальчики-девочки. Ребёнок выбирает себе половую роль. В это же время формируется и характер. В этом возрастной период особую роль играют взаимоотношения родителей как образец взаимоотношений полов. В семьях, где мать требовательная, эмоционально сдержанная, а отец ласковый, уступчивый, девочки часто вырастают резкими, мужиковатыми, а мальчики – феминизированными.
Третий период (с 12-14 лет у девочек, с 13-15 лет у мальчиков).
У девочек начинаются месячные у мальчиков поллюции. Для любого неподготовленного к таким разговорам родителя вопросы полового воспитания заключаются в том, как рассказать мальчику о поллюциях, а девочке о менструации.
Четвёртый этап – половое воспитание подростков старшего школьного возраста (юношей и девушек) и окончивших школу должно заключаться в освещении вопросов взаимоотношений полов в нравственном, социальном и гигиеническом аспектах, изложения основ гигиены и физиологии половой жизни, гигиены брака.
Последствия неправильного полового воспитания
Постоянная опека и контроль, запрещение общения с кем-либо из сверстников и навязывание иного круга общения, и даже полная изоляция от сверстников, отрицательное отношение к любым проявлениям сексуальности ребенка, естественным для его возраста, наказания и другие жестокие «воспитательные» меры, – искажают этапы психосексуального развития ребенка и деформируют его личность.
Последствия- Половые извращения:
-нарушения стереотипа полового поведения относятся трансформация полоролевого поведения, мазохизм, изнасилование и т.д. Трансформация полоролевого поведения формируется при воспитании в «другом поле», а также при нарушении половых ролей в семье. Сильная мать слабый отец, из-за отсутствия в воспитании форм половых отношений
-нарушения сексуальной направленности по полу объекта (гомосексуализм, трансвистизм и т.д) Проблема гомосексуализма имеет медицинские педагогические, социальные и юридические аспекты. Профилактика гомосексуализма предусматривает правильное половое воспитание и своевременное выявление аномалии половых органов и соответствующая психосексуальная ориентация ребенка и подростка.
-нарушения сексуальной направленности по возрасту (педофилия). Из-за незнания техники половых актов, неуверенности в себе.
Объективные обстоятельства делающие проблему полового воспитания актуальной
Их много:
- акселерация
- свобода общения молодежи
- широкая доступность средств массовой информации
- недостаточность контроля родителей за поведением детей
- интимность сексуальных переживаний
- склонность детей держать все в тайне и др.
Но главным здесь является значительное повышение жизненного уровня и раннее взросление детей (акселерация).
Проблема формирования правильных представлений о любви, семье и браке. Возможные нарушения, отклонения. Роль чрезмерного потока информации, профилактика
В детстве и подростковом возрасте отрабатываются многие модели поведения, которые закладывают основу для взаимоотношений с людьми во взрослой жизни.
В современном обществе значение, смысл и понятие «любовь» значительно отличаются от того, что вкладывалось в него ранее. Наблюдается размытость границ личной и общественной жизни, утрачиваются сакральные ценности семьи и брака. ведь на экранах телевизоров, на просторах Интернета, книгах, газетах и журналах идёт открытая пропаганда секса. Иметь близость интимную с другим человеком становится легкодоступным и модным.
На мир семьи оказывает влияние целый ряд факторов, идущих от общества. К ним в первую очередь относятся право, религия, общественное сознание, традиции, а также характер социальной поддержки семьи обществом и государством.
Изменение положения женщины в семье связано с изменением положения женщины в обществе. Экономическая и социальная самостоятельность женщин
Растет количество фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей, разрушается многопоколенная семья, растет количество матерей одиночек.
Особенности гигиены и физиологии половой жизни
Гигиена половой жизни — важное средство предупреждения не только заболеваний половых органов (таких, как венерические болезни, неспецифические воспалительные процессы в женских и мужских гениталиях и др.), но и патологических изменений в других органах и системах, не относящихся непосредственно к половой сфере (например, расстройств нервной системы).
Более раннее начало половой жизни вредно отражается на здоровье, приводит к физическому и психическому истощению, задерживает дальнейшее развитие организма
Нормальная частота половых сношений — в среднем 2—3 раза в неделю,
Интенсивность половой жизни, будучи сугубо индивидуальной, зависит от очень многих факторов: состояния здоровья, возраста и темперамента, а также от взаимного влечения партнеров.
Длительное половое воздержание у мужчин молодого и среднего возраста при условии активного образа жизни (занятия физкультурой, ходьба, водные процедуры и т. п.) совершенно безвредно.
Под гигиеной половой жизни понимают, в том числе, и ряд гигиенических мероприятий, необходимых к проведению до и после коитуса. Особенно важными эти процедуры становятся перед первым половым актом.
Взаимоотношения мужчин и женщин. Возможные трудности семейной жизни обусловленные дефектами неправильного полового воспитания
Особое место в половом воспитании принадлежит семье, где ребенок ежедневно знакомится с разнообразными образцами и формами поведения родителей в различных ситуациях. Важнейшими задачами семьи в половом воспитании является воспитание женственности и мужественности, половое просвещение и сексуальное воспитание, формирование опыта нестатевої любви, подготовка к выполнению многочисленных супружеских ролей в будущей собственной семье.
Чаще всего распри между мужем и женой предопределяют:
1. Неудовлетворенная потребность равенства, поскольку каждый партнер хочет доминировать, решать все важные семейные вопросы.
2. Неадекватная самооценка одного или обоих супругов.
3. Неудовлетворенная потребность в общении.
4. Несовместимость партнеров. Она может быть следствием разных условий проживания, пребывания под воздействием различных коллективов, семей, что формирует противоположные жизненные ценности.
5. Недостатки и дефекты воспитания, которые порождают потребительство, эгоизм, чрезмерную критичность.
6. Неравномерное распределение обязанностей.
7. Неудовлетворенные материальные потребности. Как свидетельствуют исследования, несогласия в семье часто (42% случаев) порождает погоня за деньгами.
8. Нарушения семейной этики (всего проявляется в измене и ревности).
9. Неудовлетворение сексуальных потребностей.
10. Разное отношение к воспитанию детей.
11. Несправедливое отношение к родственникам брачного партнера.